Библиографическое описание:

Останина С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 110-112.

Исследователи отмечают, что для становления творческой личности необходимо не только развитие творческого потенциала, но и активное формирование творческого стиля деятельности, являющееся непрерывным процессом, осуществляемым на протяжении всех этапов её творческого развития. В исследовании «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» рассматривается нами как проявление творческой направленности личности, характеризующееся использованием совокупности оригинальных, своеобразных и нестандартных способов, приёмов и средств осуществления художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих достижение определённого творческого результата в области искусства. Творческий стиль деятельности обусловлен индивидуальными психологическими особенностями субъекта, его личностными свойствами, предпочтениями, что проявляется в неповторимой индивидуальной манере творческого самовыражения.

Нами определён следующий комплекс педагогических условий эффективно влияющих на формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии:

– включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески-ориентированную направленность;

– организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их личностную траекторию творческого развития и саморазвития;

– обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметов художественно-эстетического цикла;

– проявление учителями индивидуального творческого стиля в своей педагогической деятельности, их мотивация на формирование у школьников ценностно-смыслового отношения к творчеству в художественно-эстетической деятельности.

Остановимся на теоретическом обосновании каждого из этих условий.

1. Включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески-ориентированную направленность.

В нашем исследовании под творчески-ориентированным пространством мы понимаем особым образом организованную образовательную среду учебного заведения, включающую в себя совокупность разнообразных видов созидательной деятельности, обеспечивающих процесс творческого развития и саморазвития личности школьников. Творчески-ориентированное образовательное пространство – пространство личностного и творческого самоопределения школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями и творческими предпочтениями.

Создание творчески-ориентированной направленности образовательного пространства гимназии является важным условием формирования положительной мотивации к творческому осуществлению учебной и внеучебной деятельности; становления мировосприятия школьников; создания активного образа жизнедеятельности обучающихся, под влиянием которого проявляются и закрепляются те или иные установки, ценности, стереотипы поведения. Творчески-ориентированная направленность образовательного пространства проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, ориентации на общечеловеческие ценности, готовности защищать свои интересы, уважении прав других людей.

Компонентами творчески-ориентированного образовательного пространства МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска являются следующие:

1) учебная деятельность школьников (предметные дисциплины, факультативные курсы, предметы по выбору, олимпиады, коллоквиумы, учебно-исследовательская деятельность);

2) внеучебная деятельность школьников (участие в различных творческих мероприятиях: фестивалях, конкурсах, концертах, презентациях творческих проектов, интеллектуальных и тематических играх, учебно-исследовательских конференциях; встречи с деятелями культуры (композиторами, художниками, писателями и др.);

3) дополнительное образование (кружки, студии, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

4) проблемные группы по вопросам творческого развития обучающихся;

5) методические лаборатории по различным предметным дисциплинам;

6) открытые уроки и мастер-классы учителей.

Мы выделяем следующие требования к организации творчески-ориентированного образовательного пространства гимназии:

&#; творческая направленность учебно-воспитательного процесса;

&#; создание условий для включения обучающихся в различные виды творческой деятельности;

&#; ориентация на проявление активности школьников при осуществлении творческой деятельности (участие в презентации творческих достижений, организации конкурсов, фестивалей, концертов, совместных творческих проектов учителя с учениками);

&#; приобщение обучающихся к искусству (знакомство с шедеврами мирового искусства в учебной и внеучебной деятельности; посещение творческих мероприятий: концертов, музыкальных и драматических спектаклей, художественных выставок);

&#; создание культуротворческого «поля», где каждый школьник может реализовать свои возможности и интересы (элективные курсы, факультативы, мастер-классы, клубы, кружки и т.д.).

2. Организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их личностную траекторию творческого развития и саморазвития.

Важным условием формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности является, на наш взгляд, проявление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому школьнику, заложенное в основе личностно-ориентированного обучения. Целью данного подхода является изучение и раскрытие индивидуальности ребёнка (особенностей характера, темперамента, привычек и других особенностей), развитие его индивидуальных познавательных интересов и способностей, максимальное выявление, инициирование, использование индивидуального (субъектного) опыта. Образовательный процесс строится на учебном диалоге школьника и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением.

Осуществление индивидуального подхода особенно важно в процессе реализации учебной и внеучебной творческой деятельности, что предполагает максимальное раскрытие возможностей формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности каждого школьника. Хочется добавить, что без понимания учителем индивидуальных особенностей учеников их творческая деятельность будет менее успешна и продуктивна.

3. Обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетического цикла.

Для наиболее эффективного формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников считаем важным обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетической направленности через создание системы программ, нацеленных на формирование определенной системы ценностей, становление самостоятельной творческой позиции, проявление творческой индивидуальности школьников и устойчивой потребности в творческом самовыражении.

Отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается в интегративности художественного мышления. Интеграция видов художественной деятельности (музыки, литературы, живописи и др.) наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого школьника свободно проявлять свои способности и выражать интересы. В условиях интеграции художественная деятельность формирует творческую личность ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, возможности самореализации, формирование положительно устойчивых взаимодействий в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.

В гимназии осуществляется планомерное и комплексное изучение предметных дисциплин художественно-эстетической направленности, что способствует формированию мотивации, углублению, упорядочению и систематизации полученных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, развитию креативных способностей, и в конечном итоге, становлению творческой личности.

4. Проявление учителями индивидуального творческого стиля в своей педагогической деятельности, их мотивация на формирование у школьников ценностно-смыслового отношения к творчеству в художественно-эстетической деятельности.

Качество профессиональной деятельности педагога зависит от его творческой направленности, активного включения своего личностного потенциала, готовности использовать не только имеющиеся педагогические методы и технологии обучения, но и выходить за рамки нормативной деятельности. Суммируя высказывания исследователей, подчеркнём, что для эффективного формирования творческого стиля деятельности обучающихся учителю необходимо совмещать в себе педагога-«режиссёра» (А. К.  Маркова), педагога-исследователя (А. И. Кочетов) и овладеть эвристическим уровнем педагогического творчества (В. А. Кан-Калик).

Многие учёные (Е. С. Громов, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Моляко, Н. Д. Никандров, Е. Л. Яковлева и др.) высказывают необходимость наличия, наряду с педагогическими способностями, творческих качеств личности педагога, к числу которых они относят следующие: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, стремление к познанию нового, целеустремленность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память, профессиональное творческое мышление, внутренняя мотивация на творческую педагогическую деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции. Таким образом, наряду с педагогическими способностями учитель должен обладать целым комплексом творческих качеств, главными из которых мы считаем наличие устойчивой мотивационной направленности на творчество, которая подчёркивает его уникальность, неповторимость и индивидуальность; творческой активности; высокого уровня развития креативных способностей.

Для эффективного формирования творческого стиля обучающихся важным является реализация учителями творческого стиля в своей профессионально-педагогической деятельности. Показателями этого процесса, по нашему мнению, являются:

1. Cтремление учителей к постоянному самосовершенствованию своего профессионального творческого стиля деятельности (участие в научно-практических и методических конференциях, конкурсах, концертных выступлениях, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков, мастер-классов и др.).

2. Активное участие в творческой инновационной деятельности по совершенствованию процесса формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся (творческое планирование и реализация образовательного процесса).

Если учитель сам ориентирован на творчество и оно является сущностью всей его профессиональной деятельности, он сможет выбрать лучшие варианты творческой организации педагогического процесса, предвидя их результаты и ориентируясь на личностные возможности развития каждого ученика. Не случайно опыт работы многих творчески-ориентированных учителей подтверждает, что творчество учителя рождает творчество учеников и воспитать творческую личность может только творческая личность

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что разработанные нами педагогические условия способствуют эффективному формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии.

Основные термины: творческого стиля, художественно-эстетической деятельности, творческого стиля художественно-эстетической, стиля художественно-эстетической деятельности, формирования творческого стиля, художественно-эстетической деятельности школьников, творческого развития, творческого стиля деятельности, формированию творческого стиля, эффективного формирования творческого, формирование творческого стиля, творческой деятельности, индивидуального творческого стиля, видов созидательной деятельности, образовательном пространстве гимназии, траекторию творческого развития, личностную траекторию творческого, учителями индивидуального творческого, внеучебной художественно-эстетической деятельности, внеучебной деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle