Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Титова, В. А. Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии / В. А. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 122-127. — URL: https://moluch.ru/archive/25/2684/ (дата обращения: 20.04.2024).

«Если ребёнка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее»… «Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребёнка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения» [А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать. Книга для учителя» с.3, Просвещение,1991г.].

Успешность – понятие неоднозначное. По мнению большинства психологов и педагогов, успешность – это достижение определённых целей в качестве результата выполнения определённой деятельности. По мнению А.С.Белкина «успех в учении –единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Для реализации успеха обучающегося на уроках, учитель, и, желательно, члены семьи обучающегося, должны участвовать в организации учебного процесса и тактично подготовить стратегию создания для обучающегося возможных ситуаций успеха. Данные ситуации – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Данный подход в обучении, описанный в книге А.С.Белкина «Ситуации успеха при обучении», безусловно, эффективен, но, применяется в настоящее время недостаточно широко. Надо сказать, что при организации учебного процесса на таких сложных для понимания дисциплинах как химия, данный подход следует дополнять новыми педагогическими приёмами, подбираемыми индивидуально для каждой группы обучающихся.

Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывал у учащихся помимо интереса большие трудности при её изучении. Эти трудности связаны, как правило, со следующими причинами:

-большой объём теоретического материала;

-сложный для понимания учащихся язык изложения учебного пособия;

-недостаточная сформированность общеучебных умений и как следствие – развитие таких черт личности как невнимательность, неусидчивость, отсутствие мотивации изучать химию. Обучающийся рассматривает себя неуспешными при изучении данной дисциплины, не прослеживают связи химии с их будущей профессиональной деятельностью.

В настоящей статье рассмотрена попытка найти возможные пути преодоления трудностей при изучении химии.

Одним из таких путей является создание и апробация методического подхода к обучению химии, направленного на обучение учащихся планировать собственную успешность на уроках. А также на формирование основных компетенций обучающихся через успешность.

Для создания данного подхода проводится педагогический эксперимент в условиях обучения студентов колледжа Ландшафтного дизайна №18 города Москвы.

Данный эксперимент включает следующие этапы:

  1. Составление психологического портрета группы обучающихся и отдельных обучающихся;

  2. Психолого-педагогическое анкетирование в начале учебного года и по его завершении;

  3. Педагогическое наблюдение;

  4. Применение форм, приёмов и методов работы по организации ситуаций успеха, подбираемых индивидуально для каждой группы обучающихся;

  5. Использование в качестве средства обучения «Дневника успешности по химии» (в рамках учебного пособия»).

  6. Диагностика качества знаний за учебный год (успеваемость, анкеты обучающихся).

  7. Коррекция форм, приёмов и методов настоящей работы по полученным результатам.

В качестве основания к настоящему подходу в обучении является успешность каждого обучающегося, которую педагог «раскрывает» на уроках, создавая условия для реализации способностей обучающегося (если опираться на классический тезис о том, что способности «врожденны каждому человеку», согласно Я.А.Коменскому).

Рассмотрим структурно-логическую схему взаимосвязи успешности как педагогической категории со способностями обучающегося, а также с образовательным процессом в целом.

Структурно-логическая схема взаимосвязи успешности как педагогической категории со способностями обучающегося















Для дневника успешности по химии была разработана следующая структура:
  1. Титульный лист;
  2. Инструкция по использованию дневника успешности;
  3. Анкета перед изучением курса химии;
  4. Таблицы достижений за урок и тему;
  5. Таблица подведения итогов учебного года;
  6. Анкета после изучения курса химии


Вид этой структуры представлен ниже:

ДНЕВНИК УСПЕШНОСТИ ПО ХИМИИ

Ф.И.О. студента________________________
Учебное учреждение____________________
Учебный год__________________________

Уважаемые студенты!

Это учебное пособие создано для того, чтобы Вам проще было понять суть предмета «химия» и интереснее выполнять задания на уроках.

Очень хотелось бы, чтобы изучение химии стало бы для Вас успешным делом.

Для того чтобы Ваши успехи и достижения не остались незамеченными, Вы будете фиксировать их в эту тетрадь, которая названа: «Дневник учебных достижений по химии».

Почему «дневник»?

Во-первых, потому, что все давно привыкли записывать в свои школьные дневники расписания уроков, домашние задания и другую информацию;

Во-вторых, в этом дневнике Вы будете записывать Ваши личные достижения при изучении химии.

Многие люди, знаменитые и незнаменитые, вели дневники, в которых они день за днём описывали то, что с ними происходило, делились своими мыслями, переживаниями. Ведут такие дневники и учёные, и капитаны дальнего плавания, и люди других профессий. Для них это не просто тетрадь, а важнейший документ об их работе и делах..

Этот дневник поможет Вам организовывать свою работу, научиться самостоятельно, ставить цели изучения химии и достигать их. А также, оценивать свои знания и умения.

Успеха!

Прежде чем приступать к изучению химии, заполните анкету:

1) Вы действительно хотите стать высокообразованным специалистом в своей профессии? Как Вы связываете предмет химия с Вашей будущей работой, профессией?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------------------------------------.

2)Что для Вас представляется наиболее удобным (простым),

( подчеркните правильный вариант ответа).

-увидеть, запомнить и пересказать;

-услышать, запомнить и пересказать;

-прочитать, запомнить и пересказать;

-др. (например, сочетание показателей);

- всё перечисленное одинаково удобно.

3)Как Вы изучали химию в школе? (подчеркните правильный вариант ответа)

А) охотно, добровольно;

Б) неохотно, недобровольно;

В) другое_____________________________;

4)Чувствуете ли Вы себя свободно на занятиях?

-да;

- нет, из – за_______________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(объясните, почему);

5)Вам было интересно на уроках химии в школе? Если да/нет, то почему конкретно? ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6)Что бы Вы изменили в преподавании химии в школе и колледже, чтобы предмет химия стал для Вас по – настоящему интересным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  1. Что Вы понимаете под словосочетаниями

А) успех в обучении__________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Б) успех в жизни_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Итоги моей работы на уроке.

Тема №1___________________________________________________________



Выполните задания в классе_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.



Выполните задания, и ответьте на вопросы:

№ задания

Выполнил самостоятельно

Выполнил, обратившись

К подсказкам учителя или друга.

Не смог выполнить.





























Поставьте себе оценку за урок:____________________________________________________________________________________________________________________________.


Итоги моей работы по изучению темы.

Дата _______________

Тема (пройденная Вами за неделю, 2 недели, семестр и т.д.)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Оценка за итоговую контрольную работу по пройденной теме_____________.


Оценка моих усилий или «что я сделал/а для изучения данной темы?

(поставьте плюс напротив утверждения, если оно верно, и минус, если не верно).

  1. Своевременно учил/а теоретический материал (лекции, параграфы учебника);

  2. Частично учил/а, частично читал/а теоретический материал;

  3. Выполнял/а домашние задания:

4) Выполнял/а практические и лабораторные работы:

  1. Посещал/а дополнительные занятия:

  2. Читал/а дополнительную литературу по теме,

  • Да (напишите названия книг и их авторов)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________.

  • Нет ___________________________________________________.

  1. Готовил/а доклады, рефераты, проектные работы и сообщения по теме_

Да (перечислите темы Ваших докладов, рефератов, проектных работ и сообщений)

7) Другое_________________________________________



Возможно, Я НЕ ПОНИМАЮ ТЕМУ?

А теперь, подумайте, хотелось бы Вам каким-либо образом подкорректировать результаты Вашей работы по изученной теме? Возможно, Вы хотите исправить оценку, возможно, Вы не поняли некоторые вопросы по теории или практике? Вернитесь ещё раз к Вашим лекциям, к учебнику, просмотрите очень внимательно основные определения, планы изучения тем.

Просмотрели? А теперь выпишите на этот лист бумаги все непонятные для Вас термины, утверждения, вопросы. Затем покажите эти записи учителю.


Вспомогательная таблица по ликвидации пробелов в знаниях.

Составьте план действий по дальнейшему изучению темы:

№ задания,

Которое я не смог/ла выполнить

Запишите, какой параграф вам нужно прочитать, чтобы лучше понять задание.

Запишите Ваши вопросы по заданию.

Определите, когда Вы придёте к учителю чтобы задать данные вопросы

№1









№2












n











Подготовка к экзамену

Готовиться к экзамену по химии, так же как и по любой другой учебной дисциплине следует заранее, а не за неделю или три дня до него, как советуют некоторые люди. Скорее всего, они либо всё уже выучили, либо не выучили ничего и стараются похвастаться не существующими знаниями.

Заведите тетрадь в клетку на 40 или 60 листов, в зависимости от Вашего почерка, и записывайте туда ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ.

Где их искать?

  1. ЭТО ВАШИ ЛЕКЦИИ (поэтому их не стоит терять);

  2. ЭТО ВАШ УЧЕБНИК;

  3. ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА;

А главное – это переработанная ЛИЧНО ВАМИ информация, которая понятна ВАМ и которую Вы без труда запомните и расскажете, если подготовите её за 3-4 месяца ДО экзамена.

Совет: писать ответы на билеты можно, начиная уже с сентября,

Учить следует небольшими частями, например, по одному ответу за вечер.

Повторять всё сразу лучше за месяц, читая, как художественную литературу на ночь.

Обязательно периодически показывайте вашу тетрадь к экзамену учителю, во избежание ошибок или неточностей.

Ваша тетрадь к экзамену, это Ваш труд и залог Вашего успеха при ответе.

Удачи Вам!



ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
Вот и закончился учебный год. Для кого – то он прошёл легко и радостно, для кого – то был связан с очень большим трудом, но в любом случае, все вы достигли каких – то результатов. Для каждого из Вас, они свои, свои маленькие или большие победы, достижения намеченных целей.


Заполните, пожалуйста, анкету:

  1. Связываете ли Вы на данный момент предмет химия со своей профессией

( если да, то, каким образом):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Вам было интересно на уроках химии в колледже? Если да/нет, то почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Что бы Вы изменили в преподавании химии в колледже ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Удалось ли Вам повысить свой уровень знаний по химии за этот год? (Если да/нет, объясните, по каким причинам).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Понравилось ли Вам использовать дневник успешности по химии? Помог ли он Вам в учёбе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

6) Каких успехов Вы добились при изучении дисциплины «Химия»?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Успехов Вам во всех ваших делах!


В течение педагогического эксперимента, были сделаны следующие выводы:

-успешность как педагогическая категория связана с развитием способностей;

-методический подход, направленный на успешное обучение – есть путь связи успешности и способностей обучающегося;

- успешность есть способ развития способностей личности, который непосредственно связан с мотивацией;

- компетенция, есть не что иное, как совокупность способностей, мотивации и готовности к деятельности. Таким образом, через успешность, возможно мотивировать обучающегося, сформировать у него готовность к действиям и развить способности;

- благодаря такой схеме действий, возможно, вывести обучающегося на индивидуальную образовательную траекторию в рамках компетентностного подхода к обучению.


Литература:

  1. А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать. Книга для учителя», М.Просвещение,1991г.

  2. Магомедов П.Ш., Далгатов М.М. Теоретические модели профессионализма учителя и диагностика его успешности//

  3. Ярославский психологический вестник. Вып.19.М.-Ярославль: Изд-во РПО,2006.

  4. Левитас Г.Г. Преодоление неуспешности, Москва, ИЛЕКСА,2009.

  5. Юный химик 2- 2007, «издательский дом МПА-ПРЕСС»;

  6. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий, КАРО,2008.

Основные термины (генерируются автоматически): изучение химии, Химия, дневник успешности, задание, педагогическая категория, способность обучающегося, теоретический материал, учебное пособие, ваша тетрадь, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.


Похожие статьи

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Используя учебное электронное пособие «Химия 8–11 класс.

Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция.

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

2. 3.Аванесов В. С. Методологическое и теоретическое обоснование тестового педагогического контроля: дис.

Применение метода аналогий при изучении неорганической химии в школе. Нормативные характеристики отбора тестовых заданий.

О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения

— доступность учебного материала; —наличие заданий развивающего и творческого характера

Задачи обучения химии: Когнитивные— учащиеся понимают закономерности строения и превращения простых

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Литература: Аликберова Л. Ю., Н. С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории.

Химия в школе,2009№ 10. Двуличанская Н. Н. О повышении мотивации изучения химии.

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Экспериментальные задачи можно предложить учащимся после изучения оснований.

Литература: 1. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса; Учеб. пособия.

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии.

Особенности преподавания химии в классах... | Молодой ученый

Считаем, что при изучении химии задания с выбором ответа вполне естественны и педагогически эффективны. Причем этот способ применим не только для проверки знаний, но и при изучении нового материала и его закреплении...

Похожие статьи

Развитие потенциальных способностей учащихся на уроках химии

Используя учебное электронное пособие «Химия 8–11 класс.

Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция.

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

2. 3.Аванесов В. С. Методологическое и теоретическое обоснование тестового педагогического контроля: дис.

Применение метода аналогий при изучении неорганической химии в школе. Нормативные характеристики отбора тестовых заданий.

О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения

— доступность учебного материала; —наличие заданий развивающего и творческого характера

Задачи обучения химии: Когнитивные— учащиеся понимают закономерности строения и превращения простых

ФИО. Электронная почта. Ваш вопрос. Отправить.

Эффективное средство формирования исследовательской...

Литература: Аликберова Л. Ю., Н. С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории.

Химия в школе,2009№ 10. Двуличанская Н. Н. О повышении мотивации изучения химии.

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии.

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Экспериментальные задачи можно предложить учащимся после изучения оснований.

Литература: 1. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса; Учеб. пособия.

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии.

Особенности преподавания химии в классах... | Молодой ученый

Считаем, что при изучении химии задания с выбором ответа вполне естественны и педагогически эффективны. Причем этот способ применим не только для проверки знаний, но и при изучении нового материала и его закреплении...

Задать вопрос