Библиографическое описание:

Курбатова Е. Е. Развивающее обучение в географическом образовании // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 94-96.

География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

В связи с этим значение географического образования расширяется и определяется:

- огромными воспитательным и развивающим потенциалами, способствующими развитию личности;

- формированием географического мышления, которое даёт возможность видеть объекты и явления в тесной связи взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;

- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека.

В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции. И решаю в системе работы следующие задачи:

-развитие интереса к предмету «география»;

-развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;

-развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание;

-воспитание толерантности, уважения к народам Российской Федерации и стран-соседей;

- воспитание потребности изучать Россию и другие страны в путешествиях; формирование зрительных образов природы, экономики и этнокультурного богатства народов через экскурсионно-туристическую деятельность.

В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развития познавательных и творческих способностей и интересов [1, с. 6].

А это значит, что учащихся необходимо научить:

- основам организации собственной учебной деятельности;

- способам поиска, переработки и представления информации;

- приемам и методам умственного труда;

- основам коммуникативных умений.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими [4, с.12]. В условиях резкого увеличения объёма знаний требуется смена педагогических приоритетов – научить учащихся учиться.

Помочь ученику овладеть соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.

Таким образом, речь идёт о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

А это значит, учащихся необходимо научить основам организации собственной учебной деятельности, способам усвоения, поиска и переработки информации, приёмам и методам умственного труда, основам коммуникативных умений.

Таким образом, в условиях резкого увеличения объёма знаний приоритет отдаётся не СУММЕ ЗНАНИЙ, как основному результату школьного образования, а ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ умений и навыков, общественно-значимого отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов.


Основные направления развивающего обучения в географическом образовании

Очень сложно одновременно решать несколько учебных и развивающих задач. Для решения этой проблемы предлагаю в 8-9 классах сочетание в изучении курса «География России» комплексного подхода к содержанию предмета и системы развивающего обучения.

Я работаю по авторской инновационной программе «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями», утверждённой в 2002 году учебно-методической лабораторией географии МИОО и рекомендованной к применению в образовательном процессе средней школы. Несколько слов о программе. Во-первых, обращает на себя внимание явная несправедливость: с распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают.

В наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с географией стран-соседей, в том числе и ради воспитания национальной толерантности.

Очевидно, что всё больше и больше загружать память учащихся возрастающими объемами информации неэффективно и непродуктивно. Поэтому в своей программе я не стала увеличивать количество часов для усвоения нового содержания, а изменила структуру подачи материала за счет комплексного изучения физической и экономической географии со следующих позиций:

- чем богат изучаемый народ от природы;

- как сумел этим распорядиться;

- что имеет и как этим владеет?

Когда берешься за новое дело, мало знать его содержание. Необходимо выбрать систему конкретных шагов для достижения своей цели.

Шаг первый. Комплексный подход, который формирует у учащегося целостное представление о географической картине мира.

Шаг второй. Необходимо учить детей приёмам работы с текстом. Если у ученика таких навыков нет, то большие объёмы параграфов просто не усваиваются, либо дети их вовсе не читают! Поэтому всю информацию необходимо группировать в четкие, лаконичные логические схемы. В результате материал лучше усваивается, дольше запоминается, а самое главное – систематизируется, «раскладывается по полочкам».

Шаг третий. Максимальная активизация обучения на уроках. Так, чтобы при выполнении домашнего задания оставалось только освежить в памяти или изучить самостоятельно лишь некоторые фрагменты. В этой связи на уроках не может быть незанятого работой ученика. Если один отвечает у доски, остальные на местах тоже выполняют свои задания, зная, что их работа обязательно будет оценена [2, с. 54].

Шаг четвертый. Постепенно по «кирпичикам» складывается система развивающего обучения, где всегда при изучении новой темы ставятся, во-первых, конкретные цели, чтоб ученики знали к чему стремиться. Во-вторых, необходимо учить детей слушать учителя и друг друга с максимальной концентрацией внимания. Для этого ученики должны получать специальные задания:

а) записать ответы на заранее поставленные вопросы;

б) во время ответа другого ученика весь класс готовится к анализу его ответа по определенному плану;

в) задать не менее трех вопросов выступающему ученику.

Эти приемы приучают учащихся к активному слушанию. В-третьих, весь материал на уроках изучается не только, и не столько ради содержания, а ради развития мыслительной деятельности школьников [3, с. 24]. Необходимо развивать гибкость ума, прививать потребность выделять главное в любом содержании, запоминать системно.

Шаг пятый. Путешествия как средство развития интереса к предмету. Как говориться, лучше один раз увидеть! А еще лучше – сочетать теоретические знания, полученные на уроках географии, с экскурсиями, походами, занятиями спелеологией, с туризмом, посещением музеев и с путешествиями.

Для развития интереса к своему предмету, а так же для социализации учащихся, в целях формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни через приобщение к активным и познавательным формам досуга в 2001 году я организовала в школе для своих учащихся «Клуб любителей путешествий». Клуб работает по авторской модульной программе культурологической направленности, и основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. [5, с. 13].

За годы учёбы в системе развивающего обучения у выпускников формируется ценностное отношение к знаниям, стремление расширять кругозор, потребность в активной мыслительной деятельности, умение учиться и активная жизненная позиция. А это – значимо!


Литература:

    1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1974.

    3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

    4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

    5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

4


Основные термины (генерируются автоматически): условиях резкого увеличения, развивающего обучения, резкого увеличения объёма, школьного образования, увеличения объёма знаний, собственной учебной деятельности, основам организации собственной, организации собственной учебной, средство развития интереса, здоровом образе жизни, учащихся комплексное представление, учащихся значимого ценностного, учащихся оптимальной совокупности, географическом образовании, учащихся «Клуб любителей, творческих способностей, ценностного отношения, Развивающее обучение, основам коммуникативных умений, учащихся потребности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle