Библиографическое описание:

Селиванов И. Ю. Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 113-116.

В настоящее время, в педагогическом процессе подготовки менеджеров СКД в вузах культуры и искусств уделяется большое внимание развитию их управленческих качеств. Развитие стимулируется с помощью выполнения лабораторных работ в компьютерных классах и освоения менеджерами современных, тренировочных компьютерных программ. Такая практика достаточно широко распространена в мире.

Необходимо отметить, что согласно аналитическим данным Мичиганского университета опубликованным на официальном сайте в 2010г., отмечалось следующее: "закрепление управленческих навыков у менеджеров происходит значительно быстрее, если в процессе обучения используются современные компьютерные программы и программное обеспечение" [8]. Согласно проведенному исследованию, закрепление навыков в результате выполнения лабораторных работ в компьютерных классах происходит у 60% менеджеров, а при повторном выполнении заданий более чем у 80%. Как оказалось, этот результат практически в два раза превосходит традиционную теоретическую подготовку специалистов в лекционных классах.

Эффективность данного подхода обуславливается не только организацией учебного процесса, но и применением в нем современных педагогических методов обучения.

На сегодняшний день современной науке известно три общепринятых формы обучения, которые наиболее явно отражают суть взаимодействия преподавателя и ученика. К ним относятся: пассивные методы обучения, активные методы обучения и интерактивные методы обучения.

Пассивный метод можно охарактеризовать как форму взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных педагогическим установкам учителя.

Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторое преимущество. Таковым является относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести достаточно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этого преимущества, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам обучения.

Следует отметить, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самым распространенным видом пассивного урока можно считать - лекцию, так как она широко распространена в вузах.

Активный метод можно охарактеризовать как форму взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

Пассивные методы предполагают более авторитарный стиль взаимодействия, между тем, активные методы предполагают демократический стиль.

Многие современные исследователи между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на некоторую схожесть, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Они сочетают в себе использование современных технологических средств обучения: компьютерных программ и программного обеспечения, а также выполнение практических, самостоятельных заданий студентами, лабораторных работ на основе использования этих средств.

Интерактивный метод "Inter" - это взаимный, "act" - действовать - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, лабораторные работы, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Таким образом можно констатировать, что современные, интерактивные методы обучения являются передовой основой развития педагогических методов практического обучения.

Также следует отметить и инновационность интерактивных методов обучения, так как они опираются на современные информационные технологии.

Это очень важный аспект развития педагогической науки, так как интерактивные методы предполагают использование информационных технологий как в теории так и в практике. Таким образом формируется принципиально новый продукт обучения студентов, где главный фактор подготовки отводится формированию практических навыков, что приводит к повышению качества образования.

Однако, несмотря на преимущества интерактивных методов обучения, существуют большие сложности при внедрении их в учебный процесс в современных вузах.

Во многом, это связано с распространением информационных технологий, данная проблема особенно актуальна для России.

Интерактивные методы обучения можно эффективно использовать при подготовке менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств. Они позволяют развивать навыки работы со специальными компьютерными программами, помогают менеджеру социально-культурной деятельности следовать поставленным целям, которыми могут являться: определение внутрисистемных связей в проекте, классификация межгрупповых зависимостей между участниками проектной команды, координация исполнителей в едином временном графике и т.п.

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности основываются на использовании педагогом современных средств обучения. Необходимо отметить, что к ним относятся не только информационные, технические средства, но и форма проведения занятия. Здесь наблюдается определенный переход от лекции к лабораторным работам.

Однако, на наш взгляд, для более эффективного использования интерактивных методов обучения необходимо организовывать учебный процесс сочетая и теоретическую подготовку в лекционных классах с использованием интерактивных методов и практическую подготовку, подразумевающую выполнение учащимися лабораторных работ.

Таким образом, необходимо отметить, что для успешного использования интерактивных методов обучения в педагогическом процессе нужно совершенствовать форму обучения.


В этой связи, логичным будет являться создание специального учебного курса, сочетающего в себе использование интерактивных методов обучения на основе современных информационных технологий и оптимизационную программу подготовки учащихся. Основной особенностью такой программы должна быть форма обучения, предусматривающая локальную и дистанционную подготовку менеджеров с использованием современных технических средств.

Следовательно, учебные занятия лучше всего проводить в компьютерных классах, именно в той среде, где существуют оптимальные условия для выполнения лабораторных работ. В процессе обучения следует использовать сформированный учебный пакет, состоящий из нескольких компьютерных программ.

К каждой программе необходимо прилагать электронный учебный пакет лабораторных работ, с пояснениями и подробными инструкциями выполнения каждого задания, чтобы будущий менеджер СКД отрабатывал не просто функциональные навыки, но и самостоятельно усваивал технологию работы с лабораторными заданиями.

Контролировать результаты выполнения заданий можно, используя предлагаемый автором метод – (РКУ) расчет коэффициента успеваемости менеджеров СКД.

Данный метод был разработан исходя из сложностей оценки выполнения заданий менеджерами СКД в рамках экспериментального учебного курса в учреждении дополнительного образования "Триумвират" г. Москва.

Расчет коэффициента успеваемости можно применять для оценки выполнения менеджерами лабораторных работ. Приведем это на примере:

По формуле: К1ко = ФЧ (фактическая численность выполненных работ)

РЧ (расчетная численность выполненных работ)

К1ко = 1 (100%)


Пример: ФЧ = 5, лабораторных работ. Для получения аттестационного бала менеджеру СКД необходимо выполнить 10 лабораторных работ, таким образом - РЧ = 10.

К1ко = 5 = 0,5 (показатель 50 % прогресса менеджера СКД).

10

Теперь предположим, что менеджер выполнил 10 лабораторных работ из 10, таким образом получится следующее:

К1ко = 10 = 1 (показатель 100 % прогресса менеджера СКД).

10


Теперь приведем пример использования расчета коэффициента успеваемости для аттестации менеджеров СКД.

К2ко = ЧА (численность аттестованных менеджеров)

ФЧ (фактическая численность менеджеров)

Пример: ЧА = 10, ФЧ = 30.


К2ко = 10 = 0,33 (33% аттестованных менеджеров СКД)

30

Из примера видно, что 0,33 это показатель того, что группа менеджеров аттестована на 33%.

К2ко = 30 = 1 (100%) полная аттестация менеджеров СКД.

30

Приведем пример использование РКУ для аттестации групп:


К3ко = ЧАг (численность аттестованных групп)

ФЧг (фактическая численность)


Пример: ЧАг = 7, ФЧг = 10


К3ко = 7 = 0,7 (70%)

10


К3ко = 10 = 1 (100%)

10


Метод РКУ можно использовать для оценки успеваемости отдельно взятого менеджера, группы или групп, с его помощью можно осуществлять контроль за выполнения менеджерами лабораторных работ в рамках учебного курса.

Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять интерактивные методы обучения в педагогическом процессе, так как существуют возможности для организации формы обучения и инструментарий для оценки результатов.

На основе анализа теории и практики использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, мы пришли к ряду выводов:

во-первых, интерактивные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;

во-вторых, интерактивные методы обучения можно использовать для подготовки менеджеров СКД более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах и оптимизационной форме обучения;

в-третьих, необходимость использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.


Литература:

1. Жарков. А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность-М.: «ИНФРА-М», 1998.

2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского-СПб: "Питер", 2004.

3. Рэнделл Р, Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту-М.: Альпина Паблишер, 2002.

4. Суминова Т.Н. Проблемы информационных ресурсов сферы искусства в контексте формирования открытого информационного общества-М.: МГУКИ, 2000.

5. Чижиков В.М. Досуг на пороге новой культурной формации. // Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра: Сборник науч.трудов. - М.: МГУК, 1997.

6. Чижиков В.М, Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник.-М. МГУКИ, 2008.5.

7. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография.-М.: МГУКИ, 2000.

8. Официальный сайт Мичиганского Государственного Университета

URL: http://www.umich.edu/ (Дата обращения: 07.02.2010).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle