Библиографическое описание:

Насырова Л. Г. Подготовка студентов дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 138-141.

Реализация современных требований к содержанию и методам воспитания и обучения в ДОУ, необходимость совершенствования процедур аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений, руководящих и педагогических работников выдвигают задачи изучения и осмысления подготовки студентов дошкольного факультета педагогического вуза к управленческой деятельности в ДОУ.

Наиболее перспективными для формирования адаптивной системы управления в образовании нам представляются матричные структуры. При матричной структуре происходит наложение специально созданных временных целевых структур на постоянные элементы структуры методической службы.

Основные преимущества матричной структуры: рациональность распределения функциональных обязанностей; сочетание горизонтальной и вертикальной координации; ускорение принятия решений; повышение ответственности за конечные результаты деятельности и другие. В результате научно-исследовательской работы нами была разработана Программа подготовки будущих руководителей ДОУ к управленческой деятельности.

Обучение на факультативных занятиях в течение 2008/2009 учебного года включало такие темы, как «Научные основы управления дошкольным образованием», «Руководитель в системе управления дошкольным образованием», предназначенные для формирования управленческой компетентности в процессе подготовки студентов к управленческой деятельности, обучающихся по специальности «Специалист дошкольного образования». Экспериментальная работа заключалась в апробации данного спецкурса в ходе учебного процесса на дошкольном факультете Набережночелнинского педагогического института и определении его эффективности.

Целью данного направления эксперимента является выявление и обоснование эффективности модели учебного процесса, направленного на формирование управленческой компетентности в области подготовки студентов к управленческой деятельности в системе дошкольного образования.

Задачи подготовки студентов по Программе подготовки будущих руководителей ДОУ к управленческой деятельности:

-знакомство с принципами и методами психолого-педагогического, методического сопровождения управленческой деятельности;

-овладение будущими руководителями ДОУ направлениями деятельности по методическому сопровождению управленческой деятельности;

-определение организационно-педагогических основ методического сопровождения управленческой деятельности в ДОУ;

-определение условий организации и содержания диагностической и коррекционной деятельности руководителя ДОУ по мониторингу качества дошкольного образования.

Разработанная программа учитывает требования Закона «Об образовании», Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Содержание обучения в ней ориентировано на построение целостного процесса обучения, способствующего поэтапному формированию управленческой компетентности в области дошкольного образования, являющейся неотъемлемым компонентом качественного профессионального образования. Содержание программы можно представить в виде трех взаимосвязанных разделов. Последовательность их изучения отвечает постепенному развитию содержания и определяет структуру учебного предмета.

На основе спроектированных учебных элементов проведен контроль достижения каждым студентом уровня сформированности составляющих профессиограммы, определяемого по коэффициентам сформированности управленческой компетентности. Под управленческой компетентностью мы понимаем интегральное качество специалиста, характеризующееся наличием специальных знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств и мотивации к управленческой деятельности, обусловливающее принятие и эффективную реализацию профессиональных функций руководителя.

В ходе исследования мы выявили критерии эффективности разработанной нами модели формирования управленческой компетентности в области дошкольного образования, которая включает в себя такие компоненты как: мотивационный (побуждение к управленческой работе), когнитивный (знания), процессуально-деятельностный (умения и навыки), личностный (профессионально значимые качества),

В соответствии с целью нашего исследования нами рассмотрены следующие мотивы: процессуально-содержательные (интринсивные), внешние (экстринсивные), мотивы достижения и негативные мотивы.

Для оценки мотивационного компонента были использованы результаты анкетирования. В разработанную нами анкету мы включили задание, в котором студентам предлагалось проранжировать перечисленные восемь мотивов исходя из их значимости (8 – это наиболее значимый мотив, 1 – наименее значимый) (таб.1).

Таблица 1

Динамика мотивационного компонента управленческой деятельности в ДОУ до и после эксперимента экспериментальной и контрольной группы

(в средних баллах) (ρ = 0,05)


Экспериментальная группа

Контрольная группа

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

Процессуально-содержательные мотивы

1,69

4,60

1,73

2,21

Внешние мотивы

4,39

3,97

4,23

4,37

Мотивы достижения

3,37

5,68

3,26

3,42

Негативные мотивы

6,56

3,76

5,19

4,96


Результаты анкетирования показали, что у студентов экспериментальной группы снизилась оценка значимости негативных и внешних мотивов. Тогда как мотивы достижения и процессуально-содержательные мотивы, напротив, стали для них более значимыми. Данный факт указывает на то, что студентов к управленческой деятельности побуждают не столько внешние и негативные мотивы (такие как, стремление получить диплом, боязнь плохих оценок), сколько сама деятельность и интерес к этой деятельности. Именно преобладание таких мотивов является необходимым условием для эффективной управленческой деятельности в системе дошкольного образования.

Применив критерий χ2 Пирсона, позволяющего определить наличие или отсутствие различий в предпочтениях студентами тех или иных мотивов, мы пришли к выводу, что распределение предпочтений достоверно различаются между собой ( при ρ ≤ 0,01).

Следующий критерий – степень соответствия сформированных у студентов знаний и способов действий целям обучения. Для его оценки были использованы результаты тестирования, которое проводилось на завершающем этапе обучения дисциплин «Научные основы управления дошкольным образованием» и «Руководитель в системе управления дошкольным образованием», и решения ситуационных задач

Тесты содержали вопросы комплексного характера, которые требуют актуализации знаний, полученных студентами за период обучения. Кроме того, нами были разработаны ситуационные задачи, решение которых требует не только наличия специальных знаний, но и умения их применять на практике. Существенную роль в этом случае также играют личностные качества будущих специалистов: целеустремленность, активность, инициативность, решительность, самостоятельность.

Результаты тестирования по определению сформированности когнитивного и процессуально-деятельностного компонентов управленческой компетентности в области дошкольной системы образования, показали, что успеваемость студентов контрольной и экспериментальных группы в начале четвертого курса находилась примерно на одинаковом уровне. Рост успеваемости у студентов экспериментальной группы в конце четвертого курса больше, чем у студентов контрольной группы (рис.1)

Рис. 1. Средние значения динамики успеваемости студентов экспериментальной и контрольной группы в результате эксперимента (в баллах)


Применение критерия χ2 Пирсона позволило определить, удался ли формирующий эксперимент, направленный на формирование знаний и умений студентов (50).

Для определения уровня сформированности профессионально важных личностных качеств руководителя дошкольного образования методом экспертной оценки нами была разработана анкета, которая, включала 15 позиций, представляющих собой качества и свойства личности, определяющие успешность профессиональной деятельности в дошкольном образовании. Все они были выделены на основе экспертных оценок, а также в процессе анализа данного вида деятельности руководителей дошкольного образования. Студентам предлагалось определить степень выраженности у себя каждого из них по 5-бальной шкале, где 1 – минимальная степень выраженности качества, 5 – максимальная. Затем подсчитывался средний балл.

Таблица 2

Средние значения показателей сформированности личностного компонента управленческой компетентности (в средних баллах) (ρ = 0,05)

Качества

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Начало

4 курса

Конец

4 курса

Начало

4 курса

Конец

4 курса

Дальновидность

3,5

3,9

3,51

4,56

Инициативность

3,41

3,6

3,52

4,69

Креативность

3,12

3,8

3,17

4,12

Культура речи

3,47

3,68

3,74

4,55

Личное обаяние (харизма)

3,38

3,56

3,6

3,8

Общительность

3,52

3,92

3,51

4,09

Решительность

3,57

3,68

3,5

4,24

Способность создавать гармоничную атмосферу

3,96

4,21

4,01

4,33

Стрессоустойчивость

4,11

4,39

4,1

4,42

Уверенность в себе

3,28

3,48

3,25

4,61

Умение адекватно выбрать стиль управления

4,02

4,15

3,99

4,16

Умение взаимодействовать с клиентами

3,42

3,61

3,51

4,23

Умение выслушивать мнение других

3,64

4,13

3,65

4,39

Умение распоряжаться временными ресурсами

3,96

3,9

3,5

4,6

Уравновешенность

3,4

3,4

3,5

4,3

Среднее значение

3,6

3,8

3,6

4,3


Положительная динамика изменений сформированности выделенных качеств наглядно прослеживается у всех студентов. Из таблицы 2 также видно, что у студентов экспериментальной группы величина приращений личностных качеств значительно выше, чем у студентов контрольной группы. Данный факт мы связываем с тем, что вся Программа подготовки и факультативное занятие, включающая в себя тренинговые занятия, решение конфликтных ситуаций, ролевые игры способствуют развитию личности студента. Психолого-педагогические дисциплины изучаются всеми студентами, в связи с этим сохраняется общая тенденция роста показателей у студентов контрольно и экспериментальной групп.

Меньше всего изменений у студентов экспериментальной группы прослеживаются среди таких качеств как личное обаяние (харизма), умение адекватно выбрать стиль управления,способность создавать гармоничную ситуацию и стрессовоустойчивость. Это может быть связано с тем, что воспитание данных качеств требует более длительного времени.

Наиболее сильно развитыми у студентов экспериментальной группы являются такие качества, как уверенность в себе, инициативность, умение распоряжаться временными ресурсами, дальновидность, креативность и культура речи. Очевидно, что в формировании этих качеств большую роль сыграли разработанная нами Программа подготовки будущих руководителей ДОУ к управленческой деятельности.

В целом анкетирование, направленное на выявление необходимых личностных качеств у студентов, позволяет утверждать, что разработанная нами Программа подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности в системе дошкольного образования позволяет формировать и развивать личностные качества необходимые в управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Применив критерий χ2 Пирсона мы пришли к выводу, что полученные средние значения сформированности личностного компонента управленческой компетентности экспериментальной группы до и после эксперимента достоверно различаются между собой (при ρ ≤ 0,01); в контрольной группе таких достоверных различий не наблюдается.

Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения эксперимента, также их количественный и качественный анализ позволили выявить и подтвердить эффективность разработанной нами модели подготовки студента к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

В основе проектирования модели учебного процесса, направленного на подготовку студентов к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении были заложены следующие методологические подходы: системный, деятельностный, личностно – ориентированный, компетентностный, а целевой блок модели отражает цель подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности в ДОУ.

Содержательный блок наряду с общепрофессиональными, специальными дисциплинами и производственной практикой, представлен в модели содержанием дисциплин «Научные основы управления дошкольным образованием», «Руководитель в системе управления дошкольным образованием».

Процессуальный блок предусматривает совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на формирование управленческой компетентности в области дошкольного образования.

Результативный блок отражает состояние, которое должно быть получено в процессе обучения. Обратная связь результативного блока с содержательным и процессуальными блоками позволяет, основываясь на полученных результатах, вносить изменения в содержание, формы и методы обучения.

Дидактическими принципами определения основных направлений достижения цели являются принципы: научности и системности, активности, интеграции, профессиональной направленности, проблемности.

Развитие рефлексивного компонента квалификационной структуры руководителя дошкольного учреждения может осуществляться через из измерение и оценивание качества управленческой деятельности.

Позитивные изменения в деятельности руководителя могут служить индикаторами того, что произошли соответствующие изменения в профессиональном самосознании.

Для целенаправленного развития профессиональной деятельности и профессионального самосознания используются различные средства, так называемые рефлексивные методы, в которых акцент делается на формирование у будущего руководителя потребности осознания себя субъектом профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка – это компонент профессионального самосознания, который включает в себя оценку руководителем себя как профессионала, шкалу значимых ценностей, относительно которого определяется эта оценка.

Критерием эффективности подготовки студентов к управленческой деятельности в ДОУ является уровень сформированности управленческой компетентности, которая включает в себя такие компоненты как: мотивационный, процессуально – деятельностный, личностный, когнитивный и предполагает: уровень мотивации студентов к управленческой деятельности в ДОУ; степень соответствия сформированных у студентов знаний и способов действий целям обучения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle