Библиографическое описание:

Кулик Н. В. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации: предложения для дальнейшего развития // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 11-13.

В большинстве сфер жизни современного российского общества ощущается острая потребность в реорганизации тех устаревших, стереотипных отношений, которые не отвечают требованиям современности. Однако, предпринимаемые попытки по их преобразованию, могут принести пользу лишь тогда, когда помимо переустройства различных государственных и общественных институтов, параллельно с этим будет преобразовано и сознание, менталитет общества. В противном случае, все целесообразные преобразования лишь на определенный момент и в какой-то мере улучшат ситуацию, но не смогут обеспечить кардинальных изменений. Путь в этом длительном процессе, как точно подметил Альберт Швейцер, лежит через «этизацию убеждений» [1. c.66-67]

Влиянию этики поддаются многие стороны нашей жизни и даже те, которые на первый взгляд, к ней отношения не имеют. Не являются исключением и реформы, проводимые в отношении органов государственной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность. Более того, начинать изменение и обновление необходимо именно с представителей государственной власти.

Сложность настоящего момента заключается в том, что не только в нашем обществе, но и во всем мире наблюдается глобальный культурный и гуманитарный кризис. Наблюдается некое «смущение» и жизненная дезориентация, вызванные умалением тех идеалов и ценностей, которые были выработаны цивилизацией. Параллельно с этим, происходит процесс переоценки накопленного предыдущими поколениями богатого культурного опыта жизнедеятельности, который переосмысляется с учетом реалий сегодняшнего времени. Обновленный образ мышления, основанный на новом, переосмысленном представлении об идеале, непреходящих ценностях с течением времени сформирует качественно иной порядок взаимоотношений между членами общества, иной усовершенствованный менталитет.

Сложившуюся и до сих пор не безвозвратно утраченную систему ценностей нашего общества, можно использовать как основу, фундамент для единения против неприемлемого, аморального, преступного. Это значительно повысит эффективность социального взаимодействия всех членов общества, будет способствовать возрождению доверия со стороны граждан к органам, ведущим с антиобщественными, противоправными проявлениями борьбу.

Для формулирования свода этических правил представителей того либо иного ведомства, занимающегося правоохранительной деятельностью, следует учитывать имеющиеся в сознании граждан представления о статусе данного должностного лица, и ожидаемых моделей его поведения, как представителя определенной социальной группы.

На основе этого можно определить как должные стандарты поведения сотрудников, так и неприемлемые, недопустимые либо ущербные для авторитета органов модели его действий.

Общие требования, которые предъявляются к профессиональной этике и стандартам поведения прокуроров определены в международных нормативно-правовых актах. Международной Ассоциацией прокуроров 21 апреля 1999 года приняты «Стандарты профессиональной ответственности и изложение основных прав и обязанностей прокуроров». На 6-й конференции Генеральных Прокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 года приняты «Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров «Будапештские руководящие принципы»».

Вместе с тем, стоит отметить, что международный опыт необходимо применять обязательно с учетом особенностей национальной культуры, того уникального духовного, опыта, который имеется у нации, традиций сложившихся в том либо иной профессиональном сообществе.

За почти 300-летнию историю органов прокуратуры в ней были сформированы традиции, которыми, безусловно, можно гордиться и необходимо развивать. Среди них можно выделить проведение встреч с ветеранами прокуратуры, участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 года, торжественное принятие работниками Присяги, аттестация и присвоение классных чинов, институт наставничества, обучение и повышение квалификации в специализированных учебных заведениях, формирование кадрового резерва и иные. [2. п.6.2]

Может показаться, что морально-нравственные ориентиры особенно не влияют на результат труда. Однако, даже самые совершенные профессиональные навыки в отрыве от нравственности ничего не говорят о профессионализме. Поэтому нормативное закрепление свода этических правил призвано повысить эффективность выполнения работниками прокуратуры своих должностных обязанностей.

Принятый Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (далее Кодекс) состоит из нескольких частей: преамбулы, общих положений, правил поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности; правил взаимоотношений прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры; основных правил поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности; ответственности прокурорского работника за нарушение требований кодекса и заключительных положений. В свою очередь часть, посвященная правилам поведения прокурорского работника при осуществлении служебной деятельности, содержит подраздел, касающийся правил поведения лица, обладающего полномочиями руководителя в системе органов и учреждений прокуратуры.

Ознакомление с аналогичными документами ряда стран дальнего и ближнего зарубежья, а также представителей иных профессиональных сообществ России, позволило обнаружить ряд интересных моментов, которые возможно использовать. Так, например, в преамбуле целесообразно перечислить те нормативно-правовые акты, которые легли в основу Кодекса. Отдельно следует выделить сферу его действия, указав, к примеру, что он распространяет свое действие даже на тех сотрудников, которые сохраняют статус прокурорского работника, но пребывают в отставке. Лицам, которые поступают на службу в прокуратуру, необходимо обязательно ознакомиться с положениями Кодекса под роспись. Возможно, некоторым из них понадобиться время для приведения своих дел в соответствие, для чего может быть установлен определенный срок. Кроме того, целесообразно указать, к кому сотрудник может обратиться за разъяснениями либо консультативной помощью при возникновении впоследствии вопросов по этическим правилам.

Следующий раздел содержит общие положения. В нем, как ранее уже отмечалось, отражены те морально-нравственные начала, на основе которых осуществляют свою деятельность прокуроры. Это такие признаваемые обществом морально-нравственные принципы, как законность, справедливость, независимость, объективность, честность, гуманизм.

В кодексах этики прокуроров Украины и Белоруссии перечислены следующие общекультурные ценности: верховенство права; гуманизм; справедливость; равенство всех перед законом; демократичность; законность; независимость; объективность; непредвзятость; честность. У белорусских коллег данная система дополнена принципами ответственности и конфиденциальности.

Анализируя положения общих требований, предъявляемых к служебному поведению прокурорского работника, полагаем, что некоторые аспекты деятельности прокуроров подлежат более детальному и подробному освещению. В качестве отдельных статей либо подразделов могут быть выделены требования, касающиеся взаимоотношений прокурорских работников с представителями органов государственной власти, СМИ, гражданами, общественными организациями.

У украинских прокуроров целый раздел посвящен основным требованиям к поведению прокурора при рассмотрении судами дел. Полагаем также целесообразным предусмотреть раздел, касающийся этики взаимоотношений с представителями проверяемых организаций. Заслуживает особого внимания, как имеющая «определенное общественное звучание» речь прокурорского работника. Так в кодексе чести сотрудников органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан имеется целый раздел, в котором обозначены требования, предъявляемые к сотрудникам прокуратуры при осуществлении публичных выступлений. Обращает на себя внимание положение одной из статей данного раздела. В ней говорится, что при необоснованном публичном обвинении сотрудника органа прокуратуры в совершении коррупционного правонарушения ему следует принять меры по опровержению этих обвинений, в том числе в судебном порядке.

Отдельного внимания заслуживает порядок взаимоотношений в коллективах прокуратур, причем не только между сотрудниками, но и между начальником и подчиненным. Полагаем, что так называемая управленческая культура должна отвечать современным требованиям. В этой связи обращает на себя внимание механизм урегулирования взаимоотношений между прокурорами, находящимися в разных рангах, но имеющих собственные профессиональные суждения в отношении решения по делу, содержащийся в законодательстве прокуроров Хорватии. Существует принципиальная разница между советом и указанием по определенному делу, данным вышестоящим прокурором. Если после заседания отдела или после представления дела прокурору, его подчиненный считает, что оно должно решаться другим образом или, что должно быть принято иное решение, он может высказать это без каких-либо санкций против него. Если вышестоящий прокурор считает, что дело должно вестись иначе, он может только дать ему обязательные письменные указания по тому, как рассматривать это дело. В случае, если письменных указаний от вышестоящего прокурора не последовало, значит по делу получен совет. Прокурор низшей инстанции не обязательно должен следовать совету, и не несет ответственности за это. В случае, если нижестоящий прокурор не согласен с письменными указаниями, то он может запросить их повтор. При этом, считая, что указания незаконны, он может просить указать причины относительно того, почему вышестоящий прокурор не разделяет его мнения, и если прокурор высшей инстанции не принимает его рекомендаций, он может попросить отстранить его от последующих разбирательств по этому делу. Таким образом, обеспечивается полная и неоспоримая автономия и независимость прокурора в работе по конкретному делу.

Запрет на дачу явно невыполнимых распоряжений и поручений, выходящих за рамки служебных обязанностей сотрудников, особо выделен в кодексе чести у казахских коллег.

Немаловажной является та часть Кодекса, в которой приведены основные правила поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности. Данные стандарты, касаются личной жизни сотрудников. В связи с тем, что различного рода ситуаций в данной сфере бесчисленное множество, поэтому представлены они в наиболее общем виде. Вместе с тем именно к данной части проявляется повышенное внимание и интерес. Для того, чтобы добиться одинакового понимания смысла данных стандартов и их правильного применения, полагаем, что в будущем может возникнуть потребность в издании комментария, содержащего их толкование и разъяснение. Однако, сначала, целесообразно сделать открытым доступ к решениям соответствующих комиссий, рассматривающим вопрос о соблюдении норм этики работниками прокуратуры, например, публикуя их в журнале «Законность» с последующим обсуждением. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, следует публиковать те вопросы, которые наиболее часто задают сотрудники, с тем, чтобы соответствующие компетентные специалисты давали по ним подробные, компетентные разъяснения и ответы.

Невозможно раз и навсегда сформировать такой свод этических правил, который бы не требовал дополнений и уточнений. Полагаем, что вышеперечисленное будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию Кодекса, регулирующего поведение сотрудников не только на службе, но и в быту.


Литература:

1.Альберт Швейцер. Культура и этика. М. 1973г. Стр. 66-67.

2. Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14294/.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle