Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Фирсова, И. С. Дальневосточный международный экономический форум как механизм разработки и координации проектов развития Дальнего Востока РФ / И. С. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 1. — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2833/ (дата обращения: 18.04.2024).

Ситуацию с дифференциацией в развитии российских регионов, сложившуюся в 1990-х годах некоторые эксперты характеризуют как «двойственную экономику» — в то время как значительная часть ресурсов находилась в отдаленных районах азиатской части страны, доходы от их освоения перетекали в крупные города европейской части России, формируя в них платежеспособный спрос. В результате в Центральной России, которая составляет 3,8% национальной территории, проживает 26% населения страны, производится 34% ВВП и потребляется 45% импорта[7, с.195]. Для сравнения в Дальневосточном федеральном округе, составляющем более 35% территории России, проживает менее 5% населения страны и производится порядка 6% ВВП России. С 1989 г. по 2006 г. население региона сократилось более чем на 17%[3]. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией.

Однако в настоящее время развитие Дальнего Востока стало одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России. Об этом свидетельствует, в частности, государственная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Геополитический, природный, интеллектуальный потенциал Дальнего Востока России является мощным фактором перспективного развития всей страны. Вместе с тем, для реализации данного потенциала необходим обмен знаниями и опытом, поиск наиболее эффективных экономических и управленческих решений, активная и ответственная позиция бизнеса, власти, экспертного сообщества и широкой общественности. Эти важнейшие задачи и призван решать Дальневосточный международный экономический форум, который представляет собой уникальную площадку для обсуждения вопросов промышленного и экономического потенциала Дальнего Востока и согласования позиций власти, бизнеса и общества по стратегиям развития экономики.

Первый Дальневосточный международный экономический форум прошел в 2006 году под девизом «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». На пленарных заседаниях и «круглых столах» обсуждались вопросы демографии, развития транспортной инфраструктуры, лесной, горно-добывающей, рыбной промышленности, а также туризма, информационных коммуникаций и инновационной деятельности.

В форуме приняли участие более 800 гостей, в том числе представителей 29 российских регионов, а также, около 200 предприятий из 21 субъекта восточной части страны. Участникам было представлено 33 инвестиционных проекта.

Было особо отмечено, что поставленных задач не решить без задействования механизма государственно-частного партнерства. В качестве примера успешного сотрудничества власти и бизнеса было представлено строительство магистрального газопровода Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск мощностью 4,5 млрд. кубометров газа в год. Помимо государства основными инвесторами проекта выступили ОАО «НК Роснефть» и ОАО «Сахалинморнефтегаз»[1].

В следующем году, на Втором дальневосточном международном экономическом форуме, акцент был сделан на программе модернизации российской экономики. Его девиз – «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны». Особенностью форума стало участие более широкого круга представительных иностранных делегаций – более 130 человек из 13 государств.

Форум был посвящен проработке вопросов повышения уровня жизни и закрепления населения путем реализации приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, эффективного освоения природных богатств, основанных на инновационных решениях, способных качественно изменить и ускорить социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. По словам К. Исхакова, «развитие Дальнего Востока невозможно только в рамках Программы «Дальний Восток и Забайкалье»: необходимо будет выработать меры, повышающие заинтересованность инвесторов во вложении средств в данный регион. Именно это и является одной из целей Дальневосточного международного экономического форума»[2].

Одним из проектов, направленных на развитие региона, является трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», которая должна соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо этого, Дальневосточный федеральный округ рассчитывает на размещении у себя газоперерабатывающих и газохимических предприятий.

Третий форум (2008 год), под девизом «Стратегия 2020: региональное измерение», был посвящен проработке вопросов повышения уровня жизни и закрепления населения путем реализации основных положений Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в контексте региональной политики на Востоке России и стратегии развития восточных регионов России до 2025 года.

Участники третьего международного Дальневосточного экономического форума обсудили порядка 350 масштабных инвестиционных проектов по развитию региона, в том числе и в рамках подготовки саммита Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС)-2012. Предстоящий в 2012 году саммит АТЭС во Владивостоке – это значительное политическое и экономическое событие для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Его успешное проведение позволит России укрепить свои международные позиции, наладить дополнительные контакты с партнерами в регионе.

Впрочем, по мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохина, даже событие такого уровня, как саммит АТЭС-2012, рискует не стать мощным толчком для развития Дальнего Востока без коренного изменения инвестиционного климата в регионе, что возможно только при совместной работе бизнес-сообщества и органов власти всех уровней. Развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств значительно увеличит количество рабочих мест в регионе, тем самым смягчая жесткую демографическую ситуацию. Дополнительные рабочие места может дать и развитие туризма – регион обладает для этого уникальными природными и рекреационными возможностями. В этой сфере бизнес сможет реализовать множество интересных проектов. С этим согласились и зарубежные гости форума[5].

Представители РАН предложили сосредоточить основные усилия на возрождении и развитии традиционных отечественных инновационных производств – военно-промышленного комплекса, авиастроения, космоса, судостроения, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей, так как, двигаясь именно в этом направлении, Россия сможем занять на мировых рынках те ниши, которые выглядят наиболее перспективными для отечественных производителей.

Четвертый Дальневосточный международный экономический форум, прошедший в Хабаровске в сентябре 2009 года под девизом «Стратегия развития Востока России: антикризисные ориентиры и новые подходы», был посвящен ключевым направлениям развития экономики Дальнего Востока и Восточной Сибири в условиях кризиса.

Было отмечено, что основной проблемой Дальнего Востока и Восточной Сибири уже многие десятилетия остается привлечение долгосрочных инвестиций в регион, которые бы обеспечили его комплексное развитие. Для этого необходимо решить задачи развития высокотехнологичных производств в авиа- и судостроении, машиностроении и металлургии, обеспечить инновационное освоение ресурсов океана. Особое внимание должно быть уделено вопросам внедрения новых технологий и высокопроизводительной техники: необходимо обеспечить комплексное и опережающее, относительно средних параметров по стране, развитие социальной сферы и человеческого капитала.

Основной проблемой для новых инвестиций на Дальнем Востоке остается слаборазвитая транспортная инфраструктура. Особое значение приобретает проект создания на базе Хабаровского аэропорта крупного транспортного авиационного узла – хаба. Уже в процессе разработки находится генеральный план по развитию Хабаровского аэропорта, включающий в себя план землепользования в зоне аэропорта, план строительства по каждому этапу реализации проекта, финансовую модель оценки инвестиционной привлекательности проекта и план финансирования с учетом требований потенциальных инвесторов.

Предложено также привлечь к реализации проекта строительства инфраструктуры космодрома «Восточный» – наиболее масштабного проекта в Амурской области – негосударственные, в том числе и иностранные инвестиции. Создание объектов наземной космической инфраструктуры – жилого фонда, аэродрома, коммуникаций, дорог и средств выведения – предполагается осуществлять в рамках действующей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Однако современное развитие космонавтики предполагает тесное международное сотрудничество, и в данных условиях реализация проекта космодрома «Восточный» только за счет государственного финансирования представляется крайне неэффективной.

К инвестированию проведения работ по созданию обеспечивающей инфраструктуры космодрома привлечены предприятия и организации 18 субъектов Российской Федерации, включая и субъекты Дальнего Востока. Также удалось предварительно договориться об участии японских компаний в финансировании отдельных объектов, а именно, водородного завода, аэродромного комплекса, административно-делового центра.

На форуме также обсуждался проект создания первой в России морской портовой особой экономической зоны в порту Советская гавань Хабаровского края. Концепция зоны предполагает создание на территории морского порта Советская Гавань международного многопрофильного портового и судоремонтного центра. Это позволит рационально воспользоваться уникальным географическим положением и природными условиями залива Советская Гавань и даст толчок в развитии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Порты Ванино и Советская Гавань расположены на материке в центральной части Татарского пролива, куда выходят все морские и сухопутные транспортные пути региона. Порты имеют выход по железной дороге на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а по строящейся автомобильной дороге Лидога – Ванино на единую сеть автомобильных дорог России. Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел наряду со сложившимися транспортными связями, имеет прекрасные природно-географические условия и обширные свободные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры. При этом в порту Ванино перспективный объем грузопереработки составит более 90 млн. тонн в год к 2020 году при объеме в 2009 году – около 13,0 млн. тонн[6, с.2].

Помимо этого российским и иностранным предпринимателям были предложены связанные с транспортно-промышленным узлом проекты: строительство дорог, целлюлозно-бумажного комбината в Амурске мощностью до 500 тысяч тонн в год и завода по деревообработке.

Также было принято решение проводить Дальневосточный экономический форум раз в два года, чередуя с Байкальским форумом в Иркутске, так как тематика этих форумов во многом перекликается.

В рекомендациях четвертого Дальневосточного международного экономического форума было особо отмечено, что на современном этапе ключевым источником экономического роста во всем мире становится нематериальный капитал и его важнейшая составляющая – человеческий потенциал. А это означает, что и Дальний Восток России должен быть представлен на мировом рынке не только сырьем, но, прежде всего, инновациями.

Участники четвертого Дальневосточного международного экономического форума подчеркнули, что в условиях мирового финансового кризиса актуальность выработки единой долгосрочной стратегии развития восточных территорий Российской Федерации не только не снижается, но и приобретает еще большее значение. Остаются неизменными стратегические ориентиры на создание конкурентоспособной и динамичной экономики, обеспечение высоких показателей уровня и качества жизни населения. Анализ функционирования экономики Дальнего Востока России в условиях кризиса еще раз подтверждает необходимость инновационного характера её развития, повышения эффективности за счет увеличения доли конечной продукции в валовом региональном продукте, диверсификации промышленного производства [4, с.1].

При значительном природно-ресурсном, промышленном, экспортном и рекреационном потенциале, в восточных регионах России, тем не менее, существует ряд проблем, сдерживающих их развитие. Низкий уровень развития инфраструктуры, высокие транспортные и энергетические тарифы, сложная демографическая ситуация становятся препятствием динамичного и качественного развития экономики региона. Реализация дальневосточных инвестиционных программ, активно осуществляемых в последние годы государством для исправления экономической ситуации на востоке страны, нуждается в высокой координации. В этом плане Дальневосточный международный экономический форум стал одним из наиболее авторитетных и значимых в России. При этом он является не только возможностью обсудить актуальные вопросы развития экономики, но и наладить торговые связи, привлечь инвестиции, в том числе и иностранные, ознакомиться с уровнем развития отраслей промышленности. Значимость форума растет, по статусу он практически сравнялся с российскими форумами, имеющими более длительную историю – Санкт-Петербургским (с 1997 года) и Сочинским (с 2002 года). Проходящие в рамках форума дискуссии и встречи помогают лучше узнать проблемы и достижения Дальнего Востока, содействуют доверительному диалогу бизнес-сообществ и открывают возможности для новых проектов и инициатив. Конечной целью является достижение такого уровня развития, при котором сырьевая направленность экономики дальневосточного региона уйдет в прошлое, а на смену придет диверсификация экономики, глубокая переработка сырья, развитие машиностроительных и обрабатывающих отраслей с одновременным расширением нефтегазового сектора.


Литература:

1. В Хабаровске открылся Дальневосточный международный экономический форум, 05.10.2006 / http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=34129
2. Дальневосточный экономический форум покажет пример АТЭС, 18.09.2007 / http://www.newsinfo.ru/articles/2007-09-18/item/536768/
3. Институт демографических исследований, Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия, 13.03.2006 / http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=322
4. Рекомендации IV Дальневосточного международного экономического форума / http://www.dvforum.ru/doklads/recomend.pdf
5. С Севера на Восток: В Хабаровске открылся экономический форум, «Российская газета» – Федеральный выпуск №4762 от 1 октября 2008 г. / http://www.rg.ru/2008/10/01/dforum.html
6. Теребиж Л.Ю. Развитие Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла до 2020 года / http://www.dvforum.ru/doklads/Terebizh.pdf
7. Bradshaw, Michael (2008) 'The Geography of Russia's New Political Economy', New Political Economy, 13 (2), 193-201.
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Дальневосточный международный экономический форум, Россия, Восточная Сибирь, развитие, Советская Гавань, Дальний Восток России, регион, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион.


Похожие статьи

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Статья...

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

В Азиатско-Тихоокеанского региона идет мощный экономики.

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали...

Для активизации экономического развития Дальнего Востока России требуется модернизация его транспортной системы.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективы участия в них России.

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение...

Дальний Восток, комсомольск-на-амуре, речной транспорт, речной порт, Комсомольский речной порт, грузовой порт, внутренний водный транспорт, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион, КНР.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, развитие, привлечение инвестиций, институт развития, финансовая нагрузка.

Перспективы сотрудничества субъектов РФ и стран АТЭС на...

Красноярск, Россия, Красноярский край, APEC, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, город, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Сибирь, международная торговля.

Похожие статьи

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири...

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

порт, россия, полная мера, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, Транссибирская магистраль, восточное направление, внешний рынок, железнодорожный транспорт, Приморский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Статья...

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

В Азиатско-Тихоокеанского региона идет мощный экономики.

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали...

Для активизации экономического развития Дальнего Востока России требуется модернизация его транспортной системы.

Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективы участия в них России.

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение...

Дальний Восток, комсомольск-на-амуре, речной транспорт, речной порт, Комсомольский речной порт, грузовой порт, внутренний водный транспорт, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион, КНР.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики, Азиатско-Тихоокеанский регион, Российская Федерация, развитие, привлечение инвестиций, институт развития, финансовая нагрузка.

Перспективы сотрудничества субъектов РФ и стран АТЭС на...

Красноярск, Россия, Красноярский край, APEC, Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, город, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Сибирь, международная торговля.

Задать вопрос