Библиографическое описание:

Замятин А. М. Модель электронной библиотечной системы вуза // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 89-91.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром»

У. Черчилль, Н. Ротшильд

Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области жизни общества. Главной целью нового (постиндустриального, информационного) общества, является информация и знания. Информация и знания являются определяющим экономическим фактором развития, а также важнейшим национальным ресурсом (в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т.п.) и, в значительной степени определяет благосостояние государства. [1]

Национальный информационный ресурс складывается из двух составляющих [1]:

  • традиционной (рукописные и печатные материалы, живопись, скульптура, архитектура, аудиозаписи, фотографии, кино- и видеофильмы и т.п.):

  • электронной (любые информационные объекты в цифровой форме).

Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения [1].

В настоящее время электронная форма позволяет хранить информацию наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире, а также предоставляет возможности трансформации в иные формы.

Переход от традиционной формы хранения к электронной приобретает массовый характер, которое подкрепляется законами на государственном уровне. Все это нашло отражение на функционировании библиотек. В связи с этим происходит трансформация библиотек в электронные библиотеки. В соответствии с этим меняются функции и процессы управления.

Таким образом, представление информации в электронной форме: создание электронных документов, организация ее в виде электронных изданий, разнообразных электронных коллекций и электронных библиотек – это насущная необходимость.

«Цифровые (электронные) библиотеки — это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания, поиска и использования информации. В этом смысле они являются продолжением и расширением систем хранения и извлечения информации, имеющих дело с цифровыми данными любого типа (текст, изображения, звуки; статические или динамические изображения) и существующих в распределенных сетях. Содержание электронных библиотек включает в себя данные, метаданные, описывающие различные аспекты данных (например, тип репрезентации, создатель, владелец, права на воспроизведение), а также метаданные, состоящие из связей или отношений к другим данным или метаданным, неважно, носят они внутренний или внешний характер относительно электронной библиотеки».[5]

Одним из направлений в развитии электронных библиотек - создание Электронных библиотек ВУЗов (ЭБВ).

ЭБВ – это электронная библиотека, предназначенная для обеспечения учебного процесса необходимой литературой (информацией), а также оказание содействия повышению уровня развития студентов и преподавателей вуза. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через автоматизированную библиотечную информационную систему (АБИС).

АБИС – это сложный организационно-функциональный, технологический и программно-технический комплекс (требующий разнообразных средств обеспечения), предназначенный для осуществления в автоматизированном режиме библиотечно-информационных процессов, обслуживания пользователей библиотеки и обеспечения их доступа к внешним электронным информационным ресурсам, а также для обеспечения жизнедеятельности системы.[6]

Для эффективной работы ЭБВ необходимо иметь хорошую электронную библиотечную систему (ЭБС), которая будет удовлетворять всем требованиям пользователей библиотеки.

Электронная (цифровая) библиотечная система (Digital Library System, DLS) - информационная система, основанная на заданной архитектуре и предоставляющая пользователю всю функциональность, определяемую задачами данной электронной библиотеки.

Используя принципы системного подхода можно создать модель ЭБС вуза см. рисунок 1. Представленная модель не является универсальной для всех библиотек, так как любая модель решает определенный круг задач, которые определяются вектором информатизационного и информационного развития электронной библиотеки вуза. На создание и развитие ЭБС вуза могут повлиять различные факторы: уровень информатизации, уровень финансирования, заинтересованность управленческого аппарата, уровень компьютерной грамотности и т.п.

Модель на рис. 1 описана с учетом решения следующих задач:

  1. осуществление доступа к электронным ресурсам через интернет;

  2. осуществление доступа к электронным ресурсам с использованием переносных компьютеров через беспроводную точку доступа;

  3. осуществление поиска информации по средствам электронного каталога;

  4. использование пользователями специализированных информационно - поисковых систем (кодек, консультант плюс, и т.п.);

  5. использование пользователями внешних информационных ресурсов (электронные библиотеки, энциклопедии т.п.).

Рисунок 1. Модель ЭБС вуза

В настоящее время требования к ЭБВ возрастает с каждым днем. Нормативно правовая база находится на начальной стадии становления, поэтому при разработке и в процессе использования ЭБВ возникают множество новых задач. Одной из такой задачей является - создание распределенной электронной библиотечной системы, которая позволят объединить электронные ресурсы нескольких библиотек вузов. Предполагается, что вузы находятся на определенном расстоянии друг от друга. Примером может служить Байкальский государственный университет экономики и права, который объединяет четыре филиала и один головной вуз. В каждом вузе имеется одна или несколько библиотек, которые также могут быть расположены на расстоянии друг от друга.

При создании распределенной модели ЭБС вуза можно использовать распределенные системы хранения данных (электронные документы). В связи с этим представленная (см. рис. 1) модель будет лишь подсистемой ЭБС конкретного филиала вуза и поэтому при создании электронной библиотеки вуза следует обратить особое внимание на центр управления ЭБС вузов.

Описание распределенной модели функционирования электронной библиотеки с централизованным управлением, используя принципы системного подхода, является актуальной и перспективной задачей, решение которой позволит значительно повысить эффективность работы электронных библиотек в целом.


Литература:

  1. Горный Е., Вигурский К. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы / под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. - 279 с.

  2. Абросимов А.Г., Зуев Д.С., Принцип построения программного обеспечения электронной коллекции периодической печати //Актуальные проблемы современной науки: Труды 3-го Международного форума (8-й Международной конференции молодых учёных и студентов). Естественные науки. Ч 1, 2: Математика. Математическое моделирование, Самара: Изд-во СамГТУ, 2007. – с. 78–83

  3. Требования к обеспеченности учебных заведений профессионального образования, применяемые для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации: письмо заместителя Министра образования от 15.10 1999.

  4. Бочаров, Б. П. Автоматизированная картотека книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Библиотеки учебных заведений.-2002№ 2. С. 41-63.

  5. Материалы ALEE Software Co. Ltd

  6. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение и развитие. - М.: Либерия, 1996.- 271с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle