Библиографическое описание:

Кулиева Н. М., Гасанов Э. Л. Об историко-этнографическом исследовании художественной керамики Гянджи эллинистического периода // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 29-31.

Врезка1

Научная работа посвящена историко-этнографическому исследованию образцов художественной керамики античной Гянджи. Впервые был отображен вопрос о значении глиняных изделий гончарного ремесла Гянджи Эллинистического периода как важного источника в изучении проблемы генезиса (происхождения) ремесленных традиций керамики древней Кавказской Албании данной исторической эпохи.

Ключевые слова: художественная керамика,Эллинистический период, конструктивно-пластические формы, этнографическое исследование, декоративно-орнаментальные особенности, Гянджа, Азербайджан.

About the Historic – Ethnographical Research of the Art Ceramics of Ganja for Hellenistic Period

Scientific work is dedicated to the historic-ethnographical investigation of patterns of the antique Ganja art ceramics. For the first time was lighted the matter of meaning the pottery wares of Ganja ceramics trade for the Hellenistic period as a important source in research the problem of genezise (provenance) of handicraft traditions of the ancient Causasus Albania ceramics during this historical epoch.

Key words: art ceramics, Hellenistic period, constructive-plastic forms, ethnographical investigation, decorative-ornamental characteristics, Ganja, Azerbaijan.

В Эллинистической эпохе наблюдалось высокое усовершенствование в конструктивно-пластических формах, а также декоративно-орнаментальных особенностях художественной керамики древнего государства наших предков-Кавказской Албании. Город Гянджа являлся одним из основных культурно-экономических центров этого государства. IV-I века до нашей эры считаются периодом расцвета художественной керамики древней Гянджи. В этой эпохе прослеживается традиционное продолжение керамических форм предыдущих исторических периодов. А также продолжают действовать и древнейшие культовые обряды эпох бронзы и раннего железа, часто влиявшие на создание таких традиционных керамических форм как зооморфные, сообщающиеся и другие сосуды. Кроме того, в этом историческом периоде одновременно встречаются и сосуды, созданные на базе потребностей хозяйственно-бытовой жизни страны. Примером могут служить вазы, фляги и другие сосуды с развитыми керамическими формами [1, 25-27; 2, 73]. В историко-этнографической, научной характеристике художественной керамики древней Гянджи данного периода большое значение имеет развитие конструктивных форм и пластических особенностей гончарных изделий. Основными конструктивно-пластическими формами художественной керамики античного периода Кавказской Албании являются:

1. Керамические фляги.

2. Художественные вазы.

3. Фигурная керамика.

На территории старой Гянджи, а также в некоторых историко-археологических памятниках долины реки Гянджачай было обнаружено довольно много образцов данных основных групп керамических изделий [3-6].

Керамические фляги как одна из основных конструктивно-пластических форм художественной керамики древней Гянджи данного исторического периода, не случайно возродились в гончарном ремесле. Так как, они были тесно связаны с хозяйственной жизнью наших предков и географическими особенностями. Эти керамические изделия имеют некоторые характерные черты и на основе разновидности композиционного строения могут подразделяться на три типологические группы:

а) Первая группа включает фляги, характеризующиеся полусферической формой корпуса, широкой развернутой горловиной и двумя большими боковыми ручками.

б) Фляги второй группы характеризуются двумя ручками на плечиках и разновидными выпуклостями сторон. Сюда относятся фляги без носика и с носиком, которые предназначены для ношения в чехле в вертикальном положении.

в) В третью типологическую группу входят керамические фляги, своими композиционными особенностями отличающиеся от предыдущих образцов. Так как, сосуды этой группы по генетическим основам и композиционному строению отличаются горизонтальными формами корпуса и вертикальными направлениями горловины.

Важно отметить, что художественно-пластические особенности керамики древней Гянджи особенно сильно проявляются в фигурных сосудах. Религиозные представления и культовые обряды, способствовавшие созданию фигурных сосудов, переходя из поколения в поколение, были основной причиной традиционного продолжения данного вида художественной керамики. В этом отношении примечательно, что разные художественные формы фигурных сосудов эпохи бронзы повторялись и в последующих эпохах-в эпохе раннего железа, в IV-I веках до нашей эры и даже в раннем средневековье.

Основными фигурными сосудами данного периода являются зооморфные керамические изделия. На территории Ирана, Турции (Передняя Азия), Центральной Азии были обнаружены образцы гончарного ремесла, имеющие сходство с сосудами античного периода Гянджи [7-9].

Антропоморфные, зооморфные и геометрические орнаменты художественных керамических изделий древней Гянджи, а также зооморфных (фигурных) сосуд имеют много общностей с гончарными образцами таких историко-археологических памятников как Бампур, Тепе Гийан, Персеполь, Шахи-Тумп, Гийан и др. Это еще раз доказывает важность керамических изделий Гянджи и всего Гянджабасарского региона как этнографических источников в исследовании исторического прошлого не только Азербайджана, Кавказа но и всего Ближне и Средне Восточного ареала. Данные образцы художественной керамики античной Гянджи являются показателем древних этно-культурных взаимоотношений в этом регионе в период бронзового, раннежелезного веков, а также в эпоху Эллинизма [4, 288; 5, 56].

Кроме того, многообразие художественно-пластических форм фигурных сосудов позволяет распределить их по пяти типологическим группам:

1) В первую типологическую группу входят те зооморфные сосуды, которым древние мастера Гянджи придали форму различных животных или птиц.

Данные сосуды употреблялись при совершении ритуальных обрядов, а также для бытовых нужд, как сосуды-водолеи. Эти зооморфные сосуды, сделанные в форме утки, голубя, гуся, коровы, оленя, козла и других животных и имеющие отверстия во рту для выливания жидкости, разнообразны и интересны своими конструктивно-пластическими и стилистическими особенностями.

2) Ко второй типологической группе зооморфных сосудов данного периода относятся те сосуды, которые над ручками и носиками, а также под носиками и вокруг них имеют лепные изображения животных в стилизованном, сокращенном виде. Образцы этой группы по характеру лепных изображений не одинаковы, имеют оригинальные, отличительные особенности [10, 324].

3) Третья группа, носящая черты как прежних, так и новых художественных форм, является смешанной и сложной. Основная характерная черта ее заключается в том, что корпус сосуда с наружной стороны украшается рельефным изображением животных как в полном, так и в сокращенном виде.

4) К четвертой типологической группе относятся керамические сосуды, к которым присоединены пластические полуфигурки и головки животных. Специфическая особенность образцов этой группы заключается в том, что при отделении полуфигурок и головок от изделия сосуды сохраняют свою художественно-керамическую форму, хотя они и объединены в общей композиции. Основная особенность этой группы состоит в том, что фигурки, как правило, не примыкают к венчику сосуда, а присоединяются непосредственно к корпусам кувшинов. Все ритоны с фигурками животных относятся к этой группе.

5) К пятой группе зооморфных сосудов этого исторического периода относятся керамические изделия, имеющие над ручками, венчиками и сливами фигуры животных, которые составляют завершающую часть пластических композиций [1, 28; 11].

Как известно, одной из основных форм художественной керамики древней Албании, а также Гянджи является художественная ваза. Эти гончарные изделия благодаря своему утилитарному назначению считаются вазами. Художественные вазы, обнаруженные на территории Гянджи и всего Гянджабасарского региона имеют довольно много характерных особенностей.

Встречаются вазы с полусферическими корпусами, на трех ножках, имеющие многочисленные разновидности. Подобная архаическая форма ваз возможно зародилась на базе культовых потребностей. Эти типы ваз широко распространились по всему Кавказу и Ближне Восточным странам.

У некоторых художественных ваз плечико сферической формы корпуса украшено ритмически повторяющимися бугорками, которые сделаны нажимом пальца изнутри. Венчики ваз выделяются круговой каймой, которая приподнята над корпусом сферической формы и только в одном месте превращается в волнообразную, откинутую назад форму.

Кроме того, характерными художественными керамическими вазами античной Гянджи являются изделия (вазы) с колесообразным корпусом, имеющим три ножки или же стройный поддон, который состоит из цилиндрического подпорчика и круглой подставки. Изделия эти приобретают художественное значение балодаря пластической красоте и композиционной оригинальности своих керамических форм.

Художественные вазы античной Гянджи, зародившиеся на базе культовых потребностей, безусловно являются большим творческим достижением наших предков, о особенности керамистов и одним из ярких признаков развития материальной культуры Кавказской Албании. Вазы данного исторического периода использовались населением для украшения своих бытовых условий. Отсюда можно сделать вывод о высоких культурно-бытовых потребностях наших предков.

Важными историко-этнографическими показателями изделий художественной керамики древней Гянджи данного периода являются декоративно-орнаментальные особенности. Во-первых, особое художественное значение керамических форм имеют конструктивные элементы. Туловище, горловина и венчик, а также ручка, носик являются важными источниками исследования античных керамических изделий Гянджи.

Кроме того, виды художественного убранства керамических сосудов также считаются весомыми показателями. Основными декоративно-орнаментальными особенностями художественных керамических изделий древней Гянджи и всего Азербайджана данной эпохи являются врезная орнаментация, рельефно-декоративное убранство, также графический способ в декоративном убранстве. Нужно отметить, что белоинкрустированные керамические изделия древней Гянджи в отдельных случаях относятся не только к позднебронзовому и раннежелезному периодам, но и к данной античной эпохе.

Изделия художественной керамики древней Гянджи античного периода, безсомнения являются очень важным историко-этнографическим источником исследования как исторического прошлого Азербайджана, так и всего Ближнего и среднего Востока. В этом отношении декоративно-орнаментальные особенности керамических образцов Гянджи имеют особое значение.

Гравировка керамических сосудов античной Гянджи во многих случаях характеризуется применением белой массы и таких орнаментальных мотивов, как кружки, треугольники и др. Подобные украшения в основном обнаружены в сероглиняной керамике IV-III вв до нашей эры.

Кроме того, одним из важных и наиболее ярких элементов в рельефно-декоративном убранстве Кавказской Албании, а также Гянджи является украшение корпуса сосудов каннелюрами. Этим приемом гончары Гянджи пользовались еще в VII-V веках до нашей эры. Данные каннелюры, разделяя туловище на широкие вертикальные выпуклые части, придают сосуду оригинальную декоративность и стройность. Четко вырезанные каннелюры сопровождают высокую горловину и сочетаются со скрученной формой ручки. Декоративные мотивы отвлекают внимание от грубой лепки сосуда и обогащают его композицию пластическими формами. [12, 51; 13, 9].

Образцы художественной керамики Гянджи данного исторического периода являются значительным источником изучения как Эллинистической эпохи, так и древних периодов истории Азербайджана.


Литература:

1. Гасанов Э.Л. К вопросу о развитии гончарного ремесла // «Актуальные проблемы истории Гянджи» II научно-практическая конференция (материалы). Гянджа, 2010, стр. 25-30.

2. Алмамедов Х.И. Расписная керамика поселения Полутеле // Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе. Международная научная конференция «Археология, этнология и фольклористика Кавказа». Махачкала, 2007, стр. 72-73.

3. http://www.cch.com.az

4. Sulimirski T.S. Scythian Antiquities in Western Asia // Artibus Asiae. Ascona, 1954, Vol. 17, № 3-4, p.288.

5. Dyson R.H. Early Cultures in Azerbaijan, Iran // Proceedings of the Fourth International Congress of Persian Art and Archaeology. New York, 1960, p.56.

6. Herzfeld E. Iran in the Ancient East. London-New York, 1941.

7. Young C. A. Comparative Ceramic Chronology for Western Iran. 1500-500 B.C. // “Iran”. Vol. III, 1965.

8. Stacul G. Excavations near Ghaligai and Chronogical Sequence of Proto-historical Cultures in the Swat Valley. // “East and West”. Rome, 1969, Vol.19, № 1-2

9. Stein A. An Archaeological Tour in Gedrosia // Memoirs of the Archaelogical Survey of India. Calcutta, 1931, № 43.

10. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. Москва-Ленинград, 1959, стр. 323-324.

11. Исмизаде О.Ш. Ялойлутепинская культура. Баку, 1956.

12. Эминли Дж.Т. Крашеная керамика Азербайджана Эллинистического периода // «Известия» Национальной Академии Наук Азербайджана, Баку, 2008, № 9, стр. 49-59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle