Автор: Петрова Елена Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Библиографическое описание:

Петрова Е. С. Основные аспекты формирования производственного бюджета // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 175-178.

В статье рассматривается построение производственного бюджета и его взаимосвязи с бюджетом по продажам и закупкам. Говорится о сущности производственного бюджета и его основных структурных бюджетах, среди которых: бюджет прямых трудовых затрат, бюджет прямых затрат на материалы и бюджет производственных накладных расходов. Рассматриваются две основных метода определения потребности в ресурсах: аналитический и нормативный.

Ключевые слова: бюджетирование, планирование, производственный бюджет.

Особое место в системе бюджетирования отводится построению производственного бюджета. Как и любая система бюджетирование предполагает построение взаимосвязанных элементов, элементами в данном случае являются операционные бюджеты. Операционный бюджет так же является системой и включает в себя более узконаправленные бюджеты, таким образом, формируется сводный бюджет.

Бюджет доходов является фундаментом при построении в последующем сводного бюджета движения денежных средств. Основой для составления бюджета доходов является бюджет продаж, а так же данные по погашению дебиторской задолженности перед предприятием. От бюджета продаж во многом зависит производственный бюджет, который устанавливает, какое количество готовой продукции необходимо произвести для каждого периода планирования. Производственный бюджет повторяет производственный план. В зависимости от необходимости производится детализация производственного бюджета, при этом она осуществляется не только по готовой продукции, но и по комплектующим изделиям, используемых при сборке деталей, а также по сырью и материалам.

Составление производственного бюджета зависит от производственного потенциала предприятия, определяющее ориентировочные параметры количества выпускаемой продукции за определенный плановый период времени. В случае если вся изготавливаемая продукция разбита по заказам, то для начала определяется время, необходимое для изготовления каждого заказа. Затем определяется требуемая производственная мощность, т.е. используют данные о производственных основных фондах, режиме работы оборудования и использования площадей, прогрессивных нормах производительности оборудования и трудоёмкости изделий, квалификации рабочих. Необходимо сбалансировать требуемые мощности и доступные, это возможно, если уменьшить загрузку оборудования, либо увеличить производственные мощности. Уменьшение загрузки оборудования, будет означать сокращение плана, и соответственно приведет к недополучению прибыли, и отказ от малорентабельных заказчиков.

Составление производственного бюджета включает формирование:

  1. бюджет прямых трудовых затрат;

  2. бюджет прямых затрат на материалы;

  3. бюджет производственных накладных расходов.

Бюджет прямых трудовых затрат включает затраты на оплату труда. Стоимость затрат на оплату труда зависит от вида и количества производимой продукции, ее трудоемкости, общих затрат рабочего времени на ее изготовление и почасовой тарифной ставки.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется после определения объема производства для определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов предприятия. Бюджет материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

Бюджет производственных накладных расходов включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др. Разработку бюджета производственных накладных расходов целесообразно начинать с разделения расходов на постоянные и переменные, и установлении зависимости от изменения объемов производства.

Полный производственный бюджет включает в себя сумму затрат на оплату труда, затраты на материалы и накладные расходы.

Основной задачей при построении производственного бюджета является определение потребности в основных ресурсах, т.е. в тех материалах, которые относятся непосредственно на производство продукции и потребляются на цели основного производства. Планирование потребностей ресурсов может осуществляться двумя методами:

- на основании установленных норм расхода по видам сырья и материалов в расчёте на одну единицу отдельного вида продукции;

- заключается в том, что за ряд прошлых бюджетных периодов по данным оперативной отчётности сопоставляются объёмы производства и сбыта с динамикой расходования материальных оборотных ресурсов и на основе средневзвешенной устанавливаются нормы расхода на данный бюджетный период.

Нормативный метод является более трудоемким, ввиду этого его используют на крупных и средних промышленных предприятиях. Составляется плановая калькуляция на единицу продукции, в которой выставляются нормы расхода по видам сырья и материалов. Соответственно, соотношение расходов материала и производственного бюджета позволяют рассчитать потребность в материалах.

Аналитический метод является более обобщенным, и простым для определения потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимая за норму расхода на планируемый период, эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребности в материалах. После детерминации количества сырья и материалов, необходимо рассчитать количество закупок по видам сырья и материалов, на основе данных об объеме расхода материалов за период.

Следует учитывать, что изменение бюджета продаж приводит к изменению всех зависимых бюджетов, и приводит к изменению плана закупок материалов. В зависимости от возможностей компании бюджет закупок может быть составлен в натуральном и стоимостном выражение. Бюджет закупок, представленный в натуральном выражении, раскрывает потребность предприятия в месячных закупках. Бюджет закупок, представленный в стоимостном выражении, показывает финансовые потребности компании, обусловленные закупкой ресурсов. При составлении бюджета закупок материалов для производственных нужд следует учитывать уровень запасов материалов на начало и конец планируемого периода. Для определения расхода материалов в натуральном выражении в расчетах следует использовать запасы материалов на начало планируемого периода и потребность в данных материалах для выполнения производственного бюджета. Бюджет производства и бюджет запасов влияют друг на друга, и их надо последовательно согласовывать, чтобы не допустить ни затоваривания, ни простоев ввиду отсутствия сырья.

Производственный план во многом зависит от планового объема продаж и величины запасов готовой продукции. Объем выпускаемой продукции на плановый период будет сформирован из остатков нереализованной готовой продукции на конец и на начало планового периода и объема реализованной продукции за период. А объем производства будет формироваться из объема продаж за минусом товарных остатков на начало периода. Следует учитывать, что при бюджетирование объемов выпуска продукции существуют отличия в планирование между предприятиями массового, серийного и по заказного производства. Для серийного и массового производства основополагающим является физический объем продаж и физический объем выпускаемой продукции, а основным показателем, влияющим на производственный бюджет, является уровень товарных остатков. Для позаказного производства определяющим является бюджет продаж, сформированный в соответствии с заказом клиента, но следует учитывать товарные остатки.

На начало бюджетного периода величина товарных запасов известна, следовательно, необходимо спрогнозировать величину товарных запасов на конец периода. Основной задачей при балансировке остатков является снижение издержек связанных с хранением. При увеличении остатков нереализованной продукции возрастают:

- иммобилизационные издержки, которые предполагают упущенные выгоды предприятия вследствие отказа от альтернативных направлений использования ресурсов, поскольку денежные средства могли быть направлены в банк и приносить проценты по вкладам;

- издержки по хранению, включают расходы, связанные с хранением продукции на складе (отопление, трудовые ресурсы и т.п.);

- издержки связанные с устареванием товарных запасов. [5, c.68]

Существуют затраты, которые убывают при возрастании остатков нереализованной продукции, к ним относятся:

- возможные убытки от потери расположения потребителей, предполагают недостаточность уровня запасов для оперативного выполнения заказа;

- возможная упущенная выгода от потери гибкости, предполагает, что предприятие может упустить дополнительную прибыль при краткосрочном росте цен по определенным видам реализуемой продукции.[1, c.23]

В связи с тем, что издержки, возникающие при увеличении остатков, носят вероятностный характер, на практике, как правило, не существует четкого математического решения задачи определения целевых остатков нереализованной готовой продукции.

Определение потребности в ресурсах в существенной степени зависит от выбранной политики управления запасами. Этой теме посвящено большое количество исследований, в особенности использованию японского опыта минимизации запасов.

Среди крупнейших мировых систем Япония характеризуется явным превосходством в области промышленного производства. Основным конкурентным преимуществом является низкие издержки производства и, как следствие, рыночных цен на продукцию машиностроительной, электронной и других капиталоемких отраслей. Ключевым моментом в управлении являются низкий уровень товарных запасов, что позволяет снизить капиталоемкость производственного процесса, повысив оборачиваемость запасов. Данный подход к организации производства позволил в первую очередь снизить инвестиционную базу, что в свою очередь значительно увеличивает доходность инвестиций при прочих равных условиях. Позже система, используемая японскими менеджерами, получила название «точно в срок», которая и была в дальнейшем положена наиболее успешными компаниями Америки в основу комплексного планирования потребностей в материалах. [4]

Для решения задачи нахождения оптимального уровня запасов наиболее важным является опыт управляющего в области планирования складских запасов, поскольку необходимо сопоставлять различные выгоды и возможные убытки, связанные с изменением величины остатков нереализованной продукции.


Литература:
  1. Бюджетирование в деятельности предприятия : учебное пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 112 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0830-5.

  2. Внутрифирменное бюджетирование; Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В.; Финансы и статистика; 2006. - 464 с.: ил. – ISBN 5-279-02681-6

  3. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2006. – 448с.:ил.- ISBN  5-469-00712-8

  4. Жданов А.Ю. Определение потребности в закупаемых ресурсах. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/04/05/potrebnost_v_resursakh.html

  5. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. 544c. - ISBN 5-8018-0092-1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle