Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Волков, А. С. Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики / А. С. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58155/ (дата обращения: 24.04.2024).



Правовое регулирование и основы юридического взаимодействия контрольно-счетного органа с представительным органом муниципального образования устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», уставами муниципальных образований, положениями об органах местного самоуправления.

Контрольно счетный орган отнесен 131 ФЗ к факультативным органам местного самоуправления, то есть его наличие не является

обязательным [3, C. 276]. А. Ю. Лукьянова отмечает, что «наличие контрольно-счетного органа как отдельного самостоятельного органа местного самоуправления в муниципальном образовании не является обязательным. Создание этого органа местного самоуправления отнесено к дискреционным полномочиям самого муниципального образования, является его правом, но не обязанностью» [6, C. 268]. Закон предусматривает наличие контрольно-счетного органа в муниципальном образовании без наделения статуса юридического лица, однако назвать его органом местного самоуправления не представляется возможным, на что указывает в своей работе В. И. Перов «организационная и функциональная независимость контрольно-счетных органов муниципальных образований может быть реализована в полной мере только при наделении контрольно-счетного органа муниципального района, городского округа правами юридического лица как одного из органов местного самоуправления» [4. С. 57].

С момента создания представительным органом муниципального образования контрольно-счетного органа муниципального образования между ними начинается непосредственное сотрудничество. Однако сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований в рамках правового регулирования только к этой стороне их взаимодействия не сводится. Взаимоотношения между ними имеют сложный многосторонний характер.

Взаимодействие Представительного органа муниципального образования с контрольно-счетным органом муниципального образования реализуется посредством:

– принятия решения о создании контрольно-счетного органа и формировании нормативно-правовой базы для регулирования его деятельности;

– принятия решения о назначении на должность председателя и аудиторов контрольно-счетного органа;

– заслушиваний на заседаниях отчеты по результатам проведенных контрольно-счетным органом мероприятий;

– направлений поручений, либо предложений по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в годовой план работы.

Контрольно-счетный орган в свою очередь:

– проводит финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, а также муниципальных программ.

– представляет информацию о ходе исполнения местного бюджета, отчеты результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

– направляет представительному органу отчеты о результатах своей деятельности, участвует в совместных с представительным органом слушаниях, проводит совместные проверки с комиссиями и комитетами представительного органа.

При проведении комплексного метода исследования, можно сделать вывод, что представительные органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения местного бюджета на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами. Контрольно-счетный орган муниципального образования — это постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, который образуется представительным органом муниципального образования и соответственно ему подотчетен, названный термин впервые применен в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ [2].

Оказывая влияние посредством реализации своих полномочий по созданию нормативно-правовых основ для контрольно-счетного органа муниципального образования, представительный орган муниципального образования не может вмешиваться в его деятельность. Законом установлено, что контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность самостоятельно и обладает функциональной и организационной независимостью. В своей работе Г. Е. Соловьев указывает «содержанием правового статуса контрольно-счетного органа муниципального образования определено, что он — субъект конституционно-муниципального права, обладающий специальным статусом органа постоянно действующего внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, который образуется представительным органом муниципального образования и самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными полномочиями» [5, С 176].

Помимо перечисленных вариантов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля законодатель впервые наделил полномочиями на осуществление внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации: Федеральным законом от 27.12.2018 № 566-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ. Часть 12 статьи 3 — изложена в новой редакции: «В порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» [2]. На основании выше изложенного, следует вывод, что представительные органы не только внутригородских муниципальных образований городов федерального значения получили право заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов о передаче им полномочий внешнего муниципального финансового контроля. Теперь это право предоставлено всем представительным органам муниципалитетов.

В целях экономии бюджета представительный орган муниципального образования сможет отдавать предпочтение в пользу контрольно-счетного органа субъекта. Перед представительными органами встает выбор между собственным контрольно-счетным органом и передаче полномочий контрольно-счетному органу субъекта. Порядок взаимодействия, права и обязанности между представительным органом и контрольно-счетным органом субъекта будут регулироваться соглашением о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Возникают вопросы, в частности: какое количество муниципалитетов воспользуются данным правом, с каким количеством муниципалитетов контрольно-счетный орган субъекта готов заключить соглашения о передаче полномочий внешнего муниципального финансового контроля, как это может отразиться на взаимодействии?

Сотрудничество представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами муниципальных образований остается довольно сложной проблемой, нуждающейся в разрешении на современном этапе развития, определении основных направлений, выявлении и применении эффективных форм и методов их взаимодействия.

Таким образом, в результате исследования моделей и способов взаимодействия представительных органов муниципальных образований с контрольно-счетными органами, можно предложить представительному органу муниципального образования следующие меры по его повышению:

– в зависимости от необходимости и объема бюджетных средств выбрать модель наиболее оптимальную для осуществления внешнего муниципального финансового контроля;

– обеспечить участие представительного органа муниципального образования в планировании работы на очередной финансовый год контрольно-счетного органа;

– особое внимание уделять вопросам и объектам повышенного риска, регулярно рассматривать результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетным органом;

– принимать к сведениям заключения по результатам проведенной экспертизы проектов муниципальных правовых актов о бюджете и муниципальных программ;

– принимать меры воздействия в отношении объектов контроля по исполнению представлений, рекомендаций (предложений) контрольно-счетного органа по устранению выявленных нарушений и недостатков;

– производить контроль полноты и качества исполнения обязанностей, установленных действующим законодательством для контрольно-счетного органа муниципального образования;

– при наличии в муниципалитете собственного контрольно-счетного органа муниципального образования, способствовать проведению совместной работы с контрольно-счетным органом субъекта.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Муниципальное право: учебник / С. Г. Соловьев, Е. Н. Бычкова. М: -, 2015 — C. 461.
  4. Перов В. И. Неурегулированные проблемы в организации и деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и предложения по их решению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neuregulirovannye-problemy-v-organizatsii-i-deyatelnosti-munitsipalnyh-kontrolno-schetnyh-organov-i-predlozheniya-po-ih-resheniyu (дата обращения: 05.04.2019).
  5. Соловьев Г. Е., Алексеева М. Г. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования в России: актуальные вопросы теории и практики // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 3–4. — С. 171–177.
  6. Лукьянова А. Ю. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования и проблемы его определения // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 267–270. — URL https://moluch.ru/archive/149/42255/.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, контрольно-счетный орган, представительный орган, внешний муниципальный финансовый контроль, местное самоуправление, контрольно-счетный орган субъекта, орган, Российская Федерация, контрольно-счетный орган субъектов, передача полномочий.


Похожие статьи

Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального...

Контрольный орган представительного органа муниципального образования не является самостоятельным органом местного самоуправления.

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего...

Принципы деятельности контрольно-счетных органов...

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее — КСО субъектов РФ) являются ведущими субъектами данного процесса. КСО субъектов РФ, входящие в систему финансового контроля и осуществляющие публичный аудит на основе принципов...

муниципальное образование, контрольно-счетный орган...

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального...

муниципальный финансовый контроль, Российская Федерация, орган, Бюджетный кодекс, образование, финансовый контроль, местное самоуправление, контрольная деятельность, контрольно-счетный орган...

Государственный (муниципальный) финансовый контроль как...

Внешний контрольконтроль, осуществляемый контрольным органом, внешним по отношению к данному органу власти, ведомству, организации и не входящим в его структуру (например, проверка налоговой службой любого другого министерства или ведомства) [7]...

Роль государственного контроля на региональном уровне

Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования...

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый...»

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата, стратегический аудит, повышение результативности, орган, аудит эффективности, контрольно-счетный орган субъектов, Бюджетный кодекс...

Государственный финансовый контроль за исполнением...

Форма последующего контроля используется контрольно-счетными органами субъектов РФ (далее — КСО субъекта РФ), финансовыми органами субъектов РФ, контрольными органами исполнительной власти субъектов РФ...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов РФ, закон, законодательный орган субъекта Российской Федерации, парламент, полномочия законодательных органов, парламентский контроль, региональный парламентский контроль, высшее должностное лицо субъекта РФ...

Направления совершенствования муниципального финансового...

муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, стандарты, местный бюджет, аудит эффективности.

Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля.

Похожие статьи

Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального...

Контрольный орган представительного органа муниципального образования не является самостоятельным органом местного самоуправления.

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего...

Принципы деятельности контрольно-счетных органов...

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее — КСО субъектов РФ) являются ведущими субъектами данного процесса. КСО субъектов РФ, входящие в систему финансового контроля и осуществляющие публичный аудит на основе принципов...

муниципальное образование, контрольно-счетный орган...

Контрольно-счетными органами муниципальных образований являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Они образуются по решению представительных органов муниципального образования.

Проблемные аспекты правового регулирования муниципального...

муниципальный финансовый контроль, Российская Федерация, орган, Бюджетный кодекс, образование, финансовый контроль, местное самоуправление, контрольная деятельность, контрольно-счетный орган...

Государственный (муниципальный) финансовый контроль как...

Внешний контрольконтроль, осуществляемый контрольным органом, внешним по отношению к данному органу власти, ведомству, организации и не входящим в его структуру (например, проверка налоговой службой любого другого министерства или ведомства) [7]...

Роль государственного контроля на региональном уровне

Контрольно-счетная палата Вологодской области осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования...

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый...»

Российская Федерация, государственный финансовый контроль, Счетная палата, стратегический аудит, повышение результативности, орган, аудит эффективности, контрольно-счетный орган субъектов, Бюджетный кодекс...

Государственный финансовый контроль за исполнением...

Форма последующего контроля используется контрольно-счетными органами субъектов РФ (далее — КСО субъекта РФ), финансовыми органами субъектов РФ, контрольными органами исполнительной власти субъектов РФ...

Парламентский контроль в субъектах Российской Федерации

Ключевые слова: конституции (уставы) субъектов РФ, закон, законодательный орган субъекта Российской Федерации, парламент, полномочия законодательных органов, парламентский контроль, региональный парламентский контроль, высшее должностное лицо субъекта РФ...

Направления совершенствования муниципального финансового...

муниципальный финансовый контроль, контрольно-счетные органы, стандарты, местный бюджет, аудит эффективности.

Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля.

Задать вопрос