Библиографическое описание:

Останина С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 110-112.

Исследователи отмечают, что для становления творческой личности необходимо не только развитие творческого потенциала, но и активное формирование творческого стиля деятельности, являющееся непрерывным процессом, осуществляемым на протяжении всех этапов её творческого развития. В исследовании «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» рассматривается нами как проявление творческой направленности личности, характеризующееся использованием совокупности оригинальных, своеобразных и нестандартных способов, приёмов и средств осуществления художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих достижение определённого творческого результата в области искусства. Творческий стиль деятельности обусловлен индивидуальными психологическими особенностями субъекта, его личностными свойствами, предпочтениями, что проявляется в неповторимой индивидуальной манере творческого самовыражения.

Нами определён следующий комплекс педагогических условий эффективно влияющих на формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии:

– включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески-ориентированную направленность;

– организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их личностную траекторию творческого развития и саморазвития;

– обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметов художественно-эстетического цикла;

– проявление учителями индивидуального творческого стиля в своей педагогической деятельности, их мотивация на формирование у школьников ценностно-смыслового отношения к творчеству в художественно-эстетической деятельности.

Остановимся на теоретическом обосновании каждого из этих условий.

1. Включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески-ориентированную направленность.

В нашем исследовании под творчески-ориентированным пространством мы понимаем особым образом организованную образовательную среду учебного заведения, включающую в себя совокупность разнообразных видов созидательной деятельности, обеспечивающих процесс творческого развития и саморазвития личности школьников. Творчески-ориентированное образовательное пространство – пространство личностного и творческого самоопределения школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями и творческими предпочтениями.

Создание творчески-ориентированной направленности образовательного пространства гимназии является важным условием формирования положительной мотивации к творческому осуществлению учебной и внеучебной деятельности; становления мировосприятия школьников; создания активного образа жизнедеятельности обучающихся, под влиянием которого проявляются и закрепляются те или иные установки, ценности, стереотипы поведения. Творчески-ориентированная направленность образовательного пространства проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, ориентации на общечеловеческие ценности, готовности защищать свои интересы, уважении прав других людей.

Компонентами творчески-ориентированного образовательного пространства МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска являются следующие:

1) учебная деятельность школьников (предметные дисциплины, факультативные курсы, предметы по выбору, олимпиады, коллоквиумы, учебно-исследовательская деятельность);

2) внеучебная деятельность школьников (участие в различных творческих мероприятиях: фестивалях, конкурсах, концертах, презентациях творческих проектов, интеллектуальных и тематических играх, учебно-исследовательских конференциях; встречи с деятелями культуры (композиторами, художниками, писателями и др.);

3) дополнительное образование (кружки, студии, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

4) проблемные группы по вопросам творческого развития обучающихся;

5) методические лаборатории по различным предметным дисциплинам;

6) открытые уроки и мастер-классы учителей.

Мы выделяем следующие требования к организации творчески-ориентированного образовательного пространства гимназии:

&#; творческая направленность учебно-воспитательного процесса;

&#; создание условий для включения обучающихся в различные виды творческой деятельности;

&#; ориентация на проявление активности школьников при осуществлении творческой деятельности (участие в презентации творческих достижений, организации конкурсов, фестивалей, концертов, совместных творческих проектов учителя с учениками);

&#; приобщение обучающихся к искусству (знакомство с шедеврами мирового искусства в учебной и внеучебной деятельности; посещение творческих мероприятий: концертов, музыкальных и драматических спектаклей, художественных выставок);

&#; создание культуротворческого «поля», где каждый школьник может реализовать свои возможности и интересы (элективные курсы, факультативы, мастер-классы, клубы, кружки и т.д.).

2. Организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их личностную траекторию творческого развития и саморазвития.

Важным условием формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности является, на наш взгляд, проявление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому школьнику, заложенное в основе личностно-ориентированного обучения. Целью данного подхода является изучение и раскрытие индивидуальности ребёнка (особенностей характера, темперамента, привычек и других особенностей), развитие его индивидуальных познавательных интересов и способностей, максимальное выявление, инициирование, использование индивидуального (субъектного) опыта. Образовательный процесс строится на учебном диалоге школьника и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением.

Осуществление индивидуального подхода особенно важно в процессе реализации учебной и внеучебной творческой деятельности, что предполагает максимальное раскрытие возможностей формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности каждого школьника. Хочется добавить, что без понимания учителем индивидуальных особенностей учеников их творческая деятельность будет менее успешна и продуктивна.

3. Обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетического цикла.

Для наиболее эффективного формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников считаем важным обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетической направленности через создание системы программ, нацеленных на формирование определенной системы ценностей, становление самостоятельной творческой позиции, проявление творческой индивидуальности школьников и устойчивой потребности в творческом самовыражении.

Отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается в интегративности художественного мышления. Интеграция видов художественной деятельности (музыки, литературы, живописи и др.) наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого школьника свободно проявлять свои способности и выражать интересы. В условиях интеграции художественная деятельность формирует творческую личность ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, возможности самореализации, формирование положительно устойчивых взаимодействий в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.

В гимназии осуществляется планомерное и комплексное изучение предметных дисциплин художественно-эстетической направленности, что способствует формированию мотивации, углублению, упорядочению и систематизации полученных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, развитию креативных способностей, и в конечном итоге, становлению творческой личности.

4. Проявление учителями индивидуального творческого стиля в своей педагогической деятельности, их мотивация на формирование у школьников ценностно-смыслового отношения к творчеству в художественно-эстетической деятельности.

Качество профессиональной деятельности педагога зависит от его творческой направленности, активного включения своего личностного потенциала, готовности использовать не только имеющиеся педагогические методы и технологии обучения, но и выходить за рамки нормативной деятельности. Суммируя высказывания исследователей, подчеркнём, что для эффективного формирования творческого стиля деятельности обучающихся учителю необходимо совмещать в себе педагога-«режиссёра» (А. К.  Маркова), педагога-исследователя (А. И. Кочетов) и овладеть эвристическим уровнем педагогического творчества (В. А. Кан-Калик).

Многие учёные (Е. С. Громов, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Моляко, Н. Д. Никандров, Е. Л. Яковлева и др.) высказывают необходимость наличия, наряду с педагогическими способностями, творческих качеств личности педагога, к числу которых они относят следующие: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, стремление к познанию нового, целеустремленность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память, профессиональное творческое мышление, внутренняя мотивация на творческую педагогическую деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции. Таким образом, наряду с педагогическими способностями учитель должен обладать целым комплексом творческих качеств, главными из которых мы считаем наличие устойчивой мотивационной направленности на творчество, которая подчёркивает его уникальность, неповторимость и индивидуальность; творческой активности; высокого уровня развития креативных способностей.

Для эффективного формирования творческого стиля обучающихся важным является реализация учителями творческого стиля в своей профессионально-педагогической деятельности. Показателями этого процесса, по нашему мнению, являются:

1. Cтремление учителей к постоянному самосовершенствованию своего профессионального творческого стиля деятельности (участие в научно-практических и методических конференциях, конкурсах, концертных выступлениях, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков, мастер-классов и др.).

2. Активное участие в творческой инновационной деятельности по совершенствованию процесса формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся (творческое планирование и реализация образовательного процесса).

Если учитель сам ориентирован на творчество и оно является сущностью всей его профессиональной деятельности, он сможет выбрать лучшие варианты творческой организации педагогического процесса, предвидя их результаты и ориентируясь на личностные возможности развития каждого ученика. Не случайно опыт работы многих творчески-ориентированных учителей подтверждает, что творчество учителя рождает творчество учеников и воспитать творческую личность может только творческая личность

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что разработанные нами педагогические условия способствуют эффективному формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle