Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матвеева, Н. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов / Н. В. Матвеева, Л. С. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2818/ (дата обращения: 17.04.2024).

В условиях многонационального общества (Россия является суперэтнической державой, в ней имеется более 130 этносов) особенно актуальной является задача формирования этнической толерантности, способности личности признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляющейся в терпимом отношении к людям иных национальностей, рас, вероисповеданий и возможности вступать с ними в диалог.

Формирование этнотолерантности – основная задача поликультурного образования и воспитания, цель которых состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей. Важным периодом усвоения образцов и способов построения межэтнических отношений является младший школьный возраст. Одним из средств формирования этнотолерантности является народное искусство, в котором отражены менталитет, психологический склад, особенности национального характера, традиции, обычаи каждого этноса. Произведения народного искусства в силу своей наглядно-образной специфики наиболее доступны восприятию учащихся начальных классов.

Реализация задач поликультурного образования и воспитания выдвигает необходимость подготовки педагога - посредника между культурами различных народов, организатора межкультурной коммуникации. Решение этой задачи в значительной степени зависит от качества модернизации вузовского этапа образования учителя начальных классов. Наряду с традиционной подготовкой, необходимо вскрыть и реализовать возможности готовности студента к развитию этнотолерантности младшего школьника. Основной путь решения этой задачи видится в создании и внедрении системы художественно-педагогического образования, в результате применения которой будет обеспечено эффективное поликультурное образование и воспитание будущего учителя начальных классов.

Народное декоративно-прикладное искусство как часть материальной и духовной культуры общества отражает представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Оно становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей. Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. Это позволяет сделать вывод о необходимости изучения народного декоративно-прикладного искусства в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Республика Мордовия представляет собой полиэтническую систему, в которой проживают представители разных национальностей. В основном это русские – 60,8 %, мордва – 31,9 %, татары – 5,2 % (результаты переписи населения 2002 г. по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РМ). Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой – создавать условия для познания культуры народов, проживающих в Республике Мордовия, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям.

Подготовка студента к формированию этнотолерантности младших школьников на факультете педагогического и художественного образования ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» осуществляется посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства через цикл дисциплин национально-регионального компонента, специализации «Основы детского творчества в начальной школе», факультативов и спецкурсов.

При изучении курса «Развитие искусства, художественных промыслов мордовского края и Поволжья» будущие учителя знакомятся с возникновением и развитием народных промыслов и ремесел русского, мордовского и татарского народов, с костюмными комплексами, бытовавшими на территории Мордовии, с современным декоративно-прикладным искусством, овладевают техникой и технологией изготовления изделий народного искусства.

Рассмотрим содержание лекционных и практических занятий с точки зрения возможности реализации задач поликультурного образования.

Содержание лекционного курса предполагает изучение студентами ряда вопросов: возникновение и развитие мордовской культуры; развитие деревянного и каменного зодчества на территории республики; изобразительное искусство Мордовии; народные промыслы мордвы и Поволжья; декоративно-прикладное искусство татар; образ костюма русского населения Мордовии.

Практическая художественно-творческая деятельность студента и его восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства предполагают развитие не только специальных знаний, умений и навыков, но и способности понимать, ради чего создавались произведения народного искусства, какие общечеловеческие идеи-чувства они выражают, какими средствами достигается выразительность художественного образа.

При изучении темы «Возникновение и развитие мордовской культуры» внимание студентов обращается на то, что основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества и декоративно-прикладного искусства. На занятиях рассматривается мифология мордвы, мифологические традиции, лежащие в основе мордовского профессионального искусства, исторические корни традиционной обрядности мордвы. Студенты узнают о религиозных верованиях (тотемических, магических обрядах, анимистических представлениях), связанных с производственной деятельностью, семейно-родовым культом предков, с сельскохозяйственными работами.

Изучая развитие деревянного и каменного зодчества на территории Мордовии, будущие учителя начальных классов узнают об особенностях архитектуры крестьянского жилья, единстве конструкции и декора в традиционном жилище мордвы. При знакомстве с основными элементами народного жилища внимание студентов обращалось на то, что они несут не только утилитарную и декоративную функцию, но и имеют глубокие духовные корни, являясь отражением картины мира в образном строе избы, ее символике. Задания для самостоятельной работы и предполагают провести сравнительный анализ деревянных построек мордвы мокши и эрзи; выявить конструкцию, символику, смысловое значение частей христианского храма и сопоставить ее с конструкцией мусульманских культовых сооружений. На практическом занятии «Внутренний мир мордовской избы» студенты углубляют представления об устройстве внутреннего пространства крестьянской избы, о ее жизненно важных центрах: печном пространстве, красном угле, круге предметов быта, труда.

Особый интерес у студентов вызывает изучение темы «Народное декоративно-прикладное искусство татар». Она ориентирована на осмысление сути лекционного материала по следующим аспектам:

  • традиционные художественные промыслы;

  • народное декоративно-прикладное искусство татар;

  • татарский национальный костюм;

  • татарская вышивка и ее особенности;

  • цветочно-растительный, зооморфный орнамент как генеалогическая связь с окружающим природным миром, народным поэтическим творчеством.

На практических занятиях студенты осваивают технологии изготовления изделий с опорой на стилизацию татарского народного костюма.

В процессе изучения темы «Образ костюма русского населения Мордовии» дается классификация традиционного народного костюма русского населения мордовского края: 1) с поневой, 2) с сарафаном, 3) с юбкой, 4) с платьем-кубильком. Студенты узнают о делении костюма на праздничный, повседневный, его различии по сезонам и половозрастному признаку, функциональных и смысловых значениях украшений, о роли головного убора в женском костюме, о его форме, декоре, образном строе. Рассматривая праздничный костюмный комплекс, мы обращаем внимание на многослойность, обилие разнообразных украшений, выполняющих защитную функцию. Изучение вышивки в одежде русского населения Мордовии обращает студентов к орнаменту как части народного искусства, призванного украшать традиционную одежду. Это предполагает рассмотрение следующего круга вопросов: орнамент, его обереговая функция, расположение орнаментальных узоров, их сюжеты. При рассматривании изделий народных мастеров выявляется единство и многообразие орнаментальных мотивов у русских, татар и мордвы.

Лекционные, практические и лабораторные занятия органично дополняют внеучебные формы работы: проводятся «творческие лаборатории», приглашаются народные умельцы, которые демонстрируют процесс изготовления изделий, делятся секретами мастерства. Студенты пробуют свои силы в создании изделий декоративно-прикладного искусства.

Важную роль в приобщении будущих учителей к народному декоративно-прикладному искусству играет самостоятельная исследовательская работа, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. Студентов, выполняющих научно-исследовательские работы по выбранной тематике, мы ориентируем на реализацию воспитательных возможностей народного декоративно-прикладного искусства в поликультурном воспитании младших школьников. Они рассматривают важные и актуальные вопросы: приобщение младших школьников к декоративно-прикладному искусству в процессе творческой деятельности; углубление знаний учащихся о народной культуре, технологии выполнения изделий различных видов декоративно-прикладного искусства и методические рекомендации по их использованию в деятельности учителя начальных классов и самостоятельной творческой деятельности младшего школьника.

При написании курсовых и дипломных работ будущие учителя не только осуществляют теоретический анализ литературы по темам исследования, но и выполняют практическую часть, и осуществляют ее презентацию. Практическая часть представляет собой творческую работу, которая по технике и технологии выполнения должна соответствовать данному виду декоративно-прикладного искусства и отражать высокое исполнительское мастерство.

Художественно-творческие работы студентов являются постоянными участниками и призерами городских, республиканских, всероссийских и международных выставок художественных промыслов и ремесел. Активная выставочная деятельность приобщает студентов к народному декоративно-прикладному искусству народов, населяющих территорию Мордовии и Поволжья, воспитывает в них чувство любви и уважения к народным истокам, традициям, к художественной культуре народов своей малой Родины.

В системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов важная роль принадлежит производственно-педагогической практике по специализации «Основы детского творчества в начальной школе». Данный вид практики является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной практической работой в учреждениях дополнительного образования. Педагогическую практику по специализации студенты проходят на прикладном отделении художественных школ г. Саранска. Ими проводятся зачетные занятия и мастер-классы по традиционным и современным видам декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия.

В период педагогической практики студентами проводятся театрализованные представления «Легенды и мифы древней мордвы», «Мордовская свадьба», «Обряды мордвы детского цикла». Подобные формы работы способствуют этнокультурному воспитанию школьников, расширяют их представления о мировоззрении, обычаях, традициях народов Республики Мордовия.

Таким образом, содержание дисциплин национально-регионального компонента, внеучебные формы работы дают студенту возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного воспитания, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культура межнационального общения

Основные термины (генерируются автоматически): народное декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, народное искусство, Мордовия, студент, Поволжье, поликультурное образование, русское население Мордовии, территория Мордовии, детское творчество.


Похожие статьи

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Развитие и анализ потенциала народных промыслов...

В Республике Мордовия изучением народных промыслов мордвы занимается А. С. Лузгин.

Произведения прикладного искусства отражают традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Народное декоративноприкладное искусство, сохраняя свою функциональность и конструктивные черты, она передает возможность

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики. Искусство китайкой и русской вышивки.

Народное декоративно-прикладное искусство — основа...

Глобализация как обьективно-исторический процесе рассматривает мир как целостность. Здесь история предстает как единный, разворчивающийся во времени процесс, проходящей определенные этапы. Смена этих этапов знаменует основные поворотные пункты истории.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской системы образования такими педагогами, как А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина.

Декоративно-прикладное искусство в аспекте формирования...

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается в аспекте формирования межнациональных отношений школьников, что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение...

Похожие статьи

Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по...

Декоративно-прикладное искусство как средство гармонического развития личности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Развитие и анализ потенциала народных промыслов...

В Республике Мордовия изучением народных промыслов мордвы занимается А. С. Лузгин.

Произведения прикладного искусства отражают традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...

Декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Народное декоративноприкладное искусство, сохраняя свою функциональность и конструктивные черты, она передает возможность

Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики. Искусство китайкой и русской вышивки.

Народное декоративно-прикладное искусство — основа...

Глобализация как обьективно-исторический процесе рассматривает мир как целостность. Здесь история предстает как единный, разворчивающийся во времени процесс, проходящей определенные этапы. Смена этих этапов знаменует основные поворотные пункты истории.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской системы образования такими педагогами, как А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина.

Декоративно-прикладное искусство в аспекте формирования...

В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается в аспекте формирования межнациональных отношений школьников, что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение...

Задать вопрос