Библиографическое описание:

Ефимова Н. С. Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя) // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 52-56.

Проблемы здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования. Актуальность исследования обусловлена обострившимися на современном этапе взаимосвязанными противоречиями: между требованиями к обеспечению безопасности образовательной среды как фактору национальной безопасности и реальным состоянием отечественного образования, не обеспечивающим эту безопасность.

В общей теории безопасности государства, различных научных трудах и научно-исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «система безопасности», «методы обеспечения безопасности». Под безопасностью мы понимаем сочетание внутренних и внешних факторов, способствующих сохранению полноценной способности человека, общества, государства функционировать и развиваться. &#;1. , С. 13&#;

В последнее десятилетие внимание отечественных и зарубежных ученых было акцентировано на исследованиях, посвященных психологической безопасности образовательной среды (R. Sautter, 1995; J. Hathaway, 1996; C. Caty, 1998; Т.С. Кабаченко, 2000; И.А. Баева, 2002; Н.Г. Рассоха, 2005; И.В. Абакумова, Т.В. Богуцкая, В.В. Суприянов, 2007 и др.). Собственные эмпирические исследования автора, проведенные в школах г. Москвы и Московской области, показали, что школьники в качестве ключевой фигуры от которой исходит формируемое у них чувство безопасности или опасности выделяют учителя (диаграмма 1).

Врезка1

Диаграмма 1. Определение школьниками безопасных характеристик образовательного пространства

В исследовании приняли участие школьники с 6 по 10 классы, всего 1020 учащихся. Анализ полученных данных показывает, что большая их часть отражает связь профессиональной деятельности педагога с отдельными его личностными характеристиками. В таблице 1 обобщены результаты, выделенных учащимися характеристик безопасной школьной среды. Данные характеристики были ранжированы по частоте встречаемой характеристики (количество выборов); представлена доля выборов, т.е. сколько учащихся выбираю данную характеристику (общая выборка 1040 школьников составило 100%); выбранная характеристика была отнесена к определенному типу: среда – СР, педагог – П, ученик –У, взаимодействие педагога с учеником – П-У.

Таблица 1.

Тип хар-ки

Характеристики

Количество выборов

Доля выбора
%

1

П

Уравновешенность

1036

99

2

П

Доверие

874

84

3

П

Справедливость

868

83

4

П

Отзывчивость

796

76

5

П

Доброжелательность

766

73

6

П

Внимательность, поддержка, помощь

746

71

7

П

Уважение

730

70

8

П-У

Творческая атмосфера на уроке

724

69

9

П

Компетентность учителя

662

63

10

У

Дружелюбие учеников

594

57

11

СР

Большие учебные нагрузки

544

52

12

П

Открытость

476

45

13

У

Уравновешенность учеников

466

44

14

П-У

Сотрудничество учителя и ученика

428

41

15

П

Толерантность

418

40

16

П

Эмпатийность

348

33

17

СР

Хорошая материальная база школы

284

27

18

П-У

Побуждение к знаниям через интерес, заинтересованность учеников на уроке

238

22

19

У

Национальная толерантность среди учеников

194

18

20

У

Хорошее отношение одноклассников

126

12

21

П-У

Хорошая дисциплина на уроке

126

12

22

У

Тактичный учитель

112

10

23

У

Веселый учитель, с чувством юмора

112

10

24

СР

Удобное расписание

98

9

25

СР

Хорошая еда в столовой

98

9

26

П

Приятная внешность учителя

82

7

27

У

Дружба учеников

82

7

28

П-У

Получение положительных эмоций

82

7

29

СР

Наличие кружков по интересам

68

6


Перспективным направлением решения проблемы создания условий, обеспечивающих безопасную профессиональную деятельность педагога, может служить интеграция идей модели профессионального развития, разработанной Л.М. Митиной. Данная модель неслучайно получила широкое признание и распространение, поскольку она характеризует конструктивный путь личности в профессии, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста. Л.М. Митиной предложены возможности коррекции модели профессиональной жизнедеятельности педагога, которые будучи соответствующим образом переработаны, могут послужить также основой для построения модели психологической безопасности личности педагога.

Психологическая безопасность личности – структурированная социальная реальность, которая не является простым результатом процессов, а содержит структурирующие элементы, способствующие специальным изменениям. Структуру и содержание психологической безопасности личности мы рассматриваем в рамках единого системно-структурного подхода.

Наиболее существенное развитие структурная теория личности получила в работах Б. Г. Ананьева, Г. А. Ковалева, B. C. Мерлина, К. К. Платонова, Л. М. Митиной и др. В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания. К. К. Платонов выдвинул идею иерархического построения структуры личности. B. C. Мерлина считает, что в качестве исходных элементов структуры личности должны выступать ее свойства, поэтому под структурой личности следует понимать связь, организацию свойств личности. При описании структурных моделей личности в трудах Б. Г. Ананьева и Г. А. Ковалева использован принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон.

В основу построения нашей концепции структурно-иереархической модели личности педагога (учителя), обеспечивающего психологическую безопасность учащихся, положены следующие принципы:

- личность понимается как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов;

- принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон личности;

- профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.

В начале определения компонентов, вошедших в состав структурно-иерархической модели личности, мы опирались на концепцию профессионального развития личности. Многочисленные исследования, проведенные под руководством Митиной Л.М. (1994-2010), дали возможность выделить и описать интегральные характеристики труда учителя: педагогическая направленность, педагогическая компетентность, педагогическая гибкость, которые по существу являются интегральными характеристиками личности учителя, обусловливающими эффективность педагогического труда в целом. &#;2, С. 61&#;.

И. А. Баева и сотрудники лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А. И. Герцена рассматривают структуру психологии безопасности в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. «Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность личности отражается в переживаниях личности защищенности/ незащищенности в конкретной жизненной ситуации» &#;3, С. 6&#;.

При определении психологической безопасности личности И. А. Баева акцентирует внимание на такой характеристике, как «устойчивость личности». «Устойчивость» нами (Митина Л.М., Ефимова Н.С.) рассматривается, как одна из характеристик гибкости. Для выбора соответствующей модели действий адекватной нестандартной ситуации, только «устойчивости» недостаточно – необходимы характеристики «вариативности», которые позволяют быстро перестраиваться адекватно возникшей ситуации. &#;4&#;

Основываясь на теоретическом анализе и экспериментальных исследованиях личности педагога, установлено, что к качествам, составляющим внутренние условия психологической безопасности, принадлежат темпераментально-характерологические интегральные характеристики: они взаимодействуют друг с другом в структуре личности. Важным условием психологической безопасности педагога является готовность к безопасному взаимодействию (педагогическому общению) и безопасной профессиональной (педагогической) деятельности. Особо нами выделяется направленность педагога на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности. Данная направленность рассматривается как принцип «не навреди» в связи с профессиональной деятельностью педагогов.

Как мы уже упоминали ранее, особое место в структуре личности занимает характеристика устойчивости, которую мы рассматриваем как одну из составляющих гибкости. Основываясь на исследования (Митина Л.М., Вачков И.С., Асмоковец Е.С, Аветисян К.А., Ефимова Н.С.), нами проанализирована структура педагогической гибкости. Педагогическая гибкость представляет сочетание определенных характерологических свойств, объединенных внутренними взаимосвязями в блоки: интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая стабильность (устойчивость) и вариативность (экспрессивность).

Личностные характеристики вариативности позволяют быстро перестраиваться, адекватно ситуации проявлять свое эмоциональное состояние, менять свое поведение в зависимости от условий, т.е. вариативность обеспечивает своевременный отказ от неэффективных идей, поиск нового решения, позитивную эмоциональную экспрессивность и социальную смелость, и артистизм в ролевом поведении. Однако только характеристики вариативности не позволят личности доводить намеченные задачи до логического завершения, поэтому для их уравновешивания необходимы личностные характеристики стабильности (устойчивости).

Среди основных личностных характеристик стабильности (устойчивости) в интеллектуальной сфере можно выделить самостоятельность мышления, устойчивые познавательные потребности, в эмоциональной сфере – это отсутствие склонности к переживаниям страха и гнева, в поведенческой сфере – социальная нормативность поведения. В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает особое значение: она может выполнять две функции. Во-первых, высокий уровень эмоциональной устойчивости сохраняет необходимую для профессиональной деятельности педагога благоприятную психологическую атмосферу, интеллектуальная – самостоятельность и устойчивость познавательной потребности, поведенческая – социальную нормативность поведения. Во-вторых, эмоциональная устойчивость сохраняет психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса, т.е. обеспечивает психологическую безопасность.

Таким образом, гибкость как интегральная характеристика личности педагога обеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных и жизненных проблем в разнообразных условиях образовательной среды.

Современные проблемы общества, связанные с увеличением социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей, подростков, юношества ставят педагогов перед необходимостью овладения компетенцией в области социальной и психологической безопасности. Данная компетенция является необходимым компонентом педагогической компетентности и обуславливает адекватность поведения в профессиональной деятельности, сохранение и укрепление психического здоровья учителя.

На основе полученных в ходе экспериментального исследования личностных характеристик учителя нами была разработана и представлена структурно-иерархическая модель личности педагога, обеспечивающего психологическую безопасность учащихся (схема 1).

Врезка3Врезка4Врезка2



Врезка5


Врезка6



Врезка7



Врезка8



Врезка9


Врезка10



Схема 1. Структурно-иерархическая модель личности (педагога)

В результате мы можем сформулировать следующее определение психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности педагога проявляется: в направленности его на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности; психологической и социальной компетентности в области безопасности; в способности личности с одной стороны сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям; с другой стороны проявлять эмоциональную экспрессивность, интеллектуальную, поведенческую вариативность, определяющую оптимальную позицию субъекта в данных средовых условиях.

Результаты, проведенных психологических практикумов для учителей Москвы и Московской области показали, что психологическим условием, обеспечивающим повышение уровня психологической безопасности личности, является развитие самосознания, включающее самопознание (безопасный тип личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние).

Безопасность можно рассматривать на разных уровнях: индивидуальную безопасность человека, безопасность общества и семьи (как ячейки общества), государственную безопасность, планетарную безопасность. Человек как субъект безопасности может стать и организатором, и разрушителем, как собственной, так и общественной, государственной безопасности и даже поставить под угрозу существования нашу планету. Психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развитие социально и психологически здоровой личности.

Литература:

  1. Ефимова Н. С. Безопасность человека: психологический аспект. Монография. М.: Изд. центр РХТУ, 2009. – 156 с.

  2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 320 с.

  3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ под ред. И.А. Баевой. – СПб: Речь, 2006. – 288 с.

  4. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: МПСИ: Флинта, 2003 – 144 с.

Врезка11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle