Библиографическое описание:

Бакатин Ю. П., Остроух А. В. Инновационные информационные технологии – в учебный процесс МАДИ // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 64-65.

Мотивацией подготовки данной публикации послужили конкретные продуктивные результаты взаимодействия кафедры «Техносферная безопасность» с кафедрой «Автоматизированные системы управления» МАДИ в течение последних двух лет - в период подготовки к 80-летнему юбилею университета. Действующими лицами в этой истории являются студенты, обучающиеся по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (АСУ). Соавторы данной публикации выступают в роли организаторов и руководят работой студентов. Промежуточные итоги дважды освещал в газете «За автомобильно-дорожные кадры» (ЗАК) директор музея истории МАДИ Ю.А. Бауштейн.
В финале данного проекта университет признал 3 предложения по созданным лабораторным установкам с участием студентов и магистрантов АСУ- рационализаторскими и выдал соответствующие удостоверения на рационализаторские предложения (№№ 216, 217 и 218 от 03.12. 2010):
  • лабораторная установка для проведения деловой игры на персональном компьютере по теме: «Нормирование дымности дорожных машин на базе тракторов в эксплуатации»;
  • лабораторная установка для определения выбросов вредных веществ при работе дорожных машин;
  • лабораторная установка для изучения принципа работы и определения оптимальных параметров щековой дробилки.
Среди соавторов значатся нынешние студенты-дипломники Сумской М.С. и Смирнов К.А., а так же магистранты Давиденко М.Н. и Лисовенко И.В.
Инновациями в указанных технических решениях являются оригинальные компьютерные программы с графическими интерфейсами, которые собственно и разрабатывали сами студенты. Данные разработки, как самостоятельный интеллектуальный продукт, рассмотрены Роспатентом и соответствующими решениями внесены в государственный реестр программ для ЭВМ. Авторы разработок получили Свидетельства государственного образца о государственной регистрации программ для ЭВМ. Данный вид защиты интеллектуальной собственности приравнивается к изобретениям, на которые выдаются патенты. Каждое свидетельство имеет свой регистрационный номер. Они подписаны руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Б.П. Симоновым.
В указанных лабораторных работах использованы, соответственно, свидетельства:
Экспресс-метод расчета нормы дымности строительно-дорожных машин (№ 2009615746 от 15 октября 2009 г., соавторы, еще будучи студентами 4 курса, - Давиденко М.Н. и Лисовенко И.В.);
Расчет выбросов автотранспорта (№ 2009615744 от 15 октября 2009 г., соавторы, ныне студенты - дипломники Сумской М.С. Смирнов К.А.);
Определение параметров камнедробилки (№2009615745 от 15 октября 2009 г., соавторы - те же Сумской М.С. и Смирнов К.А).
Не менее значимыми итогами завершились в прошлом году работы нынешних студентов Чурина В.В. и Хромова В.С. Их участие в подготовке электронных учебных пособий, так же завершилось признанием Роспатентом разработанных программных продуктов – изобретениями, на которые выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ:
  • № 2010610046 от 11 января 2010 г. на электронное учебное пособие «Техника изобретательства»;
  • № 2010611468 от 19 февраля 2010 г. на электронное учебное пособие «Алгоритмизация поиска технических решений и выявления изобретений в дорожных машинах и автомобилях».
Первое из них предназначено для использования в процессе обучения студентов 4 курса факультета ДМ по дисциплине «Технические основы создания машин», которую преподает Ю. П. Бакатин. Второе – планируется использовать в технологии дистанционного образования на заочном факультете по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» при освоении ими разработанного Ю.П. Бакатиным авторского курса «Основы инженерного творчества» и при дневной форме обучения указанных выше студентов факультета ДМ.
Нельзя обойти вниманием еще один проект, в котором участвует студент 4 курса специальности АСУ Федяшев А.В. В рамках своего курсового проекта он создал имитационные модели работы двух видов машин для мойки дорожных покрытий. Одна модель имитирует работу традиционной машины по всем составляющим рабочего цикла: заправка цистерны водой; выезд на исходную позицию; мойка участка покрытия до полного расхода воды из цистерны; холостой пробег на повторную заправку цистерны водой; повторную заправку водой с визуализацией процесса заполнения цистерны водой и расхода времени; возвращение машины на оставленную позицию; мойку следующего участка покрытия до полного расхода воды и т.д.(в течение рабочей смены приходится прерывать мойку несколько раз) и в заключении - возвращение на территорию эксплуатационного предприятия в конце смены.
Вторая модель имитирует работу пока не существующей машины, осуществляющей рециклинг воды. Синхронный запуск двух моделей наглядно показывает преимущества второй машины.
Исходными материалами для создания имитационных моделей послужили реальные исследования, выполняемые аспирантом кафедры «Дорожные машины» Звягиным Е. В.
Автор имитационных моделей получил отличную оценку за курсовой проект. Его разработки демонстрировались на 2-ом Всероссийском дорожном конгрессе, состоявшемся в МАДИ в конце прошлого года. Сегодня он соавтор в принятых к публикации двух научных статьях. Его разработки еще ждут своего часа для оформления заявки на регистрацию программного продукта. Такая попытка, используя накопленный опыт, несомненно, будет предпринята. При этом, раскрывая результаты уже проделанной Федяшевым А.В. работы, хочется подчеркнуть, что они уже значительно выше, чем рядовая академическая студенческая работа.
Отработанная практика защиты программных продуктов перед экспертами Федерального института промышленной собственности (ФИПС) показала, что электронные учебные пособия защищать сложнее, чем расчетные компьютерные программы. Это тем более радует, что студенты специальности АСУ оказались реально способными создавать такие высокоинтеллектуальные программные продукты, которые ориентированы на активное применение и в разрабатываемых сегодня высшей школой учебных дисциплинах
по новым стандартам, так называемого 3-его поколения. При этом учебно-методические разработки, принимают уже статус интеллектуальной собственности качественно иного уровня. Таким образом, созданные инновационные разработки для учебного процесса с использованием информационных технологий становятся «рабочими лошадками» в решении конкретных задач учебного процесса, существенно повышая его научно-технический и учебно-методический уровень, обеспечивая авторскую защиту программного обеспечения и дальнейшего расширения области применения информационных технологий в учебном процессе МАДИ.
Описанные решения учебных задач не исчерпывают список заданий, которые по силам выполнить студентам. Работа продолжается. Приглашаем новых участников проекта.

Уважаемые студенты! Присоединяйтесь. Каждому из Вас найдется дело по душе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle