Библиографическое описание:

Азимова А. Г. Азербайджанская журнальная публицистика: истоки и пути дальнейшего развития // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 192-195.


Although Azerbaijani magazine journalism history is counted from 16th century after Fuzuli’s “Shikayatnama”, its development and formation prospered after A. Bakikhanov’s and M. F. Akhundov’s activity in 19th century. Its becoming many-branched journalism coincides on 20th century. A new quality stage of systematic, comprehensive, profound analysis, control and presentation of Azerbaijani social-political conception begins with formation of magazine journalism in “Molla Nasraddin” (1906), “Fuyuzat” (1906), “Dirilik” (1914-1915).

In spite of publications of fictions by intellectuals such as Elchin, Anar, R. Zeka, A. Mirakhmedov, K. Talibzade, Y. Qarayev, V. Quliyev, A. Mamedov, Sh. Valiyev, A. Zeynalzade, O. Bayramli, R. Kamal in “Azerbaijan”, “Ulduz”, “Qobustan” magazines benefiting from artistic publication traditions in 1960-1980, they were publishing their critical, educational, problem featured articles

separately.

At the beginning of 20th century along with Armenian Muslim confrontation, refugees, hunger expressed in journalism and another territorial claim between neighboring nations, strengthening of the national liberation movement, experienced trauma and tragedies, heroism and betrayal were similarly presenting a group of topics in magazines.

Историю азербайджанской письменной публицистики специалисты предлагают начинать с 16-го века – с великолепного произведения Магомеда Физули «Шикаетнаме» («Жалобное письмо»). Действительно, в нем есть все содержательные и форменные элементы того вида творчества, который мы сегодня называем публицистикой, Однако становление профессиональных публицистов в современном значении этого слова относится к ХЫХ веку, когда на Кавказе и в Азербайджане стали выходить периодические издания. Первым публицистом этого периода был Абасгулу ага Бакиханов, который в 1832 г. был одним из редакторов и ведущих авторов «Тифлисского вестника» на русском языке и азербайджанского варианта этого официального правительственного издания – «Тифлис Эхбары». Он же в 1846 и 1848 г.г. опубликовал отрывки из своего исторического трактата «Гюлистани-Ирем» («Цветник рая») в издававшейся в Тифлисе газете «Кавказ».

Крупнейшим публицистом ХЫХ века, несомненно был Мирза Фатали Ахундзаде. Он же – основоположник азербайджанской драматургии, автор первой реалистической повести «Обманутые звезды», блестящего философско-политического трактата «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего». Большое место в его публицистике «занимают вопросы общественно-политического развития – критика феодальных порядков, деспотического государственного строя, требование переустройства общественной жизни на демократических началах. ...Ахундов показывает нищету и бесправие трудового народа, жестокость и произвол феодальных властелинов» (Ахмедов, 1982; 21).

Большим событием в жизни азербайджанского народа было издание в 1875-1877 г.г. в городе Баку первой национальной газеты «Экинчи» («Пахарь»), учредителем и редактором которой являлся выпускник Московского университета Гасан бек Зардаби.

Все это подготавливало благопрятную почву для возникновения журнальной публицистики Азербайджана, которая берет свое начало с 1883 года, когда Джалал Унсизаде стал выпускать журнал «Кяшкцл» («Сума»). Однако этап ее бурного развития приходится на начало ХХ века. С выходом журналов «Молла Насреддин» (1906), «Фиюзат» («Блага», 1906), «Дирилик» («Живость», 1914) начинается новая качественная стадия в развитии публицистики. В этих журналах последовательно, систематизированно, всесторонне и глубоко анализировались беспокоящие общественность социально-политические проблемы. С этого времени печать функционирует не только как средство информирования и пропаганды, но и начинает создавать методы исследования и анализа информации, формы ее доставки до аудитории, формируются традиции документального отражения общественно-политических явлений, их оценка с позиции фундаментальных национальных идей и художественно-эмоционального отображения. Это подтверждают материалы журнала «Молла Насреддин» и других сатирических журналов молланасреддинского толка, журнала «Фиюзат» и других романтических литературных органов фиюзатского направления, журнала «Дирилик» и научно-исследовательские работы о них (Ибрагимов, Мяммядли, Мяммядов).

Приход журнала «Молла Насреддин» на арену художественного мышления расширил мыслительный плюрализм, его авторы предпочли довести свои рассуждения об общественно-политических процессах до широких масс на простом народном языке, усилили тенденцию развития публицистики и выбрали форму прямого диалога с общественностью. Позиция сатирического отношения журнала «Молла Насреддин» к окружающей общественно-политической среде, реалистические материалы его публицистики, опыт опирания на объектиную действительность оказали сильное воздействие на формирование и дальнейшее развитие журнальной публицистики. Появление журнала «Молла Насреддин» и его обращение к народу в первом своем номере словами «К вам я пришел, мои мусульманские братья...» способствовали обогащению национальной публицистики новыми оттенками. А самое главное, публицистическое мышление в Азербайджане пополнилось такими новыми компонентами, как качество, аналитика и журналистское расследование. В этом смысле весьма интересно мнение члена-корреспондента НАНА, профессора Тофига Гаджиева, который характеризуя приход журнала «Молла Насреддин» в историю публицистики и в целом в мир журналистики, пишет: ««Молла Насреддин» не остался на уровне безукроизненной литературной школы, обогатившей мировое сатирическое искусство и его теоретические основы, а превратился в философское мировоззрение, в факел просветительства. Он превратился в всевидящее око и говорящие уста народа, превратившись в потешный язык, проник в его душу. Гнездившись в сердцах, осветил мозги. Он не воспринял этот мир как шутку, но отшучиваясь, высказал все, что было на уме... «Молла Насреддин» этим своим языком – сладким, но заботливым смехом, назидательными, но колючими словами привлек всеобщее внимание, мнение всех сосредоточил на себе. Он поражал, восхищал своей находчивостью, но в то же время заставлял глубоко задуматься» (Щаъыйев, 1983; 3-4).

Благодаря деятельности творителей сатирической журнальной публицистики «Молла Насреддина», стало возможным усилить публицистику в Азербайджане, активизировать критические взгляды на общественные процессы. Результатом публицистических поисков молланасреддинцев стало то, что в Азербайджане появились такие новые сатирические журналы, как «Ары» («Пчела»), «Бяхлул», «Зянбур» («Трутень»), «Мязяли» («Назидательный»), «Бабайи-Ямир», «Шейпур» («Горн»), которые смогли создать в стране атмосферу критического отношения к происходящему.

Прогрессивные традиции журнальной сатиры начала ХХ века, были так сильны, что даже в советские годы азербайджанская литература и публицистика смогли по мере возможности сохранять дух сатирического отношения к негативным общественным явлениям. Подтверждением могут служить комедии того периода и материалы сатирического журнала «Кирпи» («Ёж»).

Начиная с 60-х г.г., в литературе и культуре живущих в Советском Союзе народов, в том числе азербайджанцев, возродился интерес к национальным ценностям, «усилилось национальное самосознание, дух независимости превратился в непреодолимое желание» (Мяммядли, 2003; 5), что привело в свою очередь к ожесточению советской цензуры. Люди пера, писавшие в те годы в условиях борьбы с цензурой, т.н. «шестидесятники», стали творчески использовать выработанные в начале века фиюзатовцами и молланасреддинцами приемы и методы «эзоповского языка». Накануне независимости «шестидесятники» - создатели художественной публицистики того периода публиковались в основном в литературно-художественных журналах «Азярбайъан», «Улдуз» («Звезда») и «Гобустан».

В первые годы независимости в этих журналах публиковались материалы, в которых подчеркивалась необходимость утилизации публицистических традиций. Авторами были известные писатели и ученые, пришедшие в литературу и публицистику в 60-80-е годы: Анар, Эльчин, Р.Зека, А.Мирахмедов, К.Талыбзаде, Я.Гараев, В.Гулиев, А.Мамедов, Ш.Велиев, А.Зейналзаде, О.Байрамлы, Р.Камал и др. В большинстве их публицистических произведений на первый план выдвигался лозунг национального возраждения: «тюркизация, исламизация, модернизация», предложенный в начале ХХ века издателем «Фиюзата» Али бейом Гусейнзаде. Во многих публикациях эта тема превращалась в объект серьезных дискуссий.

Многоцветностью тематической палитры публицистика 1990-х г.г. напоминает публицистику 1910-х г.г. Однако времена были другие. В 90-х г.г. в Азербайджане из-за Карабахской войны и разваленной экономики были сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, царили голод и нищета. Между соседними народами возникали все новые и новые территориальные претензии. Все это – усиление национально-освободительного движения, углубление межнациональных конфликтов, беженство, вмещательство в дело различных политических, военных сил и международных организаций, переживаемые потрясения и трагедии, героизм и предательства были основными темами публицистики. В 1995-1998 г.г. из-за экономических проблем деятельность литературно-художественных изданий была ослаблена, из-за нехватки бумаги часто они выходили удвоенными номерами, не изменив объем. В 1997 г. президент Гейдар Алиев издал указ о финансировании Объединения писателей Азербайджана и его литературных печатных органов из государственного бюджета. Таким обазом, начиная с 1998 г., положение улучшилось, и внимание этих СМИ было сосредоточено на повышении качества.

Таким образом, азербайджанская журнальная публицистика в течение последних ста лет прошла тернистый, но в то же время славный путь возникновения, становления и процветания. Ныне она находится на подъеме и на этом поприще появляются новые молодые, талантливые силы, которые также воспитаны в духе прогрессивных традиций своих творческих предков. Но по сравнению с ними, у нынешней молодежи больше возможностей творческого и технического характера и мы надеемся, что она с честью передаст эту эстафету грядущему поколению публицистов.


Литература:

  1. Ахмедов Э.М. Великий азербайджанский философ-материалист // в кн.: Ахундов М.Ф. Избранные философские произведения. Баку: Азернешр, 1982, с. 4-28
  2. Щаъыйев Т. «Молла Нясряддин»ин дили вя цслубу. Бакы: «Йазычы», 1983, 270 с.
  3. Ибрагимов М. Великий демократ. Баку: Азернешр, 1988, 178 с.
  4. Мяммядли Ъ. Мцасир журналистика. Бакы: БДУ няшри, 2003, 436 с.
  5. Мяммядов Б. Азярбайъан бядии публисистикасынын инкишаф мейлляри вя сяняткарлыг мясяляляри (ХХ ясрин ЫЫ йарысында). Бакы: «Елм», 2007, 192 с.
  6. Вялийев Ш. «Фцйузат» ядяби мяктяби. Бакы: «Елм вя тящсил», 2009, 456 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle