Библиографическое описание:

Макеева И. А. Потенциал музея в реабилитационной работе с детьми-сиротами // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 96-99.

Различия в степени социальной дезадаптации детей-сирот, а также в уровне социальной опасности, исходящей от их семей, определяют характер работы, проводимой с ними в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детском доме).

Понятие реабилитация раскрывается через ключевые слова – восстановление, возрождение, формирование (не получивших развития в определенный возрастной период свойств, качеств, опыта). Социальная реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный, предполагающий нормализацию процесса социализации детей и социальный, направленный на сокращение численности групп риска, уменьшение резерва преступности несовершеннолетних.

Социальная реабилитация предполагает преодоление последствий психологической или моральной травмы, создание условий, гарантирующих ребенку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций. Отсюда вытекают конкретные задачи реабилитационной работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые можно обозначить следующим образом.

Во-первых, необходимо дать социально обездоленному ребенку качественное изменение условий жизни: перестроить его представление об окружающем мире, о среде обитания, достойной человека, об отношениях с людьми, показать подлинные ценности, преимущества здорового образа жизни, т.е. дать представления, отличные от всего того, что ребенок знал, испытывал в прежней семейной, социальной среде.

Во-вторых, снять остроту психического напряжения, освободить ребенка от психологических последствий депривации и жестокого обращения, провести первичную адаптацию в социально здоровой среде.

В-третьих, восстановить и содействовать дальнейшему формированию важнейших для социального развития детей видов активности: игровой, познавательной, преобразующей. Многие дети не пережили в семье игрового этапа, не освоили игру в качестве ведущего вида деятельности дошкольника, их игровой опыт беден и нередко носит искаженный характер. В реабилитационной работе с ними игра выступает и как терапевтическое средство, позволяющее осуществить коррекцию их разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной, опорно-двигательной сфер, и как средство социализации, позволяющее им осваивать различные социальные роли, овладевать опытом социального взаимодействия.

Неотъемлемой и органической частью реабилитационного процесса в образовательном учреждении для детей-сирот является привлечение детей к общественно полезному и производственному труду. Решение этой задачи связано с необходимостью формирования у воспитанников мотивации, связанной с жизненными планами, с перспективой, преодолевать свойственный многим детям социальный инфантилизм, чреватый в будущем необоснованными претензиями к обществу, иждивенчеством.

В-четвертых, необходимо восстановить социальное взаимодействие детей с окружающими. Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка, а социальная дезадаптация ведет к значительному срыву коммуникативной деятельности. Ребенок, у которого нарушены коммуникативные связи, постоянно находится в зоне эмоционального неблагополучия – плохо ему, плохо и тем, кто рядом с ним. Если не восстановить коммуникативные связи ребенка, усложняется и восстановление других видов деятельности – трудовой, познавательной, игровой, поскольку взаимодействие с людьми присутствует в каждом из них.

Наконец, в-пятых, важнейшей задачей социальной реабилитации является восстановление статуса ребенка в семье, оказание помощи ребенку и родителям в воссоединении, а если это невозможно, найти способ компенсации семейных связей, предоставить ребенку возможность обрести опыт семейной жизни в замещающей семье [1].

Реабилитационная работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется сегодня на основе охранно-защитной концепции. Современный подход ориентирован на меры гуманистического характера, которые могут гарантировать каждому ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Изменение парадигмы реабилитационной работы ведет за собой гуманизацию принципов, на которых они базируются.

1.Принцип сотрудничества детей и взрослых. Известно, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, однако нередко он не обладает необходимой готовностью к ней, что особенно ярко проявляется у детей, воспитывающихся в детском доме. Это объясняется тем, что ребенок, выросший в условиях социально-психологической депривации, был лишен не только необходимых для развития впечатлений, возможно­стей для познания мира, развивающей деятельности, но и важнейшего «социального фермента» — полноценного взаимодействия со взрослым наставником, заботливым и любящим.

Успешному сотрудничеству взрослых и детей способствует ряд условий. Во-первых, установление контактного взаимодействия, прохождение вместе с ребенком всех его стадий, что позволяет «пробиться» к воспитаннику, расположить его к согласованным действиям. Во-вторых, безусловное, безоценочное принятие ребенка всеми сотрудниками, проявление ими искренней удовлетворенности тем, что он оказался с ними под одной крышей, забота о его благополучии. В-третьих, демонстрация общего позитивного отношения к ребенку, испытывавшему до поступления в детский дом дефицит позитивной поддержки (его хвалили редко, если вообще поощряли). Поэтому так важно корректировать неправильные или неправомерные действия детей, постоян­но заботясь о том, чтобы недовольство взрослого какими-то действиями ребенка не подрывало в нем чувства уверенности в том, что это «част­ности», «отдельные случаи», а, в общем, отношение к нему позитивное. Это укрепляет у ребенка ощущение благополучия, помогает снять психологическое напряжение, пробудить доверие к окружающим, активизировать его готовность к общению со взрослыми, сотрудничеству с ними.

2. Принцип индивидуального подхода к ребенку. Судьба каждого воспитанника детского дома, система его социальных связей, уровень развития и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер. Полноценная реализация принципа индивидуального подхода в образовательном учреждении возможна в том случае, если сотрудники, говоря словами К. Д. Ушинского, знают ребенка во всех отношениях.

3. Принцип комплексного подхода в работе с детьми предполагает, чтобы все компоненты процесса социальной реаби­литации ребенка — задачи, содержание, методы и формы — были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе. Достигнуть этого можно, если под термином «комплексный подход» подразумевать не просто сумму параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка.

Спектр форм взаимодействия специалистов детского дома достаточно широк и разнообразен. Использование их в практике реабилитационной работы с детьми имеет двоякий ре­зультат: с одной стороны, оно ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста, с другой — позволяет обеспечить внутреннее единство, целостность реабилитационного процесса, придает ему большую эффективность и целеустремленность.

4. Принцип взаимодействия субъектов реабилитационной деятельности рассматривает взаимодействие не как самоцель, а как средство, которое усиливает эффект совокупной деятельности субъектов. Реализация принципа взаимодействия субъектов реабилитационной работы становится возможной при условии гуманизации отношений к ребенку всех субъектов системы реабилитации; использовании разных форм взаимодействия, повышающих его продуктивность, обеспечивающих всесторонний подход к профилактике и реабилитации [2].

В настоящее время в систему реабилитационной работы активно включаются учреждения культуры. В ряде музеев России, как столичных, так и региональных, накоплен позитивный опыт реализации социально ориентированных проектов работы с проблемными детьми. В частности, в музеях Санкт-Петербурга и Москвы реализуются программы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами искусства. На базе Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Вологодской области уже в течение 5 лет осуществляется деятельность с детьми из социально-неблагополучных семей, помещенных в социально-реабилитационные центры и детские дома. Однако, несмотря на колоссальный потенциал музеев в социально-педагогической деятельности, реабилитационной работе принципы и опыт работы с проблемными детьми пока не аккумулированы и не приведены в систему.

Музей как носитель историко-культурных ценно­стей обладает в глазах населения довольно высоким авторитетом, который неизменно повышается, если музейное учреждение не ограничивается рамками привычной деятельности и традиционной проблемати­кой, а становится динамичной структурой, способной отслеживать проблемы сегодняшнего дня и отвечать на острые вопросы. Проекты социальной направлен­ности меняют представление о роли музея, который перестает сопрягаться лишь с прошлым (музей — это отражение прошлого) и предстает в общественном сознании как фактор преобразования действительно­сти, превращаясь, из простого хранителя в конструктора будущего.

При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведо­мые ему функции: социального ориентирования, адап­тации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и повышая свой обще­ственный престиж. Музей становится тем пространством, где учреждения культуры, образования и социального обеспечения, объединив свои усилия, получа­ют успешный результат по социализации проблемных детей. Музейно-выставочные проекты социальной на­правленности дают посетителям шанс сопоставить свое восприятие реальности с восприятием окружаю­щих в более широком контексте. Следовательно, музей участвует в реализации важной задачи, осуществляя механизм обратной связи между человеком и обществом, между личным опытом и историческим знанием.

Основой методики работы с проблемными детьми в музее является осознание того, что и музейный па­мятник, и порожденный им образ заставляет юного посетителя эмоционально, духовно и интеллектуально взаимодействовать с ним. При этом взаимодействии музейный педагог создает условия для духовной суб­лимации тех потребностей, которые не могут зачастую быть удовлетворены в реальной жизни.

Одна из основных задач музея – помочь ребенку осознать, что культура это живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование [3]. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов. Поэтому обучение, воспитание, социальная адаптация должны быть составляющими музейных занятий, в ходе которых для музейного работника открываются возможности, совместно с детьми и подростками, размышлять о смысле жизни, сегодняшней реальности.

Музей должен стать для детей картиной мира, оставаясь одновременно и другой реальностью и другим пространством, диктующим особые условия по­ведения, которые должны осознаваться не как принуж­дение, а как правила игры. Музей дает личности ребенка, несмотря на существующие пробле­мы в его развитии и поведении, мощный импульс к восприятию чув­ственного мира, формирует новые знания, навыки и умения, создает благоприятные условия для включения механизма развития творческих сил личности, выявле­ния ее дополнительных ресурсов.

Реабилитационная работа с детьми в ходе реализации музейно-педагогической программы должна носить комплексный характер включать исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические – мастер-классы (мастерские) деятельность, которых направлена на приобщение детей к традиционным ремеслам – кружевоплетению, ткачеству, изготовлению фольклорных кукол, изделий из бересты и др.

Лекционные занятия должны проводиться в форме ярких, эмоциональных бесед сотрудников музея с детьми, что позволяет создавать непринужденную, комфортную атмосферу, выстраивать разговор с детьми на взаимопонимании, уважении, заинтересованности.

Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.

Помимо сохранения вещественных памятников прошлых эпох, музей активно развивает интерактивные формы деятельности – фольклорный театр, театрализованные экскурсии, имитационные игры, что позволяет активизировать детей, сделать их непосредственными участниками и соавторами происходящего.

Существующий опыт реализации музейно-педагогических социальных проектов показал, что музей способствует созидательной активности детей, является стимулом для творческого развития, расширения диапазона их интересов, гуманизации мыслей и поступков, следовательно, музей представляет собой специфическую социально-воспитательную среду, в которой может осуществляться реабилитация детей. Музейная среда обладает определенными характеристиками, способствующими решению задач реабилитации, способная создавать условия для коммуникации, взаимодействия, проявления индивидуальных способностей, снятия эмоционального напряжения.


Литература:
  1. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков – социальных сирот //Работник социальной службы.– 2002.– №3.– С.39-44.

  2. Нагаев В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.– 2001.– №3.– С.40-46.

  3. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века / Сост. и науч. ред Н.А.Никишин. – М.: Академия, 1999. – 218 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle