Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе как метод развитие интеллектуальных способностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мурадова, Ф. Р. Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе как метод развитие интеллектуальных способностей учащихся / Ф. Р. Мурадова, З. Р. Мурадова, И. И. Хайитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2749/ (дата обращения: 19.04.2024).

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности учеников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения учеников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения учеников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения учеников.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений [1,стр.54].

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства “» [4, стр. 206].

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ученика в целом.. Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра»[2,стр.28].

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у учеников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач [7,стр.67]. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной дидактической игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с учениками [5, стр.45].

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры[3,стр.41].

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого [6,стр.12]. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Итак, основными аспектами развития интеллектуальных способностей учащихся можно назвать следующие [8, стр.76]:


1. В игре развивается мотивационно - потребностная сфера:

• возникает иерархия мотивов, где особое значение для ребенка приобретают социальные мотивы, нежели личные.

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

• ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя.


Литература: Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г. Белкин Е.Л. Дидактические основы управле­ния познавательной деятельностью в условиях приме­нения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г. Лернер И. Я. Дидактические основы ме­тодов обучения. — М: Педагогика. 1981. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, способ моделирования, средство воспитания.


Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших...

Библиографическое описание: Григорян К. И., Пистун Ю. В., Ковачева Г. П. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

- Воспитательныйспособы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна...

Характеристика метода моделирования в формировании...

Таким образом, речь идет о предметной области математического моделирования с детьми. Эта область педагогического знания представляется актуальной для обогащения действующих методик умственного воспитания...

Использование наглядного моделирования при формировании...

Моделирование – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематической форме.

2 вариант игры. Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».

Игра является одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Игра — вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша.

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного...

Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений.

Похожие статьи

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших...

Библиографическое описание: Григорян К. И., Пистун Ю. В., Ковачева Г. П. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

- Воспитательныйспособы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна...

Характеристика метода моделирования в формировании...

Таким образом, речь идет о предметной области математического моделирования с детьми. Эта область педагогического знания представляется актуальной для обогащения действующих методик умственного воспитания...

Использование наглядного моделирования при формировании...

Моделирование – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематической форме.

2 вариант игры. Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».

Игра является одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Игра — вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ переработать полученные впечатления.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи малыша.

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного...

Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений.

Задать вопрос