Библиографическое описание:

Гурова О. В. Активность участников образовательного Интернет-форума как способа ознакомления с передовым педагогическим опытом // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 141-142.

В данной статье рассмотрен вопрос о мотивах, побуждающих пользователей сети Интернет к активной деятельности внутри неё, а также активности педагогов в «Образовательном интернет-форуме» на областном дистанционном портале.

Одним из важнейших условий вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования является формирование системы сетевой организации непрерывного педагогического дополнительного образования с использованием ресурсов как отдельных инновационных образовательных учреждений, так и педагогических мастерских отдельных педагогов.

На одном из заседаний Госсовета, посвященном электронному правительству, президент Д.А.Медведев пригрозил отставками чиновникам, не умеющим пользоваться компьютером и интернетом: интернет-активность станет одним из критериев эффективности деятельности на занимаемом посту.[1]

Формирование устойчивой среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога – это важнейшая характеристика модернизации образования как системы.

Существующие интернет-технологии позволяют учителю оперативно получать необходимую информацию, активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, веб-конференций, форумов и чатов.

Активность деятельности интернет-пользователя определяется следующими мотивами:

  1. Деловой мотив: это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и пр. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

  2. Познавательный мотив: получение новых знаний; предметом познавательного отношения могут быть новые сервисные возможности, различная гипетекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

  3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с потребностью в обмене мнениями, эмоциями с себе подобными.

  4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества): большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

  5. Мотив самоутверждения: в основе этого мотива лежат – самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность.

  6. Мотив рекреации и игровой мотив: в интернет любой может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

  7. Мотив аффилиации: потребность человека принадлежать к определенной группе, принимать её ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

  8. Мотив самореализации и развития личности: осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Участие в телеконференциях, педагогических конкурсах позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов. [2]

С учетом новых подходов к передовому педагогическому опыту и возможностей его распространения в условиях информатизации образования приоритетными становятся:

  • Разработка и обсуждение в Интернете учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, на активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;

  • Методическая работа с педагогами на основе разработанных материалов, том числе проведение вебинаров, ведение форумов и пр.[3]

Именно в этом контексте хочется рассказать об образовательном интернет-форуме как региональном интернет-проекте для педагогов Сахалинской области стартовавшем в январе 2011 года на образовательном интернет-портале newdes.sakhitti.ru.

Целью данного мероприятия являлась поддержка и распространение опыта работы общеобразовательных учреждений, а так же педагогов победителей конкурсных отборов ПНП «Образование», внедрение инновационных форм диссеминации опыта.

Общее количество педагогов, представивших материалы мастер-классов, составило 39 человек из 11 районов области. Большая часть из них педагоги областного центра. Из определения понятия мастер-класс следует, что это урок (занятие), который проводит лучший, достигший определенных результатов в своей предметной области человек. Возможно, не все из подававших материалы были знакомы с данным определением, и поэтому часто среди материалов, переданных к размещению были открытие уроки, опыт работы, презентация деятельности педагога или школы. Из-за отсутствия единых требований к подаваемым материалам размеры папок иногда превышали 50 Мбайт, что не позволяло поместить весь материал автора на «Образовательной интернет-форум».

Регламент участия предполагал две формы проведения мастер-классов: онлайн (для ОУ, имеющих высокоскоростное подключение к сети Интернет по программе «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» и оффлайн (для образовательных учреждений с низкой пропускной способностью канала связи). Единственным случаем проведения мастер-класса в режиме онлайн стал мастер-класс учителя истории МОУ СОШ № 2 г.Томари Ледана Виталия Владимировича. Никого из присутствующих данный мастер-класс не оставил равнодушным: одним понравилась новая форма взаимодействия в процессе обучения, другим – глубокое раскрытие автором излагаемого материала. На форуме по данному мастер-классу так же активное обсуждение.

Очень важно отметить, почему в начале статьи рассмотрены мотивы участия в интернет-проектах. Дело в том, что в сроки проведения мероприятия (с 1 по 25 февраля 2011г.) активность участников была крайне низкой. Если взять во внимание какие мотивы влияют на активность интернет-пользователей, то можно сказать, что большая их часть присуща нашим педагогам.

Анкетирование слушателей кусов повышения квалификации по вопросу участия в образовательных интернет-проектах показало, что:

- 30% участвуют для получения документа (деловая мотивация);

- 25% участвуют «потому что, интересно узнать, как можно использовать ИКТ в своей предметной области» (познавательная мотивация);

- 15% - стремление научиться тому, что ещё неизвестно, сделать работу лучше, чем представленная автором (мотив самореализации и развития личности);

-10% - возможность обсудить представленные материалы с коллегами (коммуникативный мотив);

-10% - принять участие в форуме «потому что, так надо».

Очень важно, что деловой и познавательный мотивы пусть с небольшим преимуществом, но лидируют в списке мотивов. Это значит, что если минимизировать возможные негативные последствия (разработать критерии представляемых материалов, проработать технологические особенности организации и пополнения материалов интернет-форума, продумать монопредметные образовательные интернет-проекты), то количество участников и их активность будет гораздо выше, а их деятельность – продуктивней.


Литература:
  1. Калмыкова, А.А. Коханова Л.А. Психологические особенности Web как со-общения (глава из книги«Интернет-журналистика». М.: Юнити-дана, 2005г.)// Вопросы Интернет Образования, № 28

  2. Независимая газета, статья Элины Билевской «On-line политика», 21.01.2010г

  3. Сеть творческих учителей: методическое пособие/ А.Б. Драхлер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle