Библиографическое описание:

Алиев А. Н. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ в Республике Таджикистан // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 51-53.

Прослеживается устойчивая тенденция попыток контрабанды наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Республики Таджикистан из Афганистана, которая используется как «транзитная зона».
Результаты объединенной деятельности правоохранительных органов и других структур государственной власти Таджикистана в противодействии агрессии контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, прибывающих из Афганистана, доказали правильную позицию, принятую Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и Правительством РТ, и они достигли определенных положительных результатов в сфере борьбы с этим общественным злом.
Главными путями по ввозу контрабандным путем и транспортировки наркотических средств через таджикско-афганскую границу остаются те же самые, а именно данные районы республики, Шурабадский, Хамадони, Фархорский, Пянджский, Дарвазский, Шугнанский, и Ишкашимский.
Географические условия таджикско-афганской границы (труднопроходимые и высокие горы, бурная река Пяндж) являются дополнительной трудностью для предотвращения контрабанды наркотиков из Афганистана в Таджикистан, и обратно, «способствуют» контрабандистам транспортировать наркотики в Таджикистан.
Наркотические средства, которые прибывают в Таджикистан из Афганистана, направляются в другие страны СНГ, следующими главными маршрутами:
• Таджикистан (Турсунзаде и район Рудаки) - Узбекистан (Сурхандарьинская область) - Казахстан - Россия;
• Таджикистан (Согдийская область) - Узбекистан (Самарканд, Джизак, и Сырдарьинская область) - Казахстан - Россия;
• Таджикистан (Согдийская область) - Узбекистан (Ташкентская область и Ферганская долина) - другие регионы СНГ;
• Таджикистан (ГБАО) - Кыргызстан (Ошская область) - Казахстан - Россия;
• Таджикистан (Согдийская область) - Кыргызстан (Баткентская и Ошская области); - Узбекистан (Ферганская долина) - Казахстан - Россия.
Повышенная общественная опасность немедицинского использования наркотических средств и психотропных веществ для здоровья и нравственности населения, общественной безопасности страны и в связи с этим строгий запрет на их оборот (изготовление, хранение, перевозку, сбыт и т.д.) без специального разрешения соответствующих государственных органов под угрозой уголовного наказания, заставляет контрабандистов прибегать к всевозможным изощренным способам их тайного перемещения через таможенную границу РТ.
В деле успешного расследования этого вида контрабанды значение имеет криминалистическая характеристика названного преступления.
Одним из признаков такой характеристики, от установления которого в ходе расследования в первую очередь зависит правильная квалификация контрабанды, является принадлежность к наркотическим средствам или психотропным веществам, незаконно перемещаемых или перемещенных через таможенную границу РТ предметов (в твердом, порошкообразном или жидкостном состоянии).
В практике правоохранительных органов не придается должного значения существенной разнице между понятием «наркотики» и «наркотические средства», тем более, что Закон РТ от 10.12.99г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» указывает лишь на последние, не упоминая вообще термин «наркотики». В медицине под «наркотическими средствами» понимаются различные лекарственные препараты, оказывающие болеутоляющее воздействие либо полное обезболивание при болезнях, травмах или хирургических операциях.
«Чистые» наркотики (гашиш, марихуана, кокаин, героин и т.д.) не являются лекарственными средствами и применяются не в медицинских целях, поскольку вызывают эйфорию, психическое и физическое чувство удовлетворения и наслаждения, галлюцинации и т.п. Применение их даже в небольших дозах, как правило, приводит к практически неизлечимому заболеванию - наркомании.
Поэтому в конвенции ООН 1988 года «О борьбе против оборота наркотических средств и психотропных веществ» наркотики выделены в отдельную группу. Четкое знание этого аспекта позволит следователю при расследовании контрабанды выявить и истинную цель незаконного перемещения наркотического средства, ибо при установлении такого перемещения, скажем, гашиша, марихуаны или сырья для их изготовления (индийская конопля, опийный мак) виновный не может сослаться на то, что перемещал это в целях лечения, о чем он может заявить при перемещении лекарственных медицинских наркотических препаратов (кодеин и др.).
Что касается психотропных веществ, то их характерной особенностью является оказание существенного влияния на психические функции человека, в связи с чем они могут применяться исключительно в лечебных целях для коррекции и восстановления нормального психического состояния человека. Злоупотребление их применением может привести к серьезным психическим нарушениям, к физической и социальной деградации личности. По этой причине психотропные вещества наряду с наркотическими средствами включены в список предметов, запрещенных к ввозу в РТ или вывозу за ее пределы.
Более подробно о перечне существующих психотропных веществах находящихся под международным контролем, криминалистам необходимо постоянно исследовать новые списки, которые обновляются Международным комитетом по контролю над наркотиками (МККН).
Также МККН указывает – «Для обеспечения эффективного контроля необходимо обновлять «Зеленый список»[1, c.5], поскольку фармацевтическая промышленность часто начинает производить новые препараты психотропных веществ и снимает с производства старые препараты. С этой целью МККН поддерживает базу данных, содержащую перечень таких препаратов. Правительствам убедительно предлагается уведомлять МККН о любых добавлениях, изъятиях или поправках, которых требует настоящий список»
Одним из элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ являются сведения о личности контрабандиста, типичных способах сокрытия от таможенного контроля названных предметов при незаконном перемещении через таможенную границу РТ и способах обнаружения. Научный анализ и обобщение данных по уголовным делам этой категории, расследованным правоохранительными органами РТ за 2009г., позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев субъектом этого преступления являлись неработающие, либо имеющие низкий материальный доход, либо употребляющие наркотики. Поэтому для всестороннего расследования преступления и установления всего круга лиц, вовлеченных в его совершение, необходимо выяснить, кем является задержанное лицо - перевозчиком (курьером) или лицом, незаконно перевозящим через таможенную границу РТ наркотические средства и психотропные вещества для собственного потребления.
По данным отчета за 2009г. УНП ООН в Таджикистане градация по возрастным критериям и социальному статусу преступников совершивших преступления связанных с перевозкой и контрабандой наркотических средств выглядит следующим образом:
• в возрасте от 18 до 30 лет – 27,7 %;
• в возрасте от 30 лет и выше – 72,2 %;
• ни учатся и ни работают – 96%
• женщин – 6 %.[2,c.6]
Высокий уровень безработицы в регионах Таджикистана, обуславливает разгул преступности. Анализируя эти данные можно определить, что именно тот возрастной контингент, который мог бы работать и является превалирующим в совершении данного вида преступлений.
Главная задача перевозчика - провезти наркотик по указанному ему маршруту. Как правило, курьер не знает лица, которое должно передать ему наркотик в пункте отправления, а также лица, которое должно получить «товар» в пункте прибытия.
В то же время курьер, как правило, точно знает характер груза, маршрут и «легенду» путешествия. В особую категорию перевозчиков можно выделить лиц, незаконно перемещающих через таможенную границу наркотики и психотропные вещества для личного потребления (наркоманы) или иных целей, например, для дальнейшего сбыта (владельцы кафе, ресторанов, баров, дискотек и т.д.). Если перемещается крупная партия наркотических средств и психотропных веществ, то вместе с курьером постоянно следуют сопровождающие, о которых он может и не знать.
Одним из наиболее распространенных способов контрабанды наркотических средств является их перемещение через таможенную границу РТ автомобильным, железнодорожным транспортом и пешим ходом.
В случае использования транспортных средств сокрытие от таможенного контроля наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в их полых конструкциях, а также в специально изготовленных тайниках, монтируемых в узлах и агрегатах. Так, в автомобильном транспорте часто используются колеса, конструктивные пустоты, бензобак. В железнодорожном транспорте - межпотолочное пространство, туалеты, мусорные ящики. При обследовании грузов необходимо обращать внимание на возможное использование полостей и специально изготовленных тайников в конструкциях упаковочных материалов (контейнеры, ящики, коробки и т.п.), а также пространствах и пустотах в отдельно следующем багаже.
Основными методами обнаружения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, выработанных практикой правоохранительных органов, являются:
- анализ и использование информации, полученной от компетентных органов иностранных государств и РТ;
- наблюдение при осуществлении таможенного досмотра;
- наружное наблюдение за пассажиропотоком;
- применение технических средств таможенного контроля;
- использование служебных собак, специально натренированных на обнаружение наркотических средств и психотропных веществ по их запаху.
Вышеизложенным далеко не исчерпывается криминалистическая характеристика контрабанды, так как следственная практика выявляет все новые способы ее совершения, о чем необходимо широко информировать ученых правоведов и работников правоохранительных органов с целью совершенствования методики расследования этого тяжкого вида преступлений.

Литература:
  1. Указ Президента РТ от 12.04.1996г. «О неотложных мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков»
  2. Закон РТ №873 от 10.12.99г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»
  3. УК РТ, статьи 200, 201, 204 и 289 – Душанбе, ХУМО – 2004 г.
  4. Конвенция ООН 1988 года «О борьбе против оборота наркотических средств и психотропных веществ»
  5. Список психотропных веществ, находящихся под международным контролем. Зеленый список. 22-е изд. Составлен Международным комитетом по контролю над наркотиками. Vienna International Centre P.O. Box 500 A-1400 Vienna Austria. 2003. стр.-2
  6. УНП ООН «Отчет о наркотической ситуации в Таджикистане за 2009 г.» Copyright © United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC), 2010, стр.13

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle