Библиографическое описание:

Мазурина М. А. Виртуальное рыночное пространство как площадка для рынков, стремящихся к симметричности информации // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.1. — С. 114-117.


Возрастающая роль информации, и ее материальной основы в информационной экономике вызвала к жизни принципиально новое явление – виртуальные рынки. Их существование стало возможным в связи с тем, что сеть Интернет предоставляет информационные и коммуникационные коммерческие услуги [3].

Предметом сделок виртуальных рынков являются как материальные, так и нематериальные товары и услуги (информационные услуги, объекты интеллектуальной собственности). В настоящее время все рыночное пространство можно разделить на «реальное рыночное пространство» (РРП), и «виртуальное рыночное пространство» (ВРП), функционирующее в условиях интерактивных информационных сетей. ВРП является, прежде всего, искусственно созданным рынком информации. В связи с разделением всего рыночного пространства на РРП и ВРП возникают следующие три вида взаимодействия между данными рыночными системами (в порядке увеличения в них «виртуальной» составляющей):

1. «Чистое» РРП. В данном случае ВРП фактически не используется вообще. Может наблюдаться лишь его косвенное влияние на бизнес, например в виде PR-воздействия через публикации в Интернете.

2. РРП с элементами ВРП. В данном случае деятельность в ВРП способствует повышению эффективности основного «оффлайнового» бизнеса. Информационные потоки ВРП влияют на рост эффективности продуктового предложения компании на реальном рынке.

3. «Чистое» ВРП. При этом достигается самостоятельный результат в ВРП (собственно «онлайновый» бизнес). Информация, циркулирующая в рыночном киберпространстве, может служить источником автономных (независимых от «оффлайновой» деятельности фирмы) конкурентных преимуществ. В данном случае информация является самостоятельным товаром, принимающим участие в товарно-денежном обороте на виртуальных рынках [5, с. 29].

Рассмотрим преимущества «чистого» виртуального рыночного пространства, применительно к сфере информационных услуг. Для этого необходимо ввести понятия «реальные информационные услуги» (традиционно лично предоставляемые услуги) и «виртуальные информационные услуги» (предоставляемые посредством электронных сетей, без участия человека).

Проблема разрыва между накапливаемой информацией и её использованием возникает, когда при наличии в обществе многих миллиардов документов, миллионов баз данных, человек не получает ответа на свой вопрос. Можно назвать разные причины:

  1. все возрастающий объем информации, с полной обработкой которой информационные центры не справляются;

  2. рассредоточенность (рассеяние) информации, что связано с множественностью её локализации (она возникает везде, где есть человек);

  3. низкий уровень технической оснащенности некоторых информационных учреждений, ведомственность;

  4. отсутствие координационной связи между национальными, отраслевыми, территориальными и международными информационными службами;

  5. недоступность накапливаемой информации для пользователей, слабая их информированность;

  6. недостаточное и неполное раскрытие документов (например, не расписываются сборники, труды и т. п.);

  7. низкая информационная культура пользователей (неумение сформулировать запрос, осуществлять поиск и др.) и недостаточная квалификация информационных работников;

  8. информационная опредмеченность в текстах, информация закодирована в информационных фондах, структуре документов, аббревиатурах и т. д.

Для облегчения поиска необходимой информации в обществе созданы специальные институты. Они накапливают информацию и предоставляют ее в соответствии с потребностями людей. Деятельность, которая обеспечивает удовлетворение информационных потребностей людей, есть информационное обслуживание (информационные услуги) [2, с. 18].

В информационном обслуживании как деятельности, предметом выступает запрос. Информационный запрос – это требование пользователя, предъявляемое в информационную службу, с целью получения информации.

В традиционном «реальном» информационном обслуживании участвуют субъекты двух типов: выполняющий общественно-полезную деятельность и удовлетворяющий свою потребность в ходе этой деятельности (учитель и ученик, продавец и покупатель, библиотекарь и читатель и т. п.).

В виртуальных сетях происходит замена информационного обслуживания, осуществляемого информационной службой, информационным самообслуживанием, выполняемым самим пользователем. В электронной среде пользователь, как правило, сам входит в информационные сети, уточняет свой запрос, используя разноуровневые программные меню, продумывает стратегию поиска, осуществляет поиск по разным признакам (библиографическим элементам, ключевым словам, индексам), идентифицирует свой запрос и те данные или документы, которые предлагает информационно-поисковая система, определяет релевантность, т. е. соответствие выдачи запросу, группирует полученные данные, документы и т.п. [2, с. 25].

Таким образом, в процессе предоставления виртуальных информационных услуг участвует только один человек – субъект, удовлетворяющий свою потребность в информации. В этой связи все более значимой становится высокая личная информационная культура (информационная компетентность) пользователя.

Субъект, предоставляющий информационные услуги, задействован, главным образом, в первом из трех блоков технологического цикла (подготовка к обслуживанию, процесс обслуживания, анализ обслуживания) – подготовке к обслуживанию. Подготовка включает в себя создание баз данных, программ для их накопления и обработки, удобного и понятного пользователям интерфейса поисковых программ и т. д. Анализ обслуживания зачастую автоматизирован: например, учитывается количество обращений на сервер информационной службы и к отдельным файлам, время работы на компьютере каждого клиента, объем считанной и записанной им информации и др.

Таким образом, в отличие от поставщиков реальных информационных услуг, сосредоточенных на непосредственном обслуживании запроса, поставщики виртуальных информационных услуг сосредоточены на накоплении информации и совершенствовании электронных систем доступа к ней.

М.Я. Дворкина выделяет основные виды информационных услуг, используя в качестве главного признака классификации предмет запроса пользователя:

  1. Документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио и видеокассетах, микрокартах и др.), в режиме реального времени (on-line), в режиме отложенного времени (через электронную почту), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал, МБА и т. п.), для постоянного пользования (копирование на разные носители текстов, продажа копий, электронная доставка документов – ЭДД).

  2. Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в том числе мультимедийным, гипермедийным, и отвечают на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-line и через электронную почту.

  3. Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы в режиме реального и отложенного времени.

  4. Ориентирующие (учебно-консультационные услуги) содействуют ознакомлению пользователей с возможностями доступа к информации устно, в режиме on-line и через электронную почту (консультация, семинар, лекция, экскурсия, компьютерные курсы и пр.).

  5. Исследовательские услуги (предоставление аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации и т. п.) доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере, в том числе через телекоммуникационные каналы.

  6. Организационно-вспомогательные услуги: распространение и прокат баз данных; организацию пунктов обслуживания; передачу факса; прием запросов по телефону, электронной почте; запись информации на дискеты или кассеты пользователей; переплетные работы и др. [2, с. 31].

Анализируя данную классификацию, можно заключить, что практически все виды реальных информационных услуг могут предоставляться в виртуальных сетях. Наиболее распространенными на виртуальных рынках являются справочные, консультационные и новостные информационные услуги.

Структура виртуальных рынков информационных услуг показана на таблице [4, с. 17].

Таблица 1. Структура виртуальных рынков по видам специализации.

Область рынка

Секторы рынка

Информация

Сектор деловой информации:

- биржевая и финансовая информация;

- экономическая социальная;

- статистическая информация;

- коммерческая информация;

- деловые новости

Сектор профессиональной информации:

- научно-техническая информация;

- профессиональная информация

Сектор потребительской информации:

- новости и литература;

- потребительская и развлекательная информация

Электронные сделки

- резервирование билетов и мест в гостиницах;

- электронные покупки;

- дилинговые операции;

- электронные банковские операции.

Электронные коммуникации

- электронная почта;

- сети передачи данных

В последнем десятилетии XX в. началась интеграция трех приведенных выше областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают.

Основными характеристиками виртуальных рынков являются:

  1. удаленность участников в пространстве друг от друга;

  2. круглосуточность;

  3. связь между участниками рынка через компьютерные сети;

  4. равный доступ к информации для всех участников;

  5. диалоговый режим общения;

  6. сведение к минимуму времени на совершение сделок и получения информации [4, с. 18].

Таким образом, виртуальные рынки информационных услуг преодолевают существенные недостатки реальных рынков в плане снижения неопределенности и более равномерного доступа к информации. Понятие симметричности информации означает равное распределение информации между участниками; прозрачность подразумевает открытость информации. Эти качества виртуальных рынков ставят барьер на пути монополизма. Виртуальное рыночное пространство существует в реальном масштабе времени, доступ к информации круглосуточный [3].

С появлением виртуальных рынков информационных услуг отпадает необходимость личного контакта потребителя с субъектом, предоставляющим информацию. Это особенно актуально для потребителей, проживающих далеко от учреждений сферы информационных услуг или не имеющих достаточно свободного времени для их посещения.

По своей сути, сектор виртуальных информационных услуг стремится к симметричности, равномерности доступа, но его ограничивают недостаточное распространение сети Интернет в России и невысокая информационная культура населения. Согласно обнародованным на сайте Фонда «Общественное мнение» результатам опроса, проведенного с участием 34 тыс. человек в 68 субъектов РФ, сегодня интернетом дома пользуются чуть более четверти россиян – 27%. При этом распространенность «домашнего интернета» заметно отличается от региона к региону. Так, в наиболее «продвинутых» в этом плане субъектах РФ – Москве и Санкт-Петербурге – она превышает 50%, а, например, в Мордовии составляет всего 11% [1].


Литература:

  1. Данные Фонда «Общественное Мнение». URL: http://www.fom.ru (дата обращения 03.02.2010).

  2. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход // МГУКИ. М., 2001. Вып. 11.

  3. Муравьев В. А. Информация в постиндустриальной экономике. URL: http:// www.vestnik.fa.ru (дата обращения 12.03.2010).

  4. Родионов И.И. Интернет, предприниматель, маркетинг. М., 1997.

  5. Таганов Д. Н. Значение виртуальных цепочек ценности в раскрытии новых рыночных возможностей // Маркетинг в России и за рубежом. М., 2004. № 6.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle