Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Ш. А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних учащихся / Ш. А. Абдуллаева, Ш. А. Абдусаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56101/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена вопросам совершенствования механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, которая является актуальной и социально значимой задачей, стоящей перед человечеством.

Ключевые слова: профилактика, механизм, личность ученика, реабилитация, правонарушения, снижение преступности.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом, является поиск инновационных путей и методов снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних учащихся, совершенствование механизмов эффективности профилактической и реабилитационной работы. Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы в республике Узбекистан заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе, создали достойные условия жизни для населения и реализации созидательного потенциала граждан. Однако в некоторых регионах республики наблюдается проявление преступности, наркомании, прослеживается тенденция увеличения числа учащихся с девиантным поведением. Отклонения в поведении учащихся результат социально–экономической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Эти и другие вопросы вызывают живой интерес у психологов, врачей, педагогов, социологов, работников правоохранительных органов.

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от норм поведения подростков и юношей роль учебных и внеучебных, учреждений. Ошибки и недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности юношей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношение школьников и студентов к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков и юношей, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к учебному заведению, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, группой, учителями, родителями. Подростки, юноши постепенно выбывают из сферы общения своего коллектива. Хотя именно школа, лицей, колледж для таких ребят должны стать тем местом, где они могли бы удовлетворять свою потребность в положительном общении.

“Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы” [2, С.229]. Говоря об особенностях подросткового возраста, следует коснуться такой важной современной проблемы, как акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. “Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией” [1, С.123]. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

В «Стратегии развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годы» особо отмечается направление развития социальной сферы, направленное на совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по развитию и модернизации сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики. Важная роль отведена совершенствованию системы непрерывного образования, которая включает в себя модернизацию правовой базы в новом содержании. Речь идет не только о проблемах управления системы образования, но и о том, как организовывать работу, которая необходима в области предупреждения преступности и профилактики среди несовершеннолетних учащихся. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все большее и большее число несовершеннолетних, а криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Так, в 2017 году в республике несовершеннолетними были совершены 5671 преступлений, в том числе из них 657 особо тяжкие. По занятости правонарушителей — это учащиеся и неработающие несовершеннолетние, по возрастной характеристике — доминируют юноши в возрасте 16–18 лет. Кражи — основной вид правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в 2017 году. Иногда преступность принимает устойчивый рецидивный характер. Такая криминализация молодежной среды наносит угрозу для социальной стабильности и безопасности общества. Поэтому необходимо совершенствование механизмов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей — учащихся в условиях рыночной экономики. В этой связи важно совершенствование механизмов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей- учащихся с помощью инновационных методов. Для этого целесообразно:

  1. Развитие системы взаимодействия между образовательными учреждениями, правоохранительными органами внутренних дел, отделениями по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационными центрами, органами опеки и попечительства и социальными службами вилоятов, социалных институтов: женсоветами, махалля, Советом молодёжи вилоятов и городов с целью социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Разработка и внедрение в практику образовательных учреждений психологической, педагогической и методической помощи с несовершеннолетними учащимися.
  3. Организация психологических тренингов по социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей с помощью инновационных методов.
  4. Совершенствование механизмов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей- учащихся с помощью инновационных методов.

На основе изучения педагогических, психологических и социальных условий жизни несовершеннолетних учащихся, возрастных и психосоциальных особенностей его личности в настоящее время в Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека совместно с Узбекским научно-исследовательским институтом разработана и действует Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся с привлечением широкого круга специалистов социальной сферы.

Общеобразовательные учреждения совместно с правоохранительными органами по делам несовершеннолетних взаимодействует с различными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные организации, органы опеки и попечительства, социально — реабилитационные центры, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ), центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и др. Эффективность данной Программы даёт следующие результаты:

  1. Психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним учащимся, восстановление утраченных или нарушенных семейных и социальных связей, отношений и функций, а также реадаптация несовершеннолетних правонарушителей с учетом возрастных и психосоциальных особенностей личности;
  2. Активное обучение социально важным умениям поведения подростков;
  3. Осуществление цикла мероприятий, способствующих критическому осмыслению своего поведения и развитие выявленных положительных качеств, склонностей;
  4. Формирование положительных установок, качеств у учащихся- правонарушителей;
  5. Организация деятельности, альтернативной криминальной;
  6. Обучение навыкам конструктивного общения и обучение контролю своих негативных эмоций;
  7. Развитие личной дисциплинированности, сознательности и уважения к Закону страны; положительная динамика достижений учащихся.

Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся реализовывается в Ташкентской области в средних образовательных учреждениях. В связи с реализацией Программы в 2017–2018 учебном году из 1203 несовершеннолетних 667 учащихся-правонарушителей улучшили своё психоэмоциональное состояние и социальный статус. Из них 646 правонарушителей вернулись в образовательные учреждения, устроятся на работу -178 правонарушителей. Более половины несовершеннолетних правонарушителей усовершенствуют свои социальные навыки и повысят свой уровень осведомлённости о правах и обязанностях.

С помощью педагогических тренингов предусматривается выработка умений противостояния негативному социальному влиянию. В связи с реализацией Программы наблюдается положительная динамика в решении личностных, социальных проблем учащихся средних общеобразовательных школ. Программа адресной помощи несовершеннолетним учащимся предполагает так же обеспечить методическими руководствами специалистов по профилактической работе с несовершеннолетними преступниками. Для педагогического коллектива учителей, классных руководителей средних общеобразовательных школ и родителей предусмотрено обеспечение методического руководства, учебных пособий по созданию новой, более благоприятной социальной ситуации развития через восстановление нарушенных отношений в среде, в том числе и семейных отношениях с подростками.

Литература:

  1. Алиқулова М. М. Совершенствование воспитательной работы среди несовершеннолетних учащихся // Eastern European Scientific. Jour. Germany. 2018. -№ 4. РР.228–232.
  2. Тайлаков Н. И. Правонарушение и преступность среди несовершеннолетних в республике Узбекистан: анализ, проблемы и рекомендаци. / Материалы международной конференции. Ростов-Дон.31 октября — 3 ноябрь, 2018. 0,5 б.т.
  3. Norbek I. Taylakov, Zulfiya A. Dekhkambaeva. Non-safety, offenses and crimes among minors in Uzbekistan: Analysis, Problems and Recommendations. Eastern European Scientific. Jour. Germany. 2018. -№ 4. PP. 95–100.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная реабилитация, адресная помощь, правонарушитель, совершенствование механизмов, учащийся, учреждение, подростковый возраст, правонарушитель - учащихся, социальная сфера, Узбекистан.


Похожие статьи

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности...

В результате этого, дела о малолетних правонарушителях, не достигших 17-ти летнего возраста, рассматривались специально созданными комиссиями о несовершеннолетних, которые находились в ведении Народного комиссариата общественного призрения и состояли...

Социально-психологическая характеристика...

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали.

Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями...

Совершенствование деятельности государственных и негосударственных субъектов

С помощью удобной для восприятия вопросно-ответной формы программа знакомит учащихся с

Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не...

Особенности деятельности социального педагога...

Кирова Н. Д., Данилова М. В. Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство, предусматривающее не...

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних...

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни

Анализ психологической и социально-педагогической литературы так же показывает, что

В исследовании принимали участие несовершеннолетние правонарушители в возрасте...

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

50 % подростков показали умеренную тенденцию давать социально — желательные ответы и 20

И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Причины и условия противоправного поведения... | Молодой ученый

Несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного

Поведение таких подростков во многом зависит от сложности обстановки от умения

О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения...

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [4, с. 264].

Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Большинство учащихся правонарушителей из материально неблагополучных семей, у 11 учащихся неполные

В ценностный ряд подростков и юношей правонарушителей не входят такие качества, как

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой...

Похожие статьи

Эффективность межведомственного взаимодействия школы...

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности...

В результате этого, дела о малолетних правонарушителях, не достигших 17-ти летнего возраста, рассматривались специально созданными комиссиями о несовершеннолетних, которые находились в ведении Народного комиссариата общественного призрения и состояли...

Социально-психологическая характеристика...

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали.

Зарубежный опыт борьбы с правонарушениями...

Совершенствование деятельности государственных и негосударственных субъектов

С помощью удобной для восприятия вопросно-ответной формы программа знакомит учащихся с

Цель этой программы заключалась в психологическом воздействии на подростков, еще не...

Особенности деятельности социального педагога...

Кирова Н. Д., Данилова М. В. Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями

Профилактика правонарушений представляет гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство, предусматривающее не...

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних...

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни

Анализ психологической и социально-педагогической литературы так же показывает, что

В исследовании принимали участие несовершеннолетние правонарушители в возрасте...

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

50 % подростков показали умеренную тенденцию давать социально — желательные ответы и 20

И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Причины и условия противоправного поведения... | Молодой ученый

Несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного

Поведение таких подростков во многом зависит от сложности обстановки от умения

О социально-педагогических условиях профилактики делинквентного поведения...

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых [4, с. 264].

Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Большинство учащихся правонарушителей из материально неблагополучных семей, у 11 учащихся неполные

В ценностный ряд подростков и юношей правонарушителей не входят такие качества, как

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой...

Задать вопрос