Библиографическое описание:

Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.

Зрительное восприятие и восприятие в целом – сложнейший процесс, происходящий в психике человека, тем более ребенка. Поэтому ученые всего мира, такие как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.И. Голод и другие, проводили и проводят различные эксперименты, исследования, чтобы максимально понять процесс восприятия и попытаться разрешить проблему его нарушения.

Изучение зрительного восприятия у нормальных детей и детей с отклонениями в развитии началось уже давно, однако, особое внимание на развитие зрительного восприятия стало уделяться относительно недавно. Но это, безусловно, важная проблема, так как необходимо исследовать, является ли восприятие окружающего мира детьми с нарушениями речи отличным от восприятия детей с нормальной речью. Будут ли дети с нарушениями речи воспринимать окружающий мир искаженно, смогут ли правильно оценивать его. Если у детей с нарушениями речи восприятие мира изменено, то им нужны особые требования к обучению и воспитанию, для полноценной адаптации в обществе. Проблема адаптации и полноценной жизни ребенка с нарушениями речи в обществе неразрывно связана с проблемами восприятия им окружающего мира, одну из первых ролей в восприятии окружающего играет зрительное восприятие. Поэтому проблема зрительного восприятия у детей с нарушениями речи становится все более и более актуальной.

Используя различные методы и подходы, ученые, педагоги, врачи изучали и изучают зрительное восприятие, а также его развитие у детей с нарушениями речи. Значение речи в развитии зрительного восприятия выявил А.Р. Лурия. Установлено, что развитие ребенка на ранних этапах происходит «вокруг» зрительного восприятия и благодаря ему. Разработаны различные методики по развитию зрительного восприятия у детей.

Одним из наименее изученных вопросов специальной психологии является проблема особенностей познавательного развития и развития зрительного восприятия у детей с нарушениями речи. Представления о системном характере нарушения при недоразвитии речи обусловили расширение сферы экспериментальных исследований этой группы детей на неязыковые процессы. Так, было обнаружено, что дети с нарушением речевого развития испытывают трудности восприятия быстро предъявляемых неречевых акустических сигналов, характеризуются рядом специфических особенностей, при решении некоторых предметно-практических задач, испытывают затруднения при переработке зрительной информации и т.п. Как правило, в подобных случаях возникает вопрос о взаимоотношении между речевым и неречевым дефектом. Однако, ответ на него целесообразнее искать, рассматривая нарушение речевого развития как одно из проявлений дефекта познавательного развития в более широком контексте.

Согласно одной из распространен­ных точек зрения на механизм такого когнитивного нарушения, его основу составляет дефект, или недостаточ­ность, «всех аспектов представления», как одной из форм поведения, затраги­вающей «восприятия, воображение, символическую игру, рисунок».

Несмотря на утвердившееся в общей психологии положение о взаимосвязи и взаимозависимости процессов формирования зрительного восприятия, переработки зрительной информации и процессов речевого развития, специальных исследований особенностей этих видов деятельности при нарушениях речевого развития практически не проводилось.

Для того, чтобы подробнее ознакомиться с данной проблемой, следует рассмотреть влияния нарушений речи на зрительное восприятие. Для этого было проведено экспериментальное изучение зрительного восприятия дошкольников.

Цель исследования – выявить особенности зрительного восприятия дошкольников с нарушением речи. При обследовании особенностей зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи были поставлены следующие задачи:

  1. Определить влияние нарушения речи на переключаемость внимания;

  2. Определить влияние нарушения речи на долговременную и кратковременную память;

  3. Определить влияние нарушения речи на целостность зрительного восприятия;

  4. Исследовать влияние нарушения речи на константность зрительного восприятия;

  5. Исследовать влияние нарушения речи на антиципацию зрительного восприятия;

  6. Исследовать влияние нарушения речи на апперцепцию;

  7. Определить влияние нарушения речи на осмысленность зрительного восприятия;

  8. Определить влияние нарушения речи на предметность зрительного восприятия;

  9. Определить влияние нарушения речи на избирательность зрительного восприятия;

  10. Сравнить показатели качества зрительного восприятия у детей с нормальной речью и с нарушением речи.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ д/с комбинированного вида №787 города Москвы. В экспериментальном исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста. (От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи. Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня. Состояние зрения у детей этой группы соответствовало норме. В состоянии опорно-двигательного аппарата и психоневрологической сферы не отмечалось особенностей. 20 детей с нормальной речью составляли сравнительную группу, в которой отклонений в развитии не отмечалось. С детьми проводились групповые и индивидуальные занятия.

Методы исследования

Исследование зрительного восприятия проводилось с использованием методик Р. Тэйлора, Бурдона, А.Р. Лурии, А.Ф. Ануфриева и С.Н. Костроминой.

Использовались следующие методики:

  1. «Тест Тэйлора» (Р. Тэйлор);

  2. «Корректурная проба» (Бурдон);

  3. «Зашумленные изображения» (А.Р. Лурия);

  4. «Наложенные изображения» (А.Р. Лурия);

  5. «Недорисованные изображения» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина);

  6. «Что перепутал художник?».

«Тест Тэйлора» (Р. Тэйлор)

Цель - проверка уровня предметности восприятия, зрительного внимания и памяти дошкольников.

Содержание: Этот тест могут проходить лишь дети, достигшие 6-7 лет. Испытуемым дается фигура, предложенная Р. Тейлором. И предлагается ее скопировать на другой лист бумаги.

Инструкция: Посмотри на фигуру. Нарисуй точно такую же на втором листе бумаги.

Анализ результатов: при оценке учитывается точность и время воспроизведения фигуры. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.

1 – задание выполнено точно. Все детали фигуры точно скопированы. Время не превышает 3 минут;

0,5 – Все детали фигуры скопированы точно, но время превышает 3 минуты. Детали скопированы не все, но время не превышает 3 минут;

0 – Детали скопированы не все, и время превышает 3 минуты.

В группе детей с нарушением речи большинство детей (11) получили 0 баллов, то есть детали были скопированы не все, и время превышало 3 минуты. 1/3 детей (7) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только 2 детей задание выполнили точно.

В сравнительной группе большинство детей (12) выполнили задание точно, 1/3 детей (7) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только один ребенок не справился с заданием

Следовательно, по результатам изучения у дошкольников с нарушениями речи выявлен низкий уровень предметного восприятия, снижены зрительная память и внимание.

«Корректурная проба» (Бурдон)

Цель – проверка объема зрительного внимания и переключаемости зрительного внимания дошкольников, константность зрительного восприятия.

Содержание: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке фигур. Исследуемый просматривает фигуры ряд за рядом и поставляет нужный знак в каждой фигуре.

Инструкция: Проставь в каждой фигурке тот знак, который указан в образце.

Анализ результатов: результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных фигур, и по времени, затраченном на выполнение задания. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.

1 – Задание выполнено хорошо. Ни одной фигуры не пропущено, время не превышает 4 минут;

0,5 – Ни одной фигуры не пропущено, но время превышает 4 минуты. Пропущено некоторое количество фигур, но время не превышает 4 минут;

0 – Некоторое количество фигур пропущено, и время превышает 4 минуты.

В группе детей с нарушением речи большинство детей (14) получили 0 баллов, то есть были пропущены фигуры, и время превышало 4 минуты. 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или некоторые фигуры были пропущены. И только 2 детей задание выполнили точно.

В сравнительной группе большинство детей (10) выполнили задание точно, 1/3 детей (8) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. И только 2 детей не справился с заданием

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей с нарушениями речи выявлен низкий уровень зрительной памяти, а также снижена переключаемость зрительного внимания, зрительное восприятие недостаточно константно.

«Наложенные изображения» (А.Р. Лурия)

Цель – определить уровень предметности зрительного восприятия и проверить функции апперцепции.

Содержание: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

Инструкция: Внимательно посмотри на картинку. Назови, контуры каких предметов ты видишь.

Анализ результатов: успешность выполнения задания оценивалась по двум параметрам. Правильности в назывании контуров предметов и времени, затраченном на узнавание всех предметов. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.

1 – Все изображения названы верно, и время не превышает 10 секунд;

0,5 – Все изображения названы верно, но время превышает 10 секунд. Не все изображения названы верно, но время не превышает 10 секунд;

0 – Не все изображения названы верно и время превышает 10 секунд.

В группе детей с нарушением речи половина детей (10) получили 1 балл, то есть детали все изображения были названы верно, и время превышало10 секунд. Половина детей (10) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все детали были скопированы верно. В сравнительной группе все дети справились с заданием.

Следовательно, по результатам проведенного изучения, можно сказать, что у детей с нарушением речи средний уровень предметность зрительного восприятия и функции апперцепции.

«Недорисованные изображения» (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина)

Цель – определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.

Содержание: ребенку также предлагается несколько картинок. На этих картинка изображены объекты и предметы. Но только в незаконченном виде (не дорисована часть или половина объекта или предмета). Ребенку предлагается дорисовать объект или предмет.

Инструкция: Посмотри на картинки, как ты думаешь, что хотел нарисовать художник. Помоги художнику, дорисуй оставшиеся детали картинок.

Анализ результатов: результаты оцениваются по двум параметрам. Первый – правильно ли ребенок распознал изображение. Второй – какое количество времени он на это затратил. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.

1 – Ребенок правильно распознал изображение, и ему затратил на это не более 7 минут.

0,5 – Ребенок правильно распознал изображение, но затратил на это более 7 минут. Ребенок распознал не все изображения правильно, но затратил не более 7 минут.

0 – Ребенок распознал не все изображения правильно и затратил более 7 минут.

В группе детей с нарушением речи большинство детей (14) получили 0 баллов, то есть ребенок неправильно распознал изображения, и время превышало 7 минуты. 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все изображения были узнаны верно. И только 4 ребенка задание выполнили точно.

В сравнительной группе большинство детей (15) выполнили задание точно, 1/4 детей (5) получили 0,5 балла, так как или превысили время, регламентированное на работу, или не все изображения были скопированы верно.

Следовательно, можно заключить, что у детей с нарушением речи антиципация зрительного восприятия и его целостность находятся на низком уровне.

Высокий уровень зрительного восприятия – 4,5 – 6 баллов.

Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла.

Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.

Результаты обследования зрительного восприятия дошкольников

По результатам исследования зрительных свойств восприятия дошкольников с нарушением речи и сравнительной группы, было выявлено, что у детей с нарушениями речи что в 60 % случаев уровень зрительного восприятия является низким, в 30 % уровень зрительного восприятия является средним, но в 10 % уровень зрительного восприятия является высоким.

Однако, результаты исследования сравнительной группы дошкольников показали, что в 59 % зрительного восприятия находится на высоком уровне, в 40 % случаев наблюдается средний уровень зрительного восприятия, а у 1 % на низком уровне.

По результатам проведенного исследования, выявлено, что у детей с нарушением речи, а именно общим недоразвитием речи 3 уровня, наблюдается нарушение таких свойств зрительного восприятия как: переключаемость зрительного внимания, константность зрительного восприятия, целостность, антиципация, апперцепция, осмысленность, предметность и избирательность. Что диктует необходимость экспериментального обучения детей.



Литература:

  1. Ануфриев А.Ф, Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей». Москва, 2000.

  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. «Диагностика развития зрительно-вербальных функций». Москва, 2003.

  3. Базарный В.Ф. «Зрение у детей. Проблемы развития». Новосибирск, 1991.

  4. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад». Москва, 1983.

  5. И.В. Гребенников, Ю.Ф. Зманский «Наши дети» Москва, 1989.

  6. Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии». Свердловск, 1974.

  7. В.Демидов «Как мы видим то, что мы видим». Москва,1987.

  8. Под редакцией Л.С. Волковой «Логопедия». Москва, 2007.

  9. Под редакцией Г.Н.Годиной, Э.Г.Пилюгиной «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». Москва, 1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle