Споры управляющей организации сферы ЖКХ с государственными органами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 1179 раз

Библиографическое описание:

Кицай, Ю. А. Споры управляющей организации сферы ЖКХ с государственными органами / Ю. А. Кицай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2793/ (дата обращения: 24.04.2024).

Споры управляющей организации с государственными органами не являются редкостью в судебной практике. Так, в практике АС Приморского края [1] ООО «Артемовская управляющая компания» (далее по тексту – заявитель, управляющая компания, общество) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Отделу государственного пожарного надзора г. Артема Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту – административный орган), уточненным в ходе судебного заседания 20 января 2011 года, о признании недействительным предписания от 01.12.2010 №844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, постановления от 03.12.2010 №906 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, представления от 03.12.2010 на основании ст.ст.23.34, 29.13 КоАП РФ.

В обоснование требований заявитель указал, что им были приняты все возможные меры для выполнения предписания административного органа от 22.12.2009 №949/539/539 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Собственники помещений отказываются финансировать выполнение противопожарных мероприятий, в связи с чем в действиях управляющей компании отсутствует состав административного правонарушения и на нею возлагаются не предусмотренные действующим законодательство обязанности.

Административный орган, возражая против заявленных требований, ссылается на законодательство в области пожарной безопасности и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что 01 декабря 2010 года государственным инспектором по пожарному надзору на основании распоряжения начальника ОГПН г. Артема от 24.11.2010 проведена проверка жилого дома по адресу: г.Артем, ул. Кирова,152, находящегося в управлении у ООО «Артемовская управляющая компания», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности выраженных:

- в отсутствие приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей в лестничных клетках;

- на 1,2,5,6,7,8,9 этажах произведены изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, а именно: в коридорах установлены дополнительные перегородки с дверями;3 А51-19104/2010

- в лестничных клетках отсутствуют световые проемы площадью не менее 1.2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже;

- отверстия в местах пересечения противопожарных стен коммуникациями не заделаны строительным раствором или другим не горючим материалом.

Кроме того выявлены факты невыполнения пунктов 1,2,6,7 предписания ОГПН г. Артема от 22.12.2009 №949/539/539, что было отражено в акте проверки от 01.12.2010 №844.

01 декабря 2010 года в отношении генерального директора ООО «Артемовская управляющая компания» Ситдикова Г.С. был оставлен протокол №906 об административном правонарушении требований пожарной безопасности, рассмотрев который государственный инспектор города Артема по пожарному надзору вынес постановление от 03.12.2010 №906 о назначении генеральному директору ООО «Артемовская управляющая компания» Ситдикову Г.С. административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб., а также на основании ст.ст. 23.32 и 29.13 КоАП РФ в его было направлено представление от 03.12.2010.

По результатам проверки в адрес ООО «Артемовская управляющая компания» государственным инспектором г. Артема по пожарному надзору было вынесено предписание от 01.12.2010 №844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированных в акте поверки от 01.12.2010 №844.

Полагая, что предписание государственного инспектора пожарного надзора не соответствует действующему законодательству и возлагает обязанности, не отнесенные к полномочиям организаций, обслуживающих жилые дома, управляющая компания обратилась в суд с заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя. К нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии со ст. 20 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 №113 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Так, в соответствии с п. 40 указанных Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Согласно п.37 Правил отверстия в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами в зданиях и сооружениях должны быть заделаны огнестойким материалом до включения электросети под напряжение.

Лестничные клетки должны иметь световые проемы площадью не менее 1,2 кв.м. в наружных стенах на каждом этаже. Пунктом 2 указанных Правил установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель не оспаривает по существу наличие указанных нарушений в жилом доме по ул. Кирова, 152 в г. Артеме, однако считает, что он не является субъектом ответственности за данные нарушения.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом заявителя. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Из положений п. 10 данных Правил следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно подпункту «е» п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Как установлено судом, обществом был заключен с Управлением муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа договор от 05.10.2010 №87/10 управления многоквартирным домом по адресу ул. Кирова, 152. В соответствии с договором управляющая компания обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из анализа положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 следует, что техническое обслуживание здания включает в себя комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. При этом, организации по обслуживанию жилищного фонда, обязаны обеспечивать в том числе и пожарную безопасность.

На основании ст. 38 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Аналогичное положение закреплено и в п. 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03).

ООО «Артемовская управляющая компания», приняв на себя обязательства по организации обслуживания общего имущества в многоквартирном доме №152 по ул. Кирова в г. Артеме, отвечает за безопасную эксплуатацию многоквартирного дома и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в них граждан, включая и соблюдение правил пожарной безопасности.

Доводы заявителя о том, что им принимались меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности и что собственники зданий отказываются финансировать затраты на устранение нарушений пожарной безопасности судом принимаются во внимание, в тоже время они не влияют на существо настоящего спора поскольку не изменят обязанности управляющей компании по соблюдению требований пожарной безопасности. Выразив в договоре от 05.10.2010 №87/10 волеизъявление управлять многоквартирным домом по ул. Кирова,152 в г. Артеме, управляющая компания тем самым приняла на себя дополнительные обязанности в т.ч. по соблюдению правил пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право давать руководителям предприятий обязательные для исполнения предписания, в стности, по устранению нарушений требований пожарной

безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что предписание от 01.12.2010 №844/1/509 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности было направлено в адрес ООО «Артемовская управляющая компания» в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения требований о признании недействительным данного предписания у суда отсутствуют.

В целом, судебная практика по делам, где участником является управляющая организация, свидетельствует о спорных вопросах со всеми субъектами таких правоотношений (кроме жильцов), а также о том, что суды выносят решения в соответствии с положениями гражданского и жилищного права с учетом принятых норм договорного права.


Литература:

1. Решение Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-19104/2010 от 21 января 2011 года.


Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, управляющая компания, многоквартирный дом, артем, общее имущество, киров, Российская Федерация, пожарный надзор, устранение нарушений, административный орган.


Похожие статьи

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Плата за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Рис. 3. Дерево целей Управляющей компании ЖКХ. После выявления бизнес-процессов и описания их последовательности и взаимосвязей, необходимо перейти к следующему шагу...

Споры управляющей организации с собственниками помещений...

общее имущество, Российская Федерация, управляющая компания, содержание, многоквартирный дом, Гражданский кодекс, общая собственность, кассационная жалоба, Жилищный кодекс...

Осуществление органами местного самоуправления контроля за...

На сегодняшний день у многих жителей многоквартирных домов сложился стереотип недоверия к понятию управляющая компания.

Вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации, открыл новые возможности для развития...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

Возмущает другое: правила элементарные, вроде бы всем все понятно, однако нарушения пожарной безопасности у нас происходят сплошь и рядом.

В связи с этим, разного рода чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и авариями в многоквартирных домах, могут...

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения...

В последние десятилетия органы государственной власти Российской Федерации были существенно озадачены проблемой физического износа жилищного фонда страны.

В разделе включены положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах...

Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

В то же время общее содержание права собственности трактуется в ГК РФ как

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере...

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

Управляющие компании создаются с целью совместного управления собственниками помещений недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого дома, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Анализ образования фонда капитального ремонта...

Капитальный ремонт направлен на общее имущество собственников многоквартирного...

Управляющая компания

Региональный оператор, если собственники в многоквартирном доме приняли такое решение...

Эффективность использования финансовых ресурсов...

С целью их устранения внесено около 200 представлений руководителям органов местного самоуправления, домоуправляющих и подрядных организаций, возбуждено 50 административных производств за нарушения требований к содержанию общего имущества...

Похожие статьи

Оптимизация бизнес-процессов в управляющей компании ЖКХ

Плата за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Рис. 3. Дерево целей Управляющей компании ЖКХ. После выявления бизнес-процессов и описания их последовательности и взаимосвязей, необходимо перейти к следующему шагу...

Споры управляющей организации с собственниками помещений...

общее имущество, Российская Федерация, управляющая компания, содержание, многоквартирный дом, Гражданский кодекс, общая собственность, кассационная жалоба, Жилищный кодекс...

Осуществление органами местного самоуправления контроля за...

На сегодняшний день у многих жителей многоквартирных домов сложился стереотип недоверия к понятию управляющая компания.

Вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации, открыл новые возможности для развития...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

Возмущает другое: правила элементарные, вроде бы всем все понятно, однако нарушения пожарной безопасности у нас происходят сплошь и рядом.

В связи с этим, разного рода чрезвычайные ситуации, связанные с пожарами и авариями в многоквартирных домах, могут...

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения...

В последние десятилетия органы государственной власти Российской Федерации были существенно озадачены проблемой физического износа жилищного фонда страны.

В разделе включены положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах...

Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

В то же время общее содержание права собственности трактуется в ГК РФ как

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере...

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

Управляющие компании создаются с целью совместного управления собственниками помещений недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого дома, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Анализ образования фонда капитального ремонта...

Капитальный ремонт направлен на общее имущество собственников многоквартирного...

Управляющая компания

Региональный оператор, если собственники в многоквартирном доме приняли такое решение...

Эффективность использования финансовых ресурсов...

С целью их устранения внесено около 200 представлений руководителям органов местного самоуправления, домоуправляющих и подрядных организаций, возбуждено 50 административных производств за нарушения требований к содержанию общего имущества...

Задать вопрос