Режим искусственного динамического равновесия систем и его применение в консалтинговой деятельности. Типовые ошибки развития систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Ивашкин, С. В. Режим искусственного динамического равновесия систем и его применение в консалтинговой деятельности. Типовые ошибки развития систем / С. В. Ивашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 1. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/27/3027/ (дата обращения: 20.04.2024).

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность менеджмента характеризуется способностью оперативно принимать решения по адаптации предприятия к изменениям рыночных условий и формированию механизмов устойчивого развития.
Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии функционирования, до таких достаточно узких, как повышение квалификации персонала или проведение специальных тренингов. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консалтинговые услуги как реальный инструмент оптимизации бизнеса.

Рис. 1. Смена S-кривых


Известно, что все системы (биологические, организационные, технические и т. д.) развиваются по логистическим кривым, которые называют S-образными кривыми, или линиями жизни (рис. 1). Основа деятельности любой компании — это производство, а основа производства — это технология в самом широком смысле этого понятия.
Линия жизни любой развивающейся системы показывает, что вначале отдача от ее существования мала, затраты (факторы расплаты) велики — это соответствует первому этапу развития; затем отдача резко возрастает при довольно скромных затратах — это соответствует второму этапу развития; затем, достигает предела, и в дальнейшем не зависит от финансовых вливаний. Вблизи предельных состояний малейшее улучшение результата становится чрезвычайно трудным и дорогостоящим и требует максимальных вложений ресурсов.
Здесь выходом из положения является переход на новую S-кривую. Для этого необходимы нововведения: новый продукт, инновации, реогранизация деятельности. Они необходимы для выживания в конкурентной борьбе.
В жизни предприятия нет более ответственного момента, чем переход с одной S-кривой на другую, который также называют технологическим разрывом. Как любой инновационный процесс, он может дать стопроцентный успех или десятикратный выигрыш и обеспечить ведущее положение в конкуренции или внести хаос и дезорганизацию. Статистика показывает, что 2/3 компаний при этом погибают. Это предприятия, которые не учитывают, что сегодня главным становится выигрыш в дальней перспективе даже за счет сегодняшнего ущерба.
В настоящее время динамика развития любых технологий существенно увеличивается, и как следствие — наблюдается тенденция к тому, что S-S переходы учащаются и становятся круче. Обычно успеха добиваются предприятия, обладающие большой гибкостью и управляемостью — им легче вложить средства в другую технологию и добиться успехов.
В функционировании систем можно выделить следующие типовые ошибки, устранение которых необходимо для успешного развития и совершенствования:
1.1. Нарушение законов развития технических средств, технический волюнтаризм — убеждение, что развитием техники можно управлять, форсировать его волевыми решениями;
1.2. Непонимание сути и роли противоречий в развитии техники. Попытка усиления одних качеств не считаясь с ухудшением других. Совершенствование элементов системы бессистемно и по отдельности;
1.3. Топтание на месте в развитии, опоздания в разработке и использовании крупных изобретений;
1.4. Забегание вперед — преждевременное внедрение новых элементов, решений, не согласованное с развитием других систем, не обоснованное потребностями.
Кроме того, на каждом этапе развития присутствуют свои особенности. На первом этапе развития систем характерны следующие ошибки:
2.1. Неверный подбор подсистем, включение в систему неперспективных элементов, не рассчитанных на эффективную работу (не обеспечивающих полезные либо создающих вредные системные эффекты);
2.2. Попытки преждевременного подражания системам 2-го и 3-го этапов: развертывание, усложнение системы, не вызванное необходимостью;
2.3. Попытки внедрения в серийное и массовое производство систем с высоким уровнем факторов расплаты;
2.4. Попытки внедрения системы, не обеспеченной необходимыми сопутствующими, дополняющими, контролирующими и корректирующими системами;
2.5. Ограничение области применения системы одной или несколькими узкими областями;
2.6. Включение в систему подсистем, хотя и выполняющих свои функции наилучшим образом, но не рассчитанных на совместную работу с другими подсистемами;
2.7. Включение в систему подсистем, которые хорошо выполняют свою функцию, но не имеют ресурсов развития;
2.8. Ограничение возможностей системы одним не самым лучшим применением.
Второй этап развития системы порождает следующие ошибки:
3.1. Сохранение характерных конструктивных и технологических решений 1-го этапа, обычно связанных с индивидуальным производством и эксплуатацией;
3.2. Неверный выбор направления совершенствования системы. Если какая-то подсистема исчерпала ресурс роста, то вся система тормозится в развитии;
3.3. Непонимание неизбежности достижения предельного состояния развития, т.е. прекращения лавинообразного роста основных характеристик, появление ограничений. Отсутствие попыток своевременного анализа и принятия соответствующих решений.
3.4. Сокращение при переходе к массовому производству некоторых операций (конструкторских, технологических) первого этапа.
И, наконец, ошибки третьего этапа.
4.1. Попытки любыми средствами продлить жизнь системе, поиск компромиссов вместо перехода на новую стратегическую кривую;
4.2. Преждевременный отказ от совершенствования системы, которая еще не исчерпала свои ресурсы;
4.3. Вместо перехода к системе с новыми ресурсами, возврат к предыдущей;
4.4. Имитация развития, т.е. мелкое усовершенствование подсистем;
4.5. Борьба против новых систем.
Если связать линию жизни предприятия с жизнью коллектива, то следует также отметить 3 этапа развития коллектива. Коллектив на всех этапах стремится улучшить S-кривую предприятия, фирмы путем мельчайших улучшений, т. е. используя эволюционный подход. Выбирая задачи, коллектив часто допускает досадные ошибки, среди которых можно выделить наиболее распространенные.
5.1. Чрезвычайно общая постановка задачи;
5.2. Избыточная конкретизация;
5.3. Постановка задачи в бесперспективной зоне поиска, исчерпавшей себя либо неверной. Задачу необходимо реконструировать;
5.4. Ситуации, когда под видом одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач. Необходимо выделить все элементарные задачи и определить среди них ключевую;
5.5. Избыток информации — необходимо определить суть задачи и отбросить все несущественное;
5.6. Недостаток информации — обратная ситуация, когда упускаются важные сведения;
5.7. Постановка задачи с требованием ничего не менять либо решать строго определенным способом;
5.8. Объяснение различных эффектов привычными причинами, по традиции;
5.9. Постановка задачи без учета изменения условий, которые могут произойти за время ее решения и внедрения;
5.10. Ложная задача — задача, случайно попавшая в число якобы требующих решения;
5.11. Попытка искать новое решение, не ознакомившись с уже имеющимися;
5.12. Постановка задачи, лежащей на поверхности проблемы. После ее решения обычно возникает новая задача, причем зачастую сложнее первой;
Таким образом, устранение ошибок в управлении предприятием позволит ему стабильно и эффективно развиваться, но при отсутствии инноваций это не может продолжаться бесконечно. Внедрение новых систем и реорганизация старых необходима для сохранения конкурентоспособности и непрерывного развития.

Литература:
  1. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Механизмы развития коллективов и общества // Журнал ТРИЗ. 1994. № 94.1. С.73–82.
  2. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1991. 204 с.
  3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирование технических систем: Методические рекомендации. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 114 с.
  4. Управление инновациями: В 3 кн./ Кн. 1: Харин А.А., Коленский И.Л. Основы организации инновационных процессов / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высш. шк., 2003. 252с.
  5. Малыгина С.Н., Абалымова Д.Н. Разработка системы имитационного моделирования развития малого и среднего промышленного предприятия // Труды ИСА РАН 2008. Т. 39. С.256-262.
Основные термины (генерируются автоматически): постановка задачи, задача, решение, система, этап развития, S-S, переход, развитие, развитие техники, система подсистем.


Похожие статьи

Методические задачи автоматизации поддержки решений при...

Возможности автоматизации средствами на всех этапах развития техники.

Автоматизация системы поддержки решений (СПР) поднимает на новый более высокий

Подсистема знаний определяет собой организационную совокупность знаний о проблемной области.

Основные законы развития технических систем в сочетании...

Конечно, основная задача развития современных систем и комплексов специального технологического оборудования и оснастки — полная автоматизация сначала наиболее трудоёмких процессов...

Основные законы развития технических систем в сочетании...

Разработка законов развития технических систем велась уже достаточно давно.

Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие её частей.

Простейший путь к увеличению числа функций — переход к бисистеме и подсистеме.

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

В процессе обучения математике является острой проблема развития самостоятельности мышления учащихся. Система учебников математики и подбор задач в них, а также методика уроков оставляют крайне мало возможностей для проявления инициативы и творчества...

Методологии проектирования мультиагентных систем

В контексте мультиагентных систем использование онтологии способствует анализу и проектированию этапов разработки системы, развитию интеллекта отдельных агентов, связи и взаимодействию между агентами во время работы...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

К экспериментальным задачам относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Современный этап развития системы высшего образования в России характеризуется глобальными изменениями. Переход на компетентностную модель формирования будущего специалиста, ориентирующуюся не на сообщение комплекса теоретических знаний...

Информатизация процесса обучение предмету «Сигналы...»

Развивающая цель обучения курса сигналы и системы: развитие мышления студентов на основе решения логических, комбинированных задач, задач повышенной сложности связанные с разработкой программных модулей системы управления...

Использование систем поддержки принятия решений при...

Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством

Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание [Текст] / Д. Пойа — М.: КомКнига, 2010.

Похожие статьи

Методические задачи автоматизации поддержки решений при...

Возможности автоматизации средствами на всех этапах развития техники.

Автоматизация системы поддержки решений (СПР) поднимает на новый более высокий

Подсистема знаний определяет собой организационную совокупность знаний о проблемной области.

Основные законы развития технических систем в сочетании...

Конечно, основная задача развития современных систем и комплексов специального технологического оборудования и оснастки — полная автоматизация сначала наиболее трудоёмких процессов...

Основные законы развития технических систем в сочетании...

Разработка законов развития технических систем велась уже достаточно давно.

Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие её частей.

Простейший путь к увеличению числа функций — переход к бисистеме и подсистеме.

Исследование и развитие задачи: почему этому нужно учить детей?

В процессе обучения математике является острой проблема развития самостоятельности мышления учащихся. Система учебников математики и подбор задач в них, а также методика уроков оставляют крайне мало возможностей для проявления инициативы и творчества...

Методологии проектирования мультиагентных систем

В контексте мультиагентных систем использование онтологии способствует анализу и проектированию этапов разработки системы, развитию интеллекта отдельных агентов, связи и взаимодействию между агентами во время работы...

Развитие продуктивного мышления школьников через решение...

К экспериментальным задачам относятся такие физические задачи, постановка и решение которых органически связаны с экспериментом: с различными измерениями

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Современный этап развития системы высшего образования в России характеризуется глобальными изменениями. Переход на компетентностную модель формирования будущего специалиста, ориентирующуюся не на сообщение комплекса теоретических знаний...

Информатизация процесса обучение предмету «Сигналы...»

Развивающая цель обучения курса сигналы и системы: развитие мышления студентов на основе решения логических, комбинированных задач, задач повышенной сложности связанные с разработкой программных модулей системы управления...

Использование систем поддержки принятия решений при...

Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством

Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание [Текст] / Д. Пойа — М.: КомКнига, 2010.

Задать вопрос