Библиографическое описание:

Гранкина Л. Н. Соотношение знания и фантазии у детей школьного возраста на уроках ИЗО // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 80-82.

Рисунок играет огромную роль в передаче человеком своих знаний, представлений, чувств разнообразное назначение рисунка в жизни определяет разный его характер, но в то же время важным и основным качеством является универсальность его языка. Этому служит предметная конкретность его формы отражения действительности, которой и должен овладеть учащейся в школе в доступном ему объеме.

Рисование играет ведущую роль в знаниях изобразительным искусством в школе. Оно является основой разных видов изобразительной деятельности – в работе над гравюрой, в области декоративного искусства, в художественном конструировании и т. д. Недооценка развития умения и навыков в рисовании с натуры, по памяти и представлению, которая в настоящие время проявляется в практике, заметно ограничивает возможности детей не только передавать свое восприятие действительности, но и образы фантазии, выражать свой внутренний мир - выражать себя.

При любом понимании жизненно-практического назначения рисунка, целей и задач обучения ему в школе, очевидно, что обучение должно включать две обязательные стороны: овладение учащимися накопительным опытом реалистического изображения, его основ и умение творчески применять эти основы в разнообразной деятельности. Полноценный процесс овладения той и другой стороной включает эстетическое воспитание и творческое развитие учащихся на протяжении всего курса обучения рисунку.

В понимании вопросов связи обучения рисованию с творческой работой детей в занятиях по рисунку явно обнаруживались разные точки зрения. Например, широко распространено убеждение, что творческая работа учащихся, в частности, выполнение рисунка на темы, должна строиться только на приобретенном ими умении грамотного изображения отдельных предметов. В этих взглядах выявляется утверждение: прежде- грамотность, а потом-творчество. Эту точку зрения можно проследить в программах и методических пособиях прошлых лет. Она отчетливо выявлялась в практике отдельных методистов и учителей в 40-50-х годах. Наряду с этой крайней точкой зрения в тот же период и в настоящее время существовало и существует совершенно противоположное утверждение, что способности к изобразительному творчеству у детей обнаруживаются и развиваются независимо от обучения. Художниками, искусствоведами, воспитателями высказываются мнения о том, что обучение основам грамотного изображения становится сухим, мертвым и скучным.

В той и другой точке зрения обучение и развитие творчества детей рассматривается, как совершено самостоятельные процессы, механически соединяющиеся на отдельных этапах их изобразительной деятельности. Этот разрыв и приводит к неудовлетворительным результатам, вызывающим споры и доказательства, опирающиеся на практический материал работы школ. Утверждению творческого начала в программах по рисованию уже многие годы призваны служить такие ее разделы, как тематическое и декоративное рисование. Колебание в сторону увеличения или уменьшения часов на эти разделы обычно отражает отношение составителей программ к вопросам творчества. Но опыт школьной работы показывает, что данные разделы программы, разнообразие предлагаемых тем не могут изменить общего характера процесса рисования, если развитие творчества, творческих способностей детей не станет органической частью всего учебного процесса.

Наиболее ясно и отчетливо о механизме творческой деятельности сказано Л.С. Выготским. «…Система изобразительных задач, поставленных перед ребенком, должна включать основные законы изображения и лучшие традиции реалистического мирового искусства». Он отмечает сложность этого процесса, значение жизненного опыта, на основании которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. «Ребенок накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия». В творческой переработке этого материала важнейшими составными частями являются «диссоциации и ассоциации воспринятых впечатлений». Выготский указывает на важность умения выделять отдельные черты сложного целого, а затем изменять эти диссоциированные элементы. «Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов».

Завершение этого круга связано с процессом воплощения творческого воображения в деятельности, в данном случае в рисунке.

Выготский дает ответ на вопрос об угасании детского творчества к подростковому возрасту, который волнует современных педагов. « Это охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только или при благоприятных внешних стимулах, как например, преподавание рисования в школе, художественные образцы дома, или при специальном даровании к этому виду творчества.

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что не все методы преподавания приносят положительный результат Л.С. Выготский в общей форме даст ответ и на этот вопрос. Рассматривая развитие изобразительной деятельности детей от младшего возраста к подростковому, он говорит: «Мы видим, таким образом, проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там , где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и дать ребенку то, чего мы вправе от него ожидать. Возникает вопрос: может быть , глубоко почувствовать детскую природу, самому эмоционально пережить даваемые учащимся задания, чтобы «заразить» ими учащихся, способен не всякий учитель, так как это- тоже творческий процесс и он не распространим на массовое обучение? Опыт показывает, что этим процессом может овладеть каждый грамотный в области изобразительного искусства учитель. Но как мы понимаем грамотность изображения? Является ли она только усвоением техники рисунка, строгих канонов системы изображения, выработанных какой-либо определенной художественной школой , или убедительным, но в то же время индивидуальным отражением его знаний, представлений о действительности, чувств, вызванных ею? Убедительность изображения, а следовательно, и его грамотность основываются на передаче объективных черт действительности более или менее полно, в зависимости от задач изображения и возможностей учащихся.

Очевидно, такое понимание грамотности изображения, как это показано в первом случае, снимает возможность творческой работы учащихся над изображением. Каноническое освоение изобразительных средств отодвигает на задний план вопросы личного, индивидуального восприятия действительности. Техника изображения, диктуемая той или другой школой, направляет восприятие и чувства учащихся. Действительность как источник познания, а следовательно, и изображения, отодвигается на второй план. Поэтому и рисунок становится мертвым, принимает форму трафарета, схемы.

Иначе и не может быть, так как ребенок начинает говорить чуждым ему языком.

Второй поход к вопросу о грамотности изображения раскрывает перед педагогами и учащимися большие возможности творческой работы, развития их способностей. Значит ли это, что учащийся решает какие-то совершенно новые, до него никем не решенные задачи? Очевидно, нет. Ему предстоит пройти сложный путь открытий, которые до него проделывались неоднократно. Учитель проводит его к этим открытиям, дающим радость переживания вызванного убедительной передачей в рисунке действительности – строения, пропорций предметов, иллюзии прорыва им плоскости, успеха в передаче глубины, светотени, цвета и тд. Рисующий обычно видит в своем рисунке больше, чем ему удалось убедить в этом зрителя, и тем не менее самые незначительные победы в самостоятельном отражении в рисунке своих знаний и представлений толкают к новым исканиям, новым открытиям и утверждениям, т. е. к творчеству. Руководить этим процессом значительно труднее, чем дать учащимся готовую схему, по которой выполняется рисунок.

Таким образом, спецификой творческого процесса рисования является передача рисующим своего конкретного восприятия, представления предметов действительности или образов фантазии. Решение этой задачи на протяжении всего курса обучения связано с тем, чтобы пластическое, пространственно- объемное разнообразие мира, которое мы воспринимаем своими чувствами и постигаем мыслью, передавать на плоскости листа. Поэтому, как правило, отмечают многие методисты и учителя, необходимы с самого начала обучать «видеть», понимать и изображать виденное. Это общее определение на протяжении истории и в настоящее время наполнялось совершенно разными конкретным содержанием, начиная от узоров в таблицах и кончая умением видеть и изображать действительность во всей ее сложности. А чтобы это осуществить, нужно развивать глазомер, наблюдательность, технику, вкус. Процесс рисования - это выработка у учащихся определенных качеств, т.е. способностей, как бы ограниченно они ни понимались в отдельных случаях, как, например, в приведенной рекомендации (глазомер, наблюдательность, техника, вкус).

Одним из основных вопросов в развитии творчества детей в процессе обучения является самостоятельность отражения своих знаний и представлений. Но самостоятельность не стихийная, а направляемая учителем, так как в каждом задании рисующий решает поставленную перед ним изобразительную задачу. ( Система изобразительных задач, поставленных перед ребенком, должна включать основные законы изображения и лучшие традиции реалистического искусства.) Эта самостоятельность вызывается потребностью человека в утверждении и выражении своего «я».

Вопрос самостоятельности выполнения учащимися рисунка не новый. Утверждение этого педагогического принципа в работе детей над рисунком в методической литературе существует уже давно. В то же время во многих методических пособиях нашего времени все указания сводятся к ограниченным канонам последовательности выполнения рисунков. Выработка таких узких умений и навыков изображения, особенно на ранних этапах обучения в школе, подавляет возможности индивидуального проявления ребенка в рисовании. Потребность детей в изобразительном творчестве остается неудовлетворенной. Поскольку стимулом творчества ребенка является его стремление передать сложный мир, в котором он живет, так, как он его понимает и чувствует, то и опорой изображения должно быть активное зрительное и свойственное ребенку восприятие действительности, а не каноническое построение рисунка по заданной и часто чуждой ему схеме изображения. Задача учителя повышать активность и эмоциональность такого восприятия, делать его целенаправленным и содержательным. Овладение средствами изображения, развитие умений и навыков в этом случае очень важны, но они являются следствием процесса познания мира. Педагогическое решение этой задачи определяет связь двух коренных вопросов учебного предмета: развитие навыков убедительного изображения и возможности художественно-образного отражения действительности, фантазии.

Таким образом, овладение изображением, ясным и убедительным, на всех этапах обучения неразрывно связано с подведением учащихся к восприятию глубокому, полному, проникающему в существо изображаемого явления, предмета, события. Без решения этой задачи процесс обучения может быть сведен к поверхностному заучиванию в одних случаях классических, а в других модных, но быстро изживающих себя приемов изображения. Только проникновение в существо изображаемого может подвести учащихся к осознанному поиску изобразительных средств. Это путь к взволнованному, активному изображению, в основе которого лежат элементы художественного образа. Рисунки учащихся могут быть различны по характеру и уровню выполнения, так как та или иная полнота образного изображения зависит не только от характера изображаемых объектов и доступности убедительной передачи их, но и от особенности и возможностей учащихся от их одаренности и подготовки, от того, каковы условия работы- материальная база, эстетическая культура учителя, направляющего процесс учащихся.

Ясно только одно, что в таком руководстве взаимосвязь грамотного изображения и художественно-образного отражения действительности развивается в органическом единстве, что и создает условия гармонического развития личности ребенка и вооружает его очень важным средством общения – изобразительными умениями и навыками в передаче своих знаний о мире, представлений и чувств.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle