Библиографическое описание:

Элефтеров Д. П. Обследование бюджетов домашних хозяйств: историческая сущность и международная практика // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.1. — С. 158-162.

В последние годы интерес к статистике домашних хозяйств заметно возрос. Данные обследований бюджетов домашних хозяйств используются для анализа уровня жизни населения, расчета величины прожиточного минимума, построения индекса потребительских цен, составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Достоверность и точность- главное правило этих обследований.

Ключевые слова: Домашние хозяйства, выборочное обследование домашних хозяйств, классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств, задачи обследования домашних хозяйств, интервьюирование.

Домашнее хозяйство (домохозяйство) – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо теми и другими. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни [4].

Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех экономических процессах. Глубокий экономический кризис и как следствие этого – тяжелое материальное положение большей части населения приводят к активной деятельности домашнего хозяйства.

Регулярное проведение обследований бюджетов домашних хозяйств было организовано на основании постановления Совета министров СССР от 3 ноября 1951 года № 4354 “Об улучшении статистики бюджетов рабочих, служащих и колхозников”.

Начиная с 1952 года обследования проводились в 29 тыс. домохозяйств. Для повышения репрезентативности и достоверности сеть расширялась в 1969 году - до 32,9 тыс. домохозяйств и в 1988 году – до 48,6 тыс. домохозяйств. Расширение сети каждый раз предполагало не только увеличение объема выборки, но и включение в обследование новых социально-экономических групп населения. Начиная с 1988 года, обследованием были охвачены все отрасли экономики страны, кроме того, обследовались домохозяйства пенсионеров, не имеющие в своем составе трудоспособных.

В настоящее время выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех субъектах РФ, охватывает 49,2 тыс. домохозяйств ежеквартально и строится на принципе их добровольного участия.

Данные, получаемые на основе обследований бюджетов домашних хозяйств имеют широкий и постоянно увеличивающийся диапазон видов использования. По своему характеру обследование является многоцелевым, а его основные задачи были изначально определены как изучение уровня материального благосостояния населения.

В настоящее время основными задачами обследования определены:

а) получение весовых показателей для построения индекса потребительских цен;

б) получение данных о денежных расходах и потреблении различных по уровню благосостояния и социально-экономическим характеристикам групп домохозяйств, источниках и структуре потребления ими пищевых продуктов; о распределении доходов и оценки на их основе уровня бедности населения;

в) обеспечение данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов;

В 1999г. Госкомстатом России была разработана и утверждена Программа по реформированию обследований домашних хозяйств, целью которой признана необходимость улучшения качества данных по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств с точки зрения критериев: (1) повышения их точности на стадии сбора и обработки, (2) расширения состава наблюдаемых показателей на стадии подготовки планов и программ обследований и (3) достижения более эффективной и своевременной формы разработки и представления итогов обследования.

В соответствии с намеченным планом мероприятий в 2000г. был выполнен ряд принципиально новых работ, на основе которых разработана новая версия программы обследований бюджетов домашних хозяйств.

В качестве основы для расширения программы были выбраны рекомендации Евростата по гармонизации методологических принципов проведения бюджетных обследований в странах-членах ЕС [12]. Содержащаяся в них гармонизированная система выходных показателей и учетных признаков была тщательным образом проанализирована с точки зрения целей и задач бюджетного обследования, возможности использования итоговых данных наряду с аналогичными показателями в отраслях социально-экономической статистики и общей перспективы развития обследований населения в рамках государственной статистики.

Дальнейшее совершенствование программы обследования должно быть направлено на получение, наряду с показателями, характеризующими в основном совокупное потребление домохозяйств, более детальных ключевых социально-экономических характеристик по лицам, входящим в домашние хозяйства. Кроме того, выявились проблемы, связанные с неполнотой регистрации и недостоверностью получаемых от домохозяйств сведений, устранение которых также потребовало расширения состава наблюдаемых в ходе обследования показателей. Выбор обоснованного подхода по расширению программы обследования был связан с поиском эффективных способов урегулирования между составом и количеством наблюдаемых переменных, возможностями получения надежных данных от населения и потребностями основных пользователей.

Разработка и внедрение в статистическую практику Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ) явилась одним из важных этапов реформирования бюджетного обследования.

Целью разработки КИПЦ-ДХ является создание стандартного средства сбора, обработки и представления статистической информации в соответствии с методологией Системы национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) и рекомендациями по гармонизации бюджетных обследований домашних хозяйств Европейской статистической комиссии (Евростат, 1997).

Основными задачами разработки КИПЦ-ДХ являются:

  • развитие и совершенствование стандартизации в сфере учета объемов потребления домашними хозяйствами различных видов товаров и услуг;

  • кодирование информации в автоматизированных системах и базах данных;

  • сопоставимость статистических данных на национальном и международном уровнях;

  • актуализация направлений потребления домашних хозяйств в новых социально-экономических условиях;

  • обеспечение системного подхода при изучении спроса домашних хозяйств на отдельные группы товаров и услуг, зависимости структуры потребления от уровня благосостояния домашних хозяйств.

В основу построения КИПЦ-ДХ положена классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ) – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP), являющаяся одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе Национальных Счетов 1993 года.

Для классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) принята иерархическая модель классификации и используется последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает 6 цифровых десятичных знаков.

Высшие классификационные группировки индивидуального потребления домашних хозяйств по целям образованы пятью разрядами кодов Классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ) – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP). Национальная специфика потребления домашних хозяйств учитывается на уровне шестого разряда кода.

Внедрение КИПЦ-ДХ обеспечило сопоставимость получаемой статистической информации на национальном и международном уровнях, а также позволило повысить качество получаемой исходной информации, служащей основой для получения весовых показателей при расчете индекса потребительских цен.

Начиная с 1997г. главной особенностью программы бюджетного обследования является новый перечень учетных признаков, сориентированный на получение наиболее полных данных о составе расходов и объемах личного потребления домохозяйств. Основываясь на том, что расходы могли быть произведены домохозяйством только за счет полученных им доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, отсутствие прямых вопросов о доходах домохозяйств восполняется расчетным методом.

Сбор информации по обследованию бюджетов домашних хозяйств основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведения домашними хозяйствами записей о текущих расходах на потребление

В обследовании задействовано около 1700 интервьюеров в 88 субъектах Российской Федерации. Интервьюеры являются штатными работниками территориальных органов Госкомстата России.

Обследование проводится непрерывно в течение календарного года. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и в целом за год.

Вплоть до 1997 года домохозяйства непрерывно в течение года вели записи своих доходов, расходов и безденежных поступлений продуктов питания в специальных бланках – вспомогательных записях. Задачей интервьюеров являлось кодирование и группировка произведенных домохозяйством расходов с переносом результатов обобщения в специальный формуляр «Бюджет домохозяйства» и подведением баланса между доходами и расходами домохозяйства. В случае небалансировки этих двух составляющих бюджета домохозяйства, интервьюер в ходе дополнительной беседы обязан был выяснить пропущенные в записях домохозяйства статьи доходов или расходов.

Начиная с 1997 года, с целью снижения трудоемкости ведения домохозяйствами записей своих расходов и в соответствии с рекомендациями Евростата был изменен порядок регистрации данных за счет введения различных по полноте и охвату процедур сбора информации.

Реализация программы обследования в настоящее время осуществляется посредством ведения следующих форм обследования:

а) Дневник домохозяйства, в котором домохозяйства ведут краткосрочные (в течение двух недель) подробные записи о своих ежедневных расходах в течение 14 дней.

б) Журнал домохозяйства, где домохозяйства записывают только расходы на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг в течение оставшихся дней периода обследования (квартала)

в) Квартальный опросный лист домохозяйства, по которому интервьюером по завершении квартальный цикл обследования проводит опрос по ограниченному кругу показателей, в основном по тем, которые позволяют уточнить общую сумму денежных расходов, а также получить дополнительную информацию о составе домохозяйства, занятости его членов и получаемых ими льготах и дотациях в денежной и натуральной форме.

г) Годовой опросный лист домохозяйства, по которому по завершению года интервьюером проводится опрос домохозяйства по вопросам, касающимся уровня образования членов домохозяйств, жилищным условиям и наличию скота в подсобных хозяйствах.

В зависимости от состава изучаемых показателей установлены следующие процедуры сбора данных:

· каждое из обследуемых домашних хозяйств в течение двух недель ведет дневниковые записи которые представляют собой подробный ежедневный учет всех денежных расходов: на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров, оплату услуг, уплату налогов, штрафов, различных сборов, алиментов, помощь малоимущим, деньги, отданные безвозмездно, в долг или в счет погашения долга, арендные платежи и т.п. В дневниковых записях также фиксируется количество потребленных продуктов питания без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество продуктов питания, оплаченных, но не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях ежедневно фиксируются расходы на питание вне дома (кафе, столовые, рестораны, уличные киоски и т.д.);

· все остальное время, свободное от дневниковых записей, домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет всех денежных расходов за исключением средств, потраченных на питание, алкоголь и табак.

· по окончании квартала осуществляется опрос всех членов домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программе ежеквартального опроса, которая охватывает демографические характеристики, сферу приложения труда и доступ к системе социальной защиты каждого из членов домашнего хозяйства;

· по завершению годичного цикла проведения обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных об уровне образования членов домохозяйств, жилищных условиях домохозяйств, наличии в домохозяйствах предметов длительного пользования и времени их приобретения, наличии скота в личных подсобных хозяйствах, производственной деятельности домашних хозяйств, а также о запасах отдельных групп продовольственных товаров в домохозяйствах по состоянию на конец года.

Процедура сбора данных по дневниковым и журнальным обследованиям организована на принципах ротации домашних хозяйств в пределах одного участка наблюдения.

В этих целях совокупность домашних хозяйств, обследуемых каждым интервьюером, подразделяется на три типические непересекающиеся подгруппы. Группировочным признаком для формирования ротационных групп является размер домохозяйства.

Процедура обследования обеспечивает порядок, в соответствии с которым каждая из групп домашних хозяйств в течение месяца попадает под разные типы сбора данных: ведение 2-х недельных дневниковых записей, 2-х недельных или месячных журнальных записей.

Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации и по регионам, включенным в план обследования, ежеквартально ив целом за год в следующих разрезах:

(1) по географическому признаку, определяемому на основании адресной части форм обследования:

· домохозяйства, проживающие в городской местности;

· домохозяйства, проживающие в сельской местности.

(2) по форме количественного выражения разрабатываемых показателей:

· в среднем на 100 членов домохозяйств - рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число наличных членов домашнего хозяйства, определяемое на основе данных квартальной регистрации числа лиц, проживающих в домохозяйстве;

· в среднем на 100 домохозяйств - рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число домашних хозяйств, принимающих участие в обследовании в течение учетного периода;

· относительные данные - приводятся в процентах и рассчитываются из абсолютных данных.

(3) в группировках по ряду социально-экономических признаков:

(3.1) по составу домохозяйств:

(а) По числу совместно проживающих лиц

(б) По числу детей в возрасте до 16 лет

из 1 лица

с 1 ребенком

из 2 лиц

с 2 детьми

из 3 лиц

с 3 детьми

из 4 лиц

с 4 и более детьми

из 5 и более лиц


(3.2) по уровню благосостояния домохозяйств

Для построения группировок в зависимости от уровня благосостояния используется метод ранжирования индивидуальных бюджетов домашних хозяйств по возрастанию среднедушевого значения признака, положенного в основу оценки благосостояния - денежные доходы, денежные расходы, валовые доходы, располагаемые ресурсы. С использованием этого метода обследуемые домохозяйства и население в них группируются:

  • по децильным (10-процентным) группам обследуемого населения;

  • по интервальному ряду распределения домохозяйств (населения) в зависимости от уровня благосостояния;

При построении группировок по децильным группам применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц в домохозяйствах ранжируются по мере возрастания среднедушевых показателей благосостояния и суммируются нарастающим итогом с получением общего числа обследуемого населения. Эта численность принимается за 100%. Сумма всех домохозяйств, где сосредоточено по 10% от общего числа обследуемого населения, относится к соответствующей децильной группе населения, распределенного по мере роста показателей благосостояния. Формирование децильных групп производится раздельно по городскому и сельскому населению. В целом по всему населению отдельного региона и России производится суммировка в пределах каждой децильной группы.

При построении группировок по интервальному ряду применяется порядок, в соответствии с которым данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах интервального ряда.

Систематически проводятся рабочие встречи с зарубежными специалистами по вопросам совершенствования обследований доходов, расходов и потребления домашних хозяйств.

В результате рабочей встречи специалистов Управления статистики уровня жизни Госкомстата России и специалистов Департамента социальной статистики ЦСУ Республики Польша в 2002 году стороны имели возможность обменяться опытом по проведению обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств в Российской Федерации и Республике Польша, определить общие подходы, проблемы и особенности проведения бюджетного обследования в каждой стране [6].

Одно из самых приоритетных направлений сотрудничества – это изучение опыта польских коллег по созданию Центра организации статистических обследований в г. Лодзь, на который возложена основная часть работ по организации всех обследований домашних хозяйств на полевом уровне, включая создание корпуса квалифицированных интервьюеров, рационально используемых при проведении различного рода обследований домохозяйств, осуществление различных видов обучающих и контролирующих мероприятий.

Еще одним перспективным направлением может служить использование опыта ЦСУ Республики Польша при проведении Управлением статистики уровня жизни и обследований населения работ по совершенствованию программы обследования бюджетов домашних хозяйств с учетом тех требований, которые выдвигаются Евростатом для создания гармонизированной системы показателей, характеризующих уровень жизни населения.

С 15 – 18 сентября 2009 г. в г. Париж (Франция) состоялась рабочая встреча специалистов Росстата по ознакомлению с программой ADP, основанной на применении международных стандартов распространения микроданных по итогам обследования домашних хозяйств.

Целью рабочей встречи являлось ознакомление с международными стандартами по сбору, архивации и распространению статистических данных; изучение технического, финансового и юридического обеспечения распространения информации. В рамках встречи предусматривалось изучение возможностей программы ADP, основанной на применении международных стандартов распространения микроданных, изучение формата DDI, применяемого при описании метаданных, ознакомление с функциональными возможностями программного обеспечения для распространения микроданных. В цели командировки входило обсуждение вопросов по приведению метаданных статистических показателей Росстата в соответствие с международными стандартами и возможного использования программы ADP для распространения микроданных по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств [7].

Специалисты Росстата во время рабочей встречи со специалистами Консорциума «Партнерство в области статистики для развития в 21 столетии» (PARIS21) ознакомились с принципами действия комплексной программы Международной сети обследований домашних хозяйств (IHSN- International Household Survey Netvork) и Ускоренного сбора и обработки данных (ADP –Accelerated Data Program). Специалисты Росстата ознакомились с функциональными возможностями программного обеспечения Microdata Management Toolkit (Инструментарий для управления микроданными) и CD-ROM Builder, предназначенного для распространения и хранения информации. Большое внимание в процессе встречи было уделено изучению международного стандарта DDI, применяемого при описании метаданных.

Была достигнута договоренность, в случае заинтересованности Росстатом в применении международных стандартов при распространении данных, о проведении обучения специалистами Консорциума по использованию формата DDI и CD-ROM Builder, входящих в состав программного обеспечения Microdata Management Toolkit, и о техническом и информационном содействии.

На перспективу основным направлением развития программы бюджетных обследований должно стать совершенствование программы обследования для расширения сферы применения его результатов в соответствии с задачами по развитию СНС и статистики уровня жизни населения. В этих целях необходимо повысить уровень точности данных по структуре потребительских расходов для расчета индексов потребительских цен на региональном уровне и расширить перечень товаров и услуг при разработке регистрируемых домашними хозяйствами расходов на конкретные цели на основе принципиально нового метода автокодирования данных. Необходимо также расширить состав учетных признаков для более полного отражения затрат домашних хозяйств на производственную деятельность, а также показателей накопленного имущества.


Литература:

  1. Белозёров С.А. Содержание экономической категории «доход домашнего хозяйства». Социально-экономическая роль денег в обществе // Материалы международной научно-практической конференции – СПб, 2006.

  2. Белозёров С.А. Сущность и функции сбережений домашних хозяйств. Финансовый мир. Вып. 3 / Под ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева - М.: ООО «Изд-во Проспет». – 2006.

  3. Белозёров С.А. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. – 2006.

  4. Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям Москва Росстат, 2007.

  5. Оськина Е.А. Законодательно-правовое обеспечение экономической безопасности личности. Ученые записки РГСУ. – 2009. - №7.

  6. Отчет: «Вопросы совершенствования обследований доходов, расходов и потребления домашних хозяйств» Росстат, М. 2009

  7. Отчет: Рабочая встреча по ознакомлению с программой ADP, основанной на применении международных стандартов распространения микроданных по итогам обследования домашних хозяйств. Росстат, М. 2009

  8. Статистический словарь М: Финстатинформ. – 1996.

  9. Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М: Финансы и статистика, 2000.

  10. Суринов А.Е. Статистика доходов населения. М: ЗАО «Финн стат информ», 2001.

  11. Федосеев В.В. К вопросу о социальной стратификации населения России. Ученые записки РГСУ. – 2009. - №13.

  12. Household budget surveys in the EU-Methodology and recommendations for harmonization. – 1997

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle