Библиографическое описание:

Турлюн Л. Н. Русский неоклассицизм конца ХХ века // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 183-186.

Статья посвящена возрождению классических традиций в изобразительном искусстве конца XX века. Дана краткая характеристика неоклассицизму. Автор акцентирует свое внимание на компьютерных технологиях применимых для создания художественных классических произведений. Характеризуется творчество некоторых художников «новой академии».

Ключевые слова: неоклассицизм, классические традиции, коллаж, новая академия, эклектика, новейшие технологии, компьютерное искусство.

Последнее десятилетие XX века в России было насыщенным политическими и экономическими событиями, кардинально изменившими ситуацию в стране. Распад Союза в 1991 г. и смена политического курса, переход к рыночным отношениям и явная ориентация на западную модель экономического развития, наконец, ослабление, вплоть до полной отмены, идеологического контроля – все это в начале 90-х годов способствовало тому, что культурная среда стала стремительно изменяться. Либерализация и демократизация страны способствовали развитию и становлению новых тенденций и направлений в отечественном искусстве. Эволюция искусства в 1990-х годах в России происходит с появлением тенденций присущих постмодернизму, с появлением нового поколения молодых художников. работающих в таких направлениях как, концептуализм, компьютерная графика, неоклассицизм связанных с развитием компьютерных технологий в России.

Классические традиции в искусстве интересовали искусствоведов и художников на протяжении последних столетий, указывая на возрождение красоты человеческого тела, эстетических идеалов античности, с их строгостью и ясностью стиля. "Античность как категория “совершенного искусства” была “золотым веком”[1, с. 134]. Ее принципы и идеи служили эталонами эстетического совершенства и гармонии, высоты человеческого духа, масштабности мировой культуры и поэтому были востребованы европейской культурой ХХ века. В России поворот в сторону классики произошел в конце 80-х гг., это было связано с основанием в Петербурге Т. Новиковым «новой академии изящных искусств». Основной целью новой академии было сохранение европейского наследия, поворот к классическому искусству греко-римской античности, эпохи барокко, классицизма или собственно неоклассицизма. Художественное направление «новой академии», вело выставочную, музейную, просветительскую, педагогическую работу. «Новая академия изящных искусств» организовывала группы начинающих художников, изучающих под руководством специалистов традиционную технику изобразительного искусства, теорию и историю искусства, современные технологии и практики в контексте сохранения традиционной эстетики. В Новую Академию пришли учиться художники и поэты группы "Речники": С.Макаров, Е. Остров, Т. Абрамов, Р. Грузов, Д. Александров, Ю. Страусова, О.Тобрелутс, именно они заложили основу русского неоклассицизма.

Возникнув из классической эклектики, «Новый русский неоклассицизм» стал «многогранным бриллиантом», соединив в себе различные направления, которые никак не относились к «классике» до эпохи модернизм[2]. Неоклассицизм - это направление в искус­стве, в котором художники возрождают классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно исполь­зуют новей­шие технологии. Британский историк и теоретик искусства Эдвард Люси Смит назвал русский неоклассицизм "первым ярким явлением русской культуры, оказавшим влияние на мировой художественный процесс после Казимира Малевича"[2].

Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа. У греков теперь хотят научиться оригинальности. Возрождение классицизма проявилось, как и прежде, не только в живописи и породило такое развитие стилей и форм, что довольно трудно дать точное определение этому явлению. Однако в нем можно видеть один из аспектов более общего исторического феномена, который побуждал художников XVIII и XIX вв. с возрастающей археологической точностью восстанавливать костюмы и декор древности. Это касается не только греко-римской античности, но и древности вообще, будь то средневековье или Возрождение [5, с. 12 ].

Д.В. Сарабьянов находит неоклассицизм своеобразным «осложнением» модерна. С одинаковой вероятностью неоклассицизм можно считать и поздним модерном и самостоятельным направлением. В творчестве «новых художников» нет чистого модерна или отдельного неоклассицизма, они всегда выступают взаимосвязано, художники новой академии объединили сразу несколько течений в изобразительном искусстве: авангард, постмодернизм, классицизм в «коллажном пространстве». Работы «новых художников» эклектичны, сочетают в себе компьютерную графику офорт, живопись и фотографию. Художники переводили в цифровой формат готовые произведения, выделяли нужные фрагменты и создавали коллажи, виртуозно восстанавливая костюмы и декор древности. Сочетание традиционных методов с возможностями компьютерных графических программ расширили творческий потенциал художников. Из сканированного материала, собирали коллажи, применяли к ним художественные спецэффекты, деформировали, создавая иллюзорные композиции[4, с. 72].

Наиболее яркими представителями Петербуржского неоклассицизма начала 90-х годов были О. Тоберлутс, Е. Андреева, А. Хлобыстин, О. Туркина, А. Боров­ский, И. Чечот, А. Небольсин, Е.Шефф.

Неоклассицизм Тоберлутс является одним из проявлений романтизма. Ее произведения олицетворяют чувства человек, мечты, благородство, нечто восторженное и обращенное к несбыточному идеалу. Художница сама становится героиней своих произведений. По стилистики творчество О.Тоберлутс можно определить как неоклассицизм, пропущенный через постмодернистское сознание, как эклектичный мир, в котором изображены античные храмы, интерьеры эпохи ренессанс, голландские мельницы и костюмы от дизайнера К. Гончарова как штрих современности. Безграничные возможности компьютерной графики придают работам О.Тобрелутс фантастичность и сверхъестественность [6].

С помощью компьютерных технологий Е.Шефф возвращается, то в древнюю Грецию, то в древний Рим, создавая в своих коллажах образы античной мифологии. В серии «Мифы Людвига» художник использовал фотографии греческих скульптур, архитектурных сооружений, накладывая на них эффекты старины. С помощью компьютерных технологий художник восстанавливает первозданность Колизея, проводя по нему увлекательные экскурсии.

Цифровая живопись Шутова представляет собой эмоциональный эквивалент его многочисленных увлечений. В ней можно найти и греческую классику, и отголоски этнографических изысканий, а также элементы молодежной субкультуры [1, с. 52].

Неоклассицизм, зародившийся в Петербурге, прогрессивно развивался, к 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевро­пейских и американских художников. Открывались экспозиции неоклассицизма в разных галереях мира. В Государственном Русском Музее была открыта экспозиция «Возрождение и Сопротивление», где фигурировали клас­сические традиции в цифровой живописи, а также была показана история сохранения классической эстетики в фотоискусстве от сере­дины XIX века до наших дней. В выставке приняли уча­стие многие западные художники: Р. Мейпелторп, Д. Версаче, К. Гагерфельд, Пьер и Жиль, Б.Вебер, Т. Мюглер, Дэвид Ля Шапель, известные московские художники А. Салахова, А.Журавлев и многие другие. Экспонировались выставки неоклассицизма в музеях Европы и Америки. С большим успехом проходили и персональные выставки разных художников этого направления. 23 февраля 2001 года в Бельгийском музее современного ис­кусства в Остенде открылась международная выставка "Между землей и небом", главная идея которой - неоклас­сицизм. Теоретик и куратор выставки Едвард Люси Смит собрал 70 художников из 17 стран, центральное ядро выставки составили Петербургские художники «новой академии» [2].

Таким образом, можно отметить, что конец ХХ века был переломным периодом не только в политической и экономической жизни России, но и в искусстве. В 90-е годы было заложено мощное направление в изобразительном искусстве «новый русский неоклассицизм». Развитие компьютерных технологий в России расширило творческий потенциал художников, новые художники, используя новые технологии, создавали классические произведения. Главное не техника и технология, а эстетика. Клас­сическим может быть и современное искусство.


Литература:

  1. Новиков Т.П. Новый русский классицизм. СПб.: Palace Editions, MCMXCVIII [1998]; 253 с.

  2. Новиков Т.П. Из серии "Утраченные идеалы счастливого детства2000".[Электронный ресурс].URL: http://www.gif.ru/afisha/ruarts-neocl (дата обращения: 05.10.2010)

  3. Савельева М.Н. Краткая история неоакадемизма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newacademy.spb.ru/history.html

  4. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XYIII – начало ХХ века: Искусство-XXI век[2003];296с.

  5. Трегуб Н.И Зинаида Серебрякова: Проблема индивидуального стиля. Автореферат … дис. канд. искусствоведения. Москва, 2004. 23с.

  6. Шарандак Н.В"Компьютерный академизм О.Тоберлутс".[Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/books/sharandak/11.htm (дата обращения: 15.10.2010)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle