Библиографическое описание:

Бородачев С. А. Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 75-77.

В работах Бондыревой С.К., Вульфова Б.З., Пидкасистого П.И., Слободчикова В.И. и других понятие образовательное пространство вуза рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов – субъектов учебного процесса, информационно-образовательных сред и образовательных процессов [2, с. 67]. Эти авторы разграничивают понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» («информационно-образовательная среда»), рассматривая образовательную среду как составную часть образовательного пространства. В рамках такого подхода представляется возможным выделить специфику образовательного пространства различных видов вузов (педагогический вуз, технический вуз, медицинский вуз и т.п.). Особенности образовательного пространства педагогического вуза обусловлены организационными и коммуникативными особенностями педагогического вуза (работы Аксянова И.М., Бондыревой С.К., Каракозова С.Д., Кузнецова А.А. и других). К ним относятся преемственность и непрерывность среднего профессионального и высшего профессионального педагогического образования, возможность получения очного и заочного педагогического образования, нахождение обучаемых в роли преподавателя в период прохождения производственной практики [2].

Нами было отмечено [1], что на современном этапе интеграции технологий дистанционного обучения в образовательное пространство педагогического вуза возникла интегрированная система организации процесса обучения, технологически основывающаяся на использовании электронных форм обучения. Такая система организации учебного процесса получила название электронного обучения. В дистанционном обучении педагогическое взаимодействие полностью опосредовано электронными средствами обучения. Электронное обучение предусматривает, наряду с наличием полностью опосредованного педагогического взаимодействия, сохранение традиционного, непосредственного межличностного взаимодействия между субъектами учебного процесса.

Ряд авторов (Сухомлин В.А., Якушин А.В. и другие) придерживается технологического подхода к определению понятия «электронное обучение», которое рассматривается вне контекста понятия «дистанционное обучение» и понимается как программная система, предназначенная для электронной поддержки традиционного процесса обучения. Такое понимание термина «электронное обучение» как программно-технического средства обучения не позволяет осуществить дифференциацию педагогического взаимодействия по уровням опосредованности, не предусматривает необходимости разработки новых методик обучения, повышающих коммуникативный потенциал электронного образовательного пространства педагогического вуза, и ограничивает процесс внедрения электронного обучения в вузе только интеграцией образовательного ресурса с программной системой по определенным стандартам представления учебного контента (разработка и внедрение этих стандартов является актуальной инженерной задачей, но не имеет отношения к научным исследованиям по педагогическим наукам).

Организация в педагогическом вузе электронного обучения, выбранного нами в качестве коммуникационного базиса для образовательного пространства педагогического вуза, требует использования развитых специализированных программных систем, позволяющих создавать и поддерживать дистанционные курсы. Наиболее распространенными программными системами электронного обучения WebCT, Black Board, Learning Space, Moodle, Learn eXact, Прометей [1]. По функциональным возможностям эти системы являются однородными – они включают подсистемы управления контентом (информационные «пассивные» ресурсы и интерактивные ресурсы) и управления обучением (возможности настройки электронной рейтинговой системы, реализация групповой формы обучения и методик «портфель ученика», «черный ящик» и др.). Отличия между этими программными средствами заключаются в названии, интерфейсе, условиях приобретения и поддержки.

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого осуществлено внедрение программной системы электронного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения). Moodle является бесплатной и открытой системой управления обучением, ориентированной на организацию взаимодействия между преподавателем и обучаемым в образовательном пространстве педагогического вуза. Она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет осуществлять настройку системы управления обучением в соответствии с особенностями конкретного вуза.

Внедрение электронного обучения в учебный процесс педагогического вуза привело к изменению содержания обучения, методов и организационных форм учебной работы. Эти изменения отразились и на методиках преподавания дисциплин информационного цикла.

Используя коммуникативный подход к образовательному пространству педагогического вуза, будем рассматривать образовательное пространство как сложную систему взаимодействия между обучаемыми, преподавателями, учебно-методическим контентом, образовательным ресурсом, дидактическими теориями, общими и частными методиками обучения различным дисциплинам высшего педагогического образования, программно-техническим инструментарием. В этой системе коммуникативные связи устанавливаются между различными комбинациями участников взаимодействия в образовательном пространстве.

Коммуникативный подход к образовательному пространству позволяет обобщить и реструктурировать систему взаимодействия. Выделим следующие уровни образовательного пространства: педагогический, информационный и электронный.

Педагогический уровень отвечает за реализацию традиционных психолого-педагогических требованием к организации обучения в педагогическом вузе и общеметодических требований к изучению отдельных учебных дисциплин. Информационный уровень отвечает за выполнение обусловленных компьютеризацией частнометодических требований при работе с образовательным ресурсом и характеризует процесс накопления, сопровождения и управления образовательным контентом. Электронный уровень характеризует обусловленное информатизацией образования взаимодействие субъектов учебного процесса с образовательным ресурсом на базе различного программно-технического инструментария.

Взаимодействие между субъектами учебного процесса в образовательном пространстве педагогического вуза обеспечивается средствами компьютерно-опосредованной коммуникации, реализующими коммуникативные модели. Проведем классификацию моделей педагогической коммуникации.

По уровню опосредованности педагогического взаимодействия в электронном образовательном пространстве вуза нами [1] выделяются модели:

1) заочной коммуникации;

2) асинхронной коммуникации;

3) синхронной коммуникации.

Эти модели реализуются следующими видами коммуникации:

  • один к одному – на уровнях «преподаватель-обучаемый», «обучаемый-обучаемый», «обучаемый-технология», «преподаватель-технология»;

  • один ко многим – на уровнях «преподаватель-группа обучаемых», «обучаемый-группа обучаемых», «технология-группа обучаемых», «обучаемый-группа технологий»;

  • много ко многим – на уровнях «группа обучаемых-группа обучаемых», «группа обучаемых-преподаватели курса».

Модель заочной коммуникации осуществляется средствами технологии мультимедиа на уровне «один к одному». Она предусматривает взаимодействие без использования средств коммуникации образовательного пространства педагогического вуза и реализуется в очной форме обучения.

Модель асинхронной коммуникации предполагает опосредованное удаленным образовательным ресурсом взаимодействие между субъектами учебного процесса на уровне «один ко многим».

Модель синхронной коммуникации предусматривает опосредованное удаленным образовательным ресурсом педагогическое взаимодействие между субъектами учебного процесса на уровне «много ко многим».

Отношения между субъектами учебного процесса (преподаватель и обучаемый) и информационным ресурсом характеризуются состоянием коммуникации. Нами на основе анализа литературы [4] выделены следующие основные параметры коммуникации:

  • время коммуникации;

  • состояние доминирования в процессе комму­никации.

Время коммуникации отражает вре­менной интервал, в течение которого образовательное пространство вуза обеспечивает качественное взаимодействие обучаемого с информационным ресурсом. Качество взаимодействия характеризуется значимостью учебных действий, выполняемых обучаемым, для развития компетенций.

Направление информационного потока оп­ределяет состояние доминирования, при котором одни субъекты учебного процесса является доминирующим, а другие – рецептивными [4]. Доминирующий субъект определяет движение информации в образовательном пространстве вуза. Рецептивный субъект подчиняется заданному направлению информационного потока.

Состояние доминирования можно охарактеризовать уровнем доми­нирования, представляемым как разность между объемом передавае­мой информации и объемом полученной информации в единицу времени:

У доминирующего субъекта уровень доминирования имеет положи­тельный знак, у рецептивного субъекта – отрицательный. При О наступает возможность смены направления движения ин­формации (изменение знака доминирования).

При организации коммуникации в образовательном пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения появляется возможность нахождения обучаемого в состоянии доминирования. Основными методическими средствами формирования и поддержки состояния доминирования являются:

  • организация целенаправленной самостоятельной работы;

  • осуществление педагогической коммуникации на уровнях «один ко многим» и «много ко многим».

Нами принята информационная модель коммуникации в образовательном пространстве педагогического вуза [3]:

S = < еi…en, Beij…Benm, К>,
где

S – модель коммуникации в виде графа состояний;

еi – коммуникант (индекс i отвечает за номер состояния);

Bеij – база коммуниканта (индекс j отвечает за номер базы);

К – система взаимодействия между коммуникантами и их базами (методический интерфейс).

Под коммуникантами нами понимаются субъекты учебного процесса, использующие инструментальные средства программных систем электронного обучения для взаимодействия с информационным ресурсом.

Базы коммуникантов рассматриваются нами как компетенции обучаемых в различных образовательных областях.

Методический интерфейс реализуется средствами коммуникации в программной системе электронного обучения, включающей в себя средства управления контентом и управления обучением.

Теоретические положения по коммуникации в образовательном пространстве педагогического вуза были использованы при разработке и апробации частной методики обучения коммуникационным технологиям в рамках диссертационного исследования в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого [1].


Литература

  1. Бородачев С.А. Обучение коммуникационным технологиям в электронном образовательном пространстве педагогического вуза: автореферат дисс. … канд. пед. н. – Санкт-Петербург, 2010. – 23 с.

  2. Гусинский, Э.Н. Современные образовательные теории: Учеб.-метод. пособие для вузов / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. – 256 с.  

  3. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие. – В 3 кн. – Книга 3: Системы управления организацией. – М.: «Омега-Л», 2003. – 189 с.

  4. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. − Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 135 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle