Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на государственность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 4142 раза

Библиографическое описание:

Базарбаев, К. К. Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на государственность / К. К. Базарбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2753/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматриваются реформаторские движение Туркестана конца XIX-XX вв и сложный, исторически многогранный путь развития.

Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, центральная Азия, Автономия.
This article deals reformist movement of Turkestan late XIX-XX centuries and complex, historically multifaceted way of development.
Keywords: Jadidism, Turkestan, Central Asia, Autonomy.

Реформаторское движение Туркестана конца XIX — начала XX вв. прошло сложный, исторически многогранный путь развития. Опираясь на философский опыт на пути к прогрессу и реформам других стран, джадиды попытались применить эту практику на национальной почве, где порой различные взгляды на общественное развитие становились объектом столкнове­ний. Основная идея борьбы за независимость формировалась в этих сложных условиях. Каким же представляли себе джадиды будущее общество и государство? Располагали ли они про­граммой их переустройства?

Как мы уже отмечали, джадидизм прошел в своей истории два этапа: первый — это этап просветительства и второй — политический. Однако, взгляды джадидов на вопросы государ­ственности начали складываться еще на первом этапе, а на вто­ром — они уже обрели законченную форму. Оглядываясь назад в прошлое, джадиды связывали все отрицательное в обществе с утратой национальной государственности. Так, по мнению Махмудходжи Бехбуди, ханства на протяжении 50-и предыду­щих лет были отрезаны от мира и не могли пользоваться миро­выми достижениями, что привело к утрате национальной госу­дарственности и это стало одной из причин пребывания под игом колониализма. Колониальная же система вынудила наро­ды Туркестана жить по европейским законам, которых они не знали, а для того, чтобы защитить свои права необходимо быть образованным. И М. Бехбуди приходит к выводу, что высоко­образованные специалисты, в частности, юристы, смогли бы при­носить пользу нации, действуя через Государственную Думу, суды и официальные органы российской администрации в Тур­кестане. Таким образом, еще в 1913 г. он выдвигает следую­щую теорию: развитие просвещения и образования среди туркестанцев необходимо для защиты своих национально-государст­венных интересов.

Основную часть концепции джадидов составляла проблема единения всех народов Туркестана, ибо будущее государствен­ное устройство они связывали с их солидарностью.

Международные связи джадидов были весьма всеобъемлющими. Они были знакомы с программами джадидских движе­ний России, Турции, Египта и других стран, обмениваясь между собой опытом посредством поездок и бесед. Революционные события 1905—1906 гг. в России оказали свое воздействие и на Туркестан.

Национальные прогрессисты пристально следили за полити­ческими процессами в России, изучая программы возникаю­щих там политических партий. Однако, опираясь на особеннос­ти национального менталитета народа — его миролюбие и сдер­жанность, они старались мирным путем, легальными способами через обращения в Государственную Думу и выступления там добиваться поставленных целей. Царская администрация, обес­покоенная ростом политического самосознания местного насе­ления, наложила вето на присутствие представителей Туркеста­на в Государственной Думе. Тогда джадиды пришли к заклю­чению о необходимости объединения и создания единой мусульманской партии с тем, чтобы войти в состав Всероссий­ского союза мусульман. В статье, опубликованной в газете «Хуршид» от 11 октября 1906 г., М. Бехбуди писал, что только та­ким образом, опираясь на прогрессивные силы тюркских наро­дов России, они могут добиться политических прав [1,с.8]. Здесь же он выразил свое отрицательное отношение к социал-демокра­тической партии, считая ее программу неприемлемой для норм жизни мусульман и утопичной.

После столыпинской реакции джадиды были вынуждены перейти на нелегальное положение. Как было доложено в по­лицейский департамент Ташкента, одну из подпольных групп, преимущественно состоящую из представителей национальной интеллигенции и учащейся молодежи, возглавлял учитель Ахмаджанов. В Коканде была организована подобная группа, со­стоящая из 50-и человек. Андижанское общество джадидов на­зывалось «Тараққийпарвар» («Прогрессисты») и возглавлял его, судя по донесению тайной полиции, Убайдулла Ходжаев. Кроме того, на протяжении 1909—1916 гг. агенты царской охранки неоднократно докладывали правительству о том, что мударрисы.и учителя школ ведут пропагандистскую работу по прове­дению реформ для управления краем [2, с.21].

Ощутимое влияние на джадидизм Центральной Азии оказа­ли революции, произошедшие в 1905—1911 гг. в Турции и Иране. Представители национальной интеллигенции этих стран ставили перед собой цель ограничить монархическую власть конституционными рамками и укрепить экономическую мощь национальной буржуазии, создав для этого соответствующие условия и предпосылки. Однако их опыт не был механически перенят джадидами Туркестана. Из практики восточной и евро­пейской борьбы против колониализма, за достижение демокра­тических реформ они использовали с определенными измене­ниями только то, что было приемлемо в условиях края.

Накануне февральской демократической революции джади­дизм Туркестана уже представлял собой серьезную политичес­кую силу. Если после Первой мировой войны джадиды вели борьбу за парламентскую монархию, то после февральской ре­волюции их радикальная часть выдвинула более широкий ряд требований, среди которых было проведение глубоких реформ по расширению полномочий местного населения в управлении краем, выделение мест в Государственной Думе, исходя из фак­тической численности местного населения, обеспечение основ­ных демократических свобод и, прежде всего, свободы нацио­нальной печати, замена монархического строя конституцион­ным и т.д. Как же представляли себе джадиды место Туркестана в Российской государственности?

Это четко отражено в статье М. Бехбуди, который писал: «В Ташкенте будет большой Центр (Марказ) и Собрание (Мажлис), куда войдут по несколько человек, избранных из пяти вилайятов Туркестана от каждого города и уезда. В их ведении должны быть законодательство и законоисполнение всех налогоплатежных процессов. Этот Мажлис станет посредником между русским правительством и мусульманами. Каждого по­печителя (вали) и управителя (маъмур) от Туркестана и от каж­дого вилайята они будут поддерживать, и активно работать для прогресса Туркестана, и для его развития. Естественно, назван­ные поверенные (вакил) и депутаты (мабъус) в большинстве должны быть из мусульман и в малом числе из русских, а дело должно делаться не приказным или насильственным методом, а согласно» [3]. Однако для того, чтобы добиться прав, по мнению М. Бехбуди, нужно активнее включаться в общественную борьбу, независимо от национальности и, объединившись с русским на­селением, нужно организовать «Союз туркестанских мусульман», избрав туда представителей от" каждого уезда — таковы пер­вые условия движения к свободе и независимости. Он считал, что главным условием для автономного существования в рам­ках демократического государства России это — устранение внутренних противоречий.

Весна 1917 г. стала переломным моментом в политическом пробуждении мусульманского населения Туркестанского края. На политическую арену вышли новые силы, заявившие о своем стремлении возглавить развертывающиеся демократические процессы. Ядром зарождающихся национально-демократичес­ких сил стали джадиды, подготовленные к этой роли своей предшествующей деятельностью. Связывая воплощение своих идеалов о прогрессе и независимости коренных народов края с демократической революцией в крае, они активно включи­лись в претворение в жизнь объявленных ею принципов. За­щита политических интересов коренных народов в развора­чивающихся демократических процессах была приоритетной в их деятельности на политической арене с первых постфевраль­ских дней.[4]. Во главе этих идей в Туркестане стоял Махмудходжа Бехбуди.

В Туркестане стали возникать национальные политические партии и объединения, в частности, в марте 1917 г. джадидами была образована организация «Шурой исломия», в которую входили и представители духовенства и других социальных слоев населения. К тому времени джадиды сумели увлечь за собой различные общественные прослойки из числа местного населе­ния, пробудив в дознании людей стремление к объединению. Однако, в скором времени они осознали, что как Временное правительство России, так и Временный комитет в Туркестане продолжают вести в крае, как и прежде, ту же колонизаторс­кую политику. Это со всей очевидностью показало на необхо­димость проведения Учредительного собрания. С тех пор про­блема обретения автономии и самостоятельности переросла для прогрессистов в вопрос жизни и смерти и начались ожесто­ченные политические бои.

Они внимательно следили за политическими процессами в метрополии, изучали программы зарождающихся российских политических партий. Исходя из специфики национального мен­талитета, склонности туркестанцев к миролюбию, они стали пред­принимать попытки мирным путем, общественными петициями, публичными дебатами в Государственной Думе и иными ле­гальными средствами добиться политических уступок для себя и создать на первом этапе хотя бы минимальные условия, отве­чающие объективным потребностям национального развития Туркестана.

В июне 1917 г. консервативная часть вышла из состава «Шу­рой исломия» и создала свою организацию «Шурой уламо». В августе 1917 г. проходили выборы в городские думы Туркес­тана. Во многих из них организация «Шурой исломия» получи­ла большинство голосов. На выборах в Ташкентскую городс­кую думу большее число мест (62) получила «Шурой уламо». Пытаясь нейтрализовать влияние большевиков и, осознавая необходимость укрепления национального движения, прогрес­систы приняли решение об объединении двух организаций в единую партию под названием «Турк Адами марказияти» [5, с.98].

В период подготовки к созыву Учредительного собрания, дви­жение приняло характер борьбы за независимость. Джадиды, осознавшие, что наступил момент острой борьбы, не на жизнь, а на смерть, за независимость и автономию, стали подвергать ост­рой критике колониализм, окончательно отказались от прежней идеи конституционной монархии и выступили за предоставле­ние Туркестану национально-территориальной автономии в составе Российской Федеративной Демократической Республи­ки. «Яшасун Кушма халк. жумхурияти!» («Да здравствует Объе­диненная народная республика!») — с таким лозунгом стали издаваться с 1917 г. джадидские газеты «Кенгаш», «Турон», а затем орган туркестанских федералистов «Турк эли». В про­граммных документах прогрессистов основное внимание уде­лялось разработке механизмов реализации принципов нацио­нально-территориальной автономии, в частности, организации высших органов власти, управления и суда края, призванных осуществлять самостоятельные полномочия Туркестана. При­оритетной целью прогрессистов было формирование демокра­тического общества, где должны были быть предоставлены и конституционно гарантированы демократические права и сво­боды [6, с.99]. Их несомненной заслугой явилось выдвижение в те годы идеи равенства перед законом всех наций и народностей, насе­ляющих Туркестан, во всех сферах экономической, обществен­но-политической, правовой и культурной жизни. Примечатель­но, что претворение в жизнь своих идей о государственной независимости туркестанские джадиды связывали с миром и согласием между различными общественными силами страны. Много сил и энергии приложили они для получения мест в Учредительном собрании.Октябрьские события в Туркестане и захват власти боль­шевиками не позволили им достичь намеченных целей. Но, не­смотря на это, джадиды, воспользовавшись своими правами, про­возглашенными новой властью большевиков в Декларации о национальном самоопределении, объявили в Коканде о созда­нии независимой автономной республики под названием «Туркистон Мухторияти».

Усилия для достижения прогресса обречены на успех лишь тогда, когда в этом заинтересовано само государство. Именно это понимали джадиды и поэтому, зная реальную ситуацию, при которой невозможна независимость, попытались основать само­стоятельную национальную государственность — Туркистон Мухторияти в рамках Российской Федерации. Конечно же, это было государственное образование внутри государства, но с четкими разграничениями компетенции Туркестанской респуб­лики и Российского федерального центра, полномочия которо­го сводились к минимуму. Это было пониманием невозможнос­ти в то время полного отделения и одновременно претензией на политическую самостоятельность. Если бы большевики при­мирились с этим явлением, что трудно себе представить, то на­циональные демократы пошли бы дальше.

Республика просуществовала всего три месяца и была раз­громлена большевиками в феврале 1918 года.Если деятельность джадидов на этапе просветительства была направлена на объединение народов Туркестана, то в 1917— 1918 гг. одной из важных целей Туркестанской Автономии ста­ла защита национальных интересов. М. Бехбуди обосновал по­ложение о том, что никто и никакая власть не дадут доброволь­но народу независимость. «Из истории известно, — отмечал он, — что права завоевываются, а не даются. Каждая нация, на­род могут отстоять свои права, религию и политику только пу­тем приложения собственных усилий и объединения сил. Мы, мусульмане, в частности, мусульмане Туркестана, желаем, что­бы никто не посягал на наши религию и нацию, мы же, в свою очередь, не имеем намерений угрожать кому-либо» [7].

«Независимость достигается только путем борьбы, а для это­го мы должны быть сплоченными», — писал он. Обращаясь к туркестанцам, а также к представителям европейских народов, Бехбуди с целью сохранения автономии предлагал временно воздержаться от разногласий и споров. Отсюда явствует, что в воззрениях джадидов эта мысль, в отличие от вышеупомяну­той, уже переросла от просветительской до политической, то есть судьба Туркестанской Автономии напрямую связывалась с единством туркестанского общества и его солидарностью.

Несмотря на свой печальный конец, национально-прогрессив­ное движение, основанное джадидами, способствовало росту на­ционального самосознания, сыграло существенную роль в ста­новлении и развитии национально-освободительной идеологии.


Литература:

  1. Бехбудий М. Хайр ул-умури авсатухо /Хуршид. 1906. 11 октябрь.
  2. Аъзамхужаев С.С. Туркистон Мухторияти.Тошкент: Маънавият, 2000.
  3. Бехбудий М. Хақ олинур,берилмас/Хурият. 1917. 13 июль.
  4. Улуғ Туркистон.1917.12 июнь.

  5. Агзамходжаев С. История Туркестанской Автономии (Туркистон Мухториияти).

  6. Агзамходжаев С.История Туркестанской Автономии.

  7. Хужаев У. Турли уринлар/Садои Туркистон. 1915. 2 февраль.
Основные термины (генерируются автоматически): Туркестан, Государственная Дума, XIX-XX, местное население, Независимость, политический, Учредительное собрание, национальная государственность, Туркестанская Автономия, Центральная Азия.


Похожие статьи

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Достижение Узбекистаном своей государственной независимости создало необходимые предпосылки

Отношение местного населения к главной проблеме Туркестана- автономии края — ярко проявляется в решениях краевых съездов мусульман, состоявшихся в 1917г.

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое демократическое государство на территории Узбекистана?

1917 год в корне изменил политическую ситуацию в Центральной Азии.

Одновременно, опираясь на проект положения о выборах в Туркестанское Учредительное...

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

2. Абдуллаев Р. М. Национально-политические организации Туркестана в 1917–1918 годы.

5. Туркестан в начале XX века… с. 24–25. 6. Сафаров Г. Указ. Соч., с.117. 7. ЦГА РУз (Центральный Государственный Архив республики Узбекистан), ф.Р-1747, оп.1, д. 9, л.13.

Русский Туркестан — неудачная попытка внедрения новых...

Местное население называло генерал-губернатора «полуцарем»

В руках Туркестанского генерал-губернатора была сосредоточена вся политическая

Абдурахманова Н. А., Рустамова Г. К. Колониальная система власти в Туркестане во второй половине XIX- I четверти XX вв.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

Туркестанский деятель М. Чокай определил следующим образом: «Мы решились в не нами выбранный период, а

Его общественно-политическая деятельность в советской Центральной Азии привлекала

С обретением государственной независимости при освещении борьбы...

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В фонде 167 Государственного комитета по строительству собраны распоряжения ЦИК, СНХ, ЦСНХ (Центральный Совет Народного Хозяйство) Туркестана, органов путевых связей Туркестанского округа по вопросам промышленности, железных дорог...

Проблемы формирования государственного аппарата советов...

Библиографическое описание: Мирзаджанов Б. Т., Ходжаев Х. Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского

Вместе с этим, национальная независимость открыла огромные возможности для изучения нашего прошлого.

Похожие статьи

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Достижение Узбекистаном своей государственной независимости создало необходимые предпосылки

Отношение местного населения к главной проблеме Туркестана- автономии края — ярко проявляется в решениях краевых съездов мусульман, состоявшихся в 1917г.

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое демократическое государство на территории Узбекистана?

1917 год в корне изменил политическую ситуацию в Центральной Азии.

Одновременно, опираясь на проект положения о выборах в Туркестанское Учредительное...

Генезис ревкомов как чрезвычайных органов советской власти...

2. Абдуллаев Р. М. Национально-политические организации Туркестана в 1917–1918 годы.

5. Туркестан в начале XX века… с. 24–25. 6. Сафаров Г. Указ. Соч., с.117. 7. ЦГА РУз (Центральный Государственный Архив республики Узбекистан), ф.Р-1747, оп.1, д. 9, л.13.

Русский Туркестан — неудачная попытка внедрения новых...

Местное население называло генерал-губернатора «полуцарем»

В руках Туркестанского генерал-губернатора была сосредоточена вся политическая

Абдурахманова Н. А., Рустамова Г. К. Колониальная система власти в Туркестане во второй половине XIX- I четверти XX вв.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

Туркестанский деятель М. Чокай определил следующим образом: «Мы решились в не нами выбранный период, а

Его общественно-политическая деятельность в советской Центральной Азии привлекала

С обретением государственной независимости при освещении борьбы...

Классификация фондов по экономическим вопросам...

В фонде 167 Государственного комитета по строительству собраны распоряжения ЦИК, СНХ, ЦСНХ (Центральный Совет Народного Хозяйство) Туркестана, органов путевых связей Туркестанского округа по вопросам промышленности, железных дорог...

Проблемы формирования государственного аппарата советов...

Библиографическое описание: Мирзаджанов Б. Т., Ходжаев Х. Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского

Вместе с этим, национальная независимость открыла огромные возможности для изучения нашего прошлого.

Задать вопрос