Библиографическое описание:

Ярцев М. И., Милов Л. Т. Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления» // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 29-32.

Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студентов об изменениях в расписании, регистрация каждого вновь поступившего в МАДИ студента, инструмент для работы с группами ("виртуальный деканат"), изменение способа доведения вопросов тестов до студента, более точный расчет величин "штрафа" за неправильный ответ, инструмента подготовки к печати ведомости, похожей на обычную ведомость успеваемости МАДИ.

Предложены методы решения описанных проблем. Установлено, что аудиторное занятие с использованием СДО эффективнее, чем обыкновенное аудиторное занятие. Работа направлена поиск или разработку электронной обучающей системы, более подходящей для проведения аудиторных занятий.
Ключевые слова: ЦДО МАДИ, аудиторное занятие, система дистанционного обучения Moodle.

Here is studied the experience of the practical application of LMS MADI for classroom studies on discipline "FUNDAMENTALS OF THE THEORY OF MANAGMENT". Identified deficiencies in the system for the improvement: personal calendar is needed, teacher-planning, the system that will be alert students about changes in the schedule, the registration of each newly released to the MADI student, a tool for working with groups ("virtual dean"), change in the way of bringing the test questions to students, more accurate estimation of the fine quantities for an incorrect answer in tests, preparation tools for printing of statements, similar to the usual statement of performance in MADI.

Here is proposed method for solving described problems. Here is established that the classroomstudies using the LMS is more efficiently than an ordinary classroom studies. The work aims to develop or to find an e-learning system which will be more suitable for the classroomstudies.

Keywords: LMS MADI, classroom studies, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.
Введение
Центр дистанционного обучения МАДИ базируется на системе Moodle, модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде, с исходным кодом, распространяемым по лицензии GNUGPL.
Moodle создавалась как гибкая, удобная, легконастраиваемая и легкорасширяемая среда. Всех этих качеств ей позволяет добиться заложенная в ее основу развитая модульная объектно-ориентированная архитектура. Moodle подходит и для организации мультимедиа взаимодействия между преподавателем и учеником, и как основа для создания центров дистанционного образования. [3]
Наиболее популярно использование Moodle для создания систем дистанционного обучения (СДО) [1], но не стоит умалять возможностей Moodle для организации более традиционного метода обучения – аудиторного обучения студентов на базе высшего учебного заведения.
При решении узкоспециализированных задач проявляются как достоинства, так и недостатки системы Moodle. Некоторые недостатки можно устранить, подключая модули (используя расширяемую архитектуру Moodle), некоторые недостатки можно исправить лишь радикальным переписыванием и адаптацией исходного кода [4].
Целями данного исследования являются: исследование возможности снижения нагрузки на преподавателей, повышения эффективности и скорости работы преподавателей по подготовке аудиторного занятия, исследование возможностей приспособления системы оценок Moodle для оценивания реальных знаний студентов, качественная оценка эффективности усвоения материала, данного с помощью проведения аудиторного занятия с использованием ЦДОМАДИ.
Материалом исследования является опыт, накопленный при проведении аудиторных занятий в группах 38АСУ1-3 и статистические данные, полученные при проведении тестирований у вышеназванных групп. Методы исследования - математическая обработка, анализ, экстраполяция полученных статистических данных, эмпирическое исследование (проведение реального занятия), обсуждение накопленного опыта с коллегами.
Простейший способ использования СДО – это самостоятельная работа студентов с образовательными ресурсами. Обучение такой самостоятельной работе должно происходить на специальном аудиторном занятии в компьютерном классе. Все следующие аудиторные занятия проводятся с программой изучаемой дисциплины и должны завершаться компьютерным тестированием.
Сравнение аудиторной и дистанционной форм обучения
И аудиторный и дистанционный методы обучения имеют свои преимущества и недостатки, выявленные опытным путем.
Аудиторное занятие в группе проводится фронтальным методом, все студенты занимаются выполнением заданий по одному и тому же плану. Это значительно снижает нагрузку на преподавателя и не исключает возможности формирования индивидуального плана обучения, если студент по каким-то причинам не может обучаться фронтальным методом.
Во время аудиторного занятия вовлеченность студента в учебный процесс контролируется лично преподавателем, счетчиком времени, проведенного в системе и оценками прохождения пороговых тестирований. Личность обучаемого студента аутентифицируется преподавателем безошибочно, исключена возможность имитации активности, прохождение курса «подсадными» персонами.
Тест по завершении изучения темы каждый студент проходит самостоятельно под контролем преподавателя. Соблюдение дисциплины при проведении пороговых тестирований контролируется преподавателем, что исключает возможность использования чужих знаний для прохождения теста или справочного материала.
Во время дистанционного образования контролировать степень вовлеченности и дисциплины студента невозможно, все предложенные методы контроля легко обходятся, поэтому и все описанное нереализуемо.
Текущая работа преподавателя складывается из следующих основных этапов: подготовка материалов, проведение занятия, сбор и обработка результатов занятия.
Под подготовкой материалов подразумевается:
  1. Обновление преподавателем лекционного материала:

производится в связи с изменениями в учебном плане, отменой или переносом занятий, позволяет гибко корректировать график и план изучения дисциплины.
  1. Подготовка комментариев к лекционному материалу:

производится с учетом текущих знаний студентов и результатов прошедшего порогового контроля, позволяет повысить степень усвоения нового материала.
  1. Создание и адаптация порогового тестирования:

состоит в выборке вопросов из категорий вопросов по определенной теме, с учетом «слабых мест» группы, выявленных прошедшими тестированиями; позволяет выяснить, насколько студенты усвоили материал занятия.
Стоит отметить отсутствие полезной функции в системе: наглядной демонстрации даты занятия. Желательно чтобы студент, пройдя авторизацию, в заголовке темы видел предполагаемую дату занятия. Даты занятий для групп выставляются системой автоматически, преподаватель размечает только свое расписание в своем личном календаре-планинге (такой функции тоже нет), а система автоматически выделяет нужную информацию (дату, время занятия, имя преподавателя) и переносит ее в учебный план студентов и на страницы дисциплин. Данная автоматизация навсегда избавит студентов и преподавателей от путаницы с датой занятия и облегчит работу преподавателя по заполнению отчетности. Было бы полезным, чтобы система сама отслеживала изменения в календаре-планнинге преподавателя, если преподаватель по какой-то причине переносит дату занятия на другой день и автоматически вносила изменения в заголовки тем и рассылала SMS и email – уведомления только тем студентам, кого коснутся эти изменения. От студентов же необходимо требовать указания реального номера мобильного телефона при регистрации в системе. Старостам групп отправляется SMS с информацией по изменениям и с просьбой оповестить студентов своей группы. Такая «перестраховка» исключит пустую трату времени студентов и преподавателей на адаптацию к изменениям в расписании и исключит ошибочное ожидание отмененных занятий и проблему «неявок» на занятия, которые были перенесены без оповещения студентов.
Количество зарегистрированных пользователей системы мало, а стандартная учетная запись не позволяет проводить групповые занятия. Если же ввести обязательную регистрацию для всех студентов-первокурсников, сталкиваемся с новой проблемой – управление группами. Необходимо подключение модуля управления группами. В процессе проведения аудиторных занятий по дисциплине была обнаружена и эта проблема. Для того, чтобы была возможность осуществить поиск и групповые действия по студентам различных групп, в поле «Отчество» при регистрации пользователя вводилось не отчество студента, а наименование группы, в которой он учится. Таким образом, стало несложно выделить всех студентов, входящих в одну группу, но такое решение может быть лишь временным. С удобным управлением группами студентов есть смысл начать «поголовную» регистрацию в системе. Администратор создает учетные записи для студентов, а преподаватели уже самостоятельно добавляют студентов на свои учебные курсы.
Все описанные выше технологии реализованы в модуле «электронный деканат» от группы разработчиков Dean's Office.[5]
Студенты на аудиторном занятии с помощью и под наблюдением преподавателя изучают учебный материал и выполняют практическую часть занятия. На этапе проведения практической части занятия выявляется нехватка очередной полезной функции – возможности объединения студентов в учебные бригады. С педагогической точки зрения, выгодно стимулировать совместную работу учеников, это позволяет компенсировать пробелы в их уровне знаний, так как внутри бригады во время аудиторного занятия разрешено обсуждение текущей темы и взаимопомощь.
Особенности системы тестирования Moodle
Роль тестирования в процессе обучения очень велика. Для студентов наличие тестирований – мотивация работать лучше. Для преподавателей проведение тестирований - возможность контролировать успешность своей деятельности, инструмент для выяснения и ликвидации «слабых мест» учебного плана, студентов и группы.
Стоит отметить, что создание и подготовка тестов для различных дисциплин сильно разнится и уровнем нагрузки на преподавателя при создании теста и временными затратами.
В дисциплине ОТУ процесс создания задачи для теста – нетривиальная задача. Если в условии типичной задачи использовать случайные числа, почти наверняка, задача не будет иметь решения, поэтому при создании теста по дисциплине ОТУ требуется иной подход. Сначала случайно генерируется ответ – например, какая-нибудь переходная функция, затем создается задание на основе этой функции. Автоматизация таких процессов нелегка, ресурсоемка и в условиях создания тестовых заданий не имеет смысла, т.к. затраты времени и ресурсов на автоматизацию не окупятся за счет производства избыточного количества тестов[2]. Следовательно, процесс создания вопросов для теста целиком «ложится на плечи» преподавателя. Преподаватель ограничен во времени, и, желательно, чтобы ЦДО МАДИ относилась ко времени преподавателя бережно и позволяла оптимизировать некоторые процессы.
Опыт использования ЦДОМАДИ для проведения аудиторного занятия выявил несколько возможных доработок и на этом этапе.
Студентам достаточно легко «списать» правильные ответы друг у друга. Дело в том, что вопросы выбираются случайно из категории вопросов, и, если вопросов конечное значение – вопросы неизбежно будут повторяться от одного рабочего места к другому. Данная проблема может быть решена значительным увеличением количества вопросов в каждой категории, но для дисциплины ОТУ данный метод неприемлем по описанной выше причине. В таком случае стоит решать проблему по-другому – необходимо выдавать вопросы теста не так, как они обычно выводятся – сразу все вопросы теста в виде списка, а один за другим, последовательно, по одному. Такой способ выдачи вопросов практически полностью исключает возможность «списывания» и в тоже время оставляет за студентом право пропустить вопрос и вернуться к нему позже. Для реализации «пропускания» вопроса необходимо введение кнопки «пропустить» По нажатию этой кнопки, пользователю выдается следующий вопрос, а пропущенный вопрос помещается в «очередь пропущенных вопросов» Студенту будет предложено вернуться к пропущенным вопросам после того, как он ответит на последний вопрос теста или же пропустит его.
Кроме того, было выяснено, что прохождение теста незначительно дифференцирует уровень знаний студентов, все студенты получают хорошие и отличные оценки.

Рисунок 1. Диаграмма оценок студентов группы 38АСУ1-2 по тесту №1

Рис. 1 показывает отсутствие дифференциации среди оценок студентов. Сложность теста соответствует требуемой по учебной программе, а списывание исключено за счет контроля преподавателем. Можно сделать вывод, что текущее значение установленного штрафа за неправильный ответ (0,1 балла) слишком мало.
Причиной этого явления стал щадящий уровень штрафов – штрафы за неправильный ответ должны быть намного строже, что бы у студентов была мотивация не ошибаться. С текущим уровнем штрафов все задачи можно решать «перебором» вариантов, итоговая оценка от этого страдает незначительно.
В качестве отдельной функции хотелось бы видеть модуль, отвечающий за автоматический сбор и вывод результатов проведения занятия, статистики активности студентов на рабочих местах, оценок знаний для каждого занятия и автоматизированное создание и пополнение электронной ведомости оценок и посещаемости студентов за семестр, подобной реальной ведомости МАДИ.
Заключение
Аудиторное занятие с использованием СДО эффективнее, чем обыкновенное аудиторное занятие, при условии индивидуальной регистрации каждого студента. Методика аудиторного обучения с использованием ЦДОМАДИ позволяет повысить производительность труда преподавателя и эффективность обучения за счет оперативного вмешательства в учебный процесс на основании результатов теста, пройденного студентами после изучения каждой темы; и позволяет к каждому из студентов найти индивидуальный подход, оперативно, не откладывая до сессии, заполнять пробелы в его знаниях.

Список информационных источников

  1. Анисимов А.М., Работа в системе дистанционного обучения Moodle. – Учебное пособие. 2-е изд.испр. и дополн. –Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 стр.

  2. Афанасьев Д.Ю., Ярцев М.И. Милов Л.Т. Курс дистанционного обучения по дисциплине «Основы Теории Управления» в среде Moodle. Сборник научных трудов студентов и аспирантов факультета «Управления» МАДИ, «Модернизация технологий управления в автотранспортных системах» М.:МАДИ(ГТУ), 2010, с. 15– 21.

  3. Официальный Интернет-сайт сообщества разработчиков, администраторов и пользователей MOODLE [Электронный ресурс] Режим доступа: http://moodle.org/

  4. Электронный блог о MOODLE [Электронный ресурс]

  5. Режим доступа: http://e-learn4open.ru/index.php/category/lms-moodle/plaginy-dlya-lms-moodle/


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle