Библиографическое описание:

Жанаева Д. О. Любовная тематика в творчестве Чжан Цзе (на примере рассказа «Любовь невозможно забыть» и повести «Изумруд») // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 134-136.

Чжан Цзе является одной из самых известных современных писательниц Китая, ее произведения неоднократно удостаивались различных премий не только в Китае, но и за рубежом. Тема в любви в ее творчестве занимает видное место. В 1979 г. выходит ее рассказ «Любовь невозможно забыть» (&#爱;&#是;&#不;&#能;&#忘;&#记;&#的;).

«Любовь невозможно забыть» – это история страстной, но запретной любви женщины к женатому мужчине. Героиня, незамужняя женщина средних лет, в воспоминаниях покойной матери открыла трагедию Чжун Юй, своей матери, и старого кадрового работника.

Чжун Юй рано вышла замуж, но брак оказался неудачным. После развода забрав дочь, прожила одна более 20 лет. Будучи молодым, этот кадровый работник в 30-е годы занимался нелегальной работой в Шанхае, один пожилой рабочий, чтобы прикрыть его, пожертвовал собой и был арестован, оставив без поддержки жену и дочь. Он из моральных принципов и долга без раздумий женился на той девушке. Но на протяжении десятилетий было много трудностей в их жизни, что их можно назвать несчастными супругами. В 50-е годы он занимался разными служебными делами в организации, где работала Чжун Юй. Своей огромной душевной силой он растревожил ее сердце. Они, только познакомившись, сразу полюбили друг друга. Они даже ни разу не жали друг другу руки. Каждый раз, когда она уставала, она могла бродить взад-вперед по тропинке, что находилась под окнами дома. Они один-единственный раз вместе гуляли по той тропинке, и она ходила туда, чтобы встретиться с «его» духом. А он? Каждый раз, когда по вечерам не было собраний, он, терзаемый мучениями, приходил к дому Чжун Юй, чтобы просто пройти мимо ворот ее дома. Даже при сильной занятости он интересовался газетами и журналами, чтобы посмотреть, есть ли ее опубликованные работы. Как-то он подарил ей комплект 27 книг избранных произведений Чехова. Куда бы она ни ездила в командировку, она брала с собой одну из этих книг, и никому не разрешала пользоваться этими книгами. Каждый раз, возвращаясь из командировки, Чжун Юй никогда не разрешала дочери встречать ее на вокзале, она одиноко стояла на перроне, наслаждаясь иллюзией, будто он пришел встретить ее.

После кончины Чжун Юй осталась записная книжка с надписью «Любовь невозможно забыть». Эта книжка не была не похожа ни на рассказ, ни на письмо, ни на дневник, а на искренний диалог с «ним» на протяжении более 20 лет. Их души, безусловно, были вместе дни и ночи, как пара любящих друг друга супругов. Потом, чтобы не причинять вреда его жене, они решили: «Мы должны забыть друг друга». В ходе «великой культурной революции» он погиб, в то время Чжун Юй из-за написанных ею произведений тоже очень сильно пострадала. Она не была его родственницей и не была близкой подругой при жизни, не имела права прямо расспросить о его местонахождении, не говоря уже о том, чтобы в последний раз увидеть его. Он погиб зимой 1969 года, и часть души Чжун Юй тоже ушла вслед за ним. Тогда 50-летняя Чжун Юй полностью поседела и завязала на плече траурную повязку. Находясь на грани жизни и смерти, она написала: «Сейчас я мечтаю о рае, если действительно существует то, что называют раем. Я знаю, ты точно ждешь меня там. Я хочу лишь попасть туда, чтобы встретиться с тобой, и мы навсегда будем вместе и больше не расстанемся. Больше не надо бояться и отказываться друг от друга» [&#张;&#洁;&#小;&#说;&#剧;&#本;&#选;. с. 55]. В тот день она уже была на пороге смерти, но по-прежнему любовь в ее сердце. Ее дочь, читая эти строки, подумала, что это не любовь, а острая боль или какая-то сила, которая намного сильнее смерти. Если в мире действительно есть то, что называют бессмертной любовью, то это и есть самый предел. Каждый раз, когда Шань Шань просматривала эту записную книжку, то не могла сдержать своих слез, как будто она сама встретила горькую и трагическую любовь. Она считала, что это не большая трагедия, а огромная шутка, несмотря, насколько красива и трогательна была эта любовь. Но она не хотела испытать это! В конце автор обращается к людям: «Если мы все будем друг друга ждать и не жениться по глупости, сколько подобных трагедий мы сможем избежать!» [&#张;&#洁;&#小;&#说;&#剧;&#本;&#选;. с. 60]

«Любовь невозможно забыть» - одно из самых ранних произведений нового периода, позитивно выражающее тему любви. Оно является шедевром раннего периода писательской деятельности Чжан Цзе. Рассказ показывает, что брак должен быть основан на любви, иначе рано или поздно может принести людям страдания. В рассказе выдвинуты социальные проблемы, как отношения брака и любви постоянно влияют на человеческую жизнь. Сколько людей в мире страдают из-за разобщения брака и любви, или оттого, что не могут найти свою любовь, или оттого, что не могут забыть ее. В рассказе главные герои, мужчина и женщина, в жизни сами испробовали и горький плод ранней женитьбы, и страдания неосуществимой, но незабываемой любви.

В центре рассказа сердце женщины, мучающееся от невозможности забыть любовь и стонущее от боли оттого, что находится в противоречии - в стремлении к любви и невозможности освободиться от существующих моральных принципов. Автор через созданные художественные образы выразила свои мысли относительно брака и любви, стремление к идеальной любви. Стиль письма изящен и свободен, весь рассказ напоминает стихотворение в прозе, волнующее до глубины души. Произведение было опубликовано в конце 70-х – начале 80-х гг., в то время мышление людей еще находилось на рубеже нового и старого, поэтому можно представить, как этот рассказ потряс многих людей. В одно время это произведение вызвало у читателей и критиков горячие отзывы и споры. Чжан Цзе, описывая вечный конфликт между моралью общества и самой жизнью, попыталась изучить и представить вовсе не проблемы любви, а социальные проблемы. Строгие запреты на внебрачные связи заставляют мать героини страдать, скрывая глубокие чувства к женатому мужчине. Рассказ заставляет нас задуматься: почему наши мораль, права, общественное мнение, нравы и обычаи общества и так далее так сильно сковывают нас и наши сердца, и наши собственные оковы так мучительны? И есть ли в этом хоть сколько-нибудь разумное? Когда же у людей будет возможность в соответствии со своими идеалами и желаниями организовывать свою жизнь? В сегодняшнем обществе нет любви, широко распространены только браки из-за денег и власти. Это вызвало озабоченность писателя.

Писательница описала традиционные нормы морали, которые принесли главным героям любовные страдания, она описала также настоящего мужчину, который обладал огромными моральными силами, чтобы разграничить мысли и чувства. Кроме того, старый кадровик с женой жил «в мире и гармонии», можно ли говорить, что не было любви между ними? Но вдруг появился человек, который пробудил его любовь. Он с самого начала мог заменить дочь рабочего интеллигентной женщиной, как Чжун Юй, но он решил, что не может просто бросить супругу, и лучше, мучаясь, отказаться от своей любви.

Автор через так называемый «рай» обращается за разрешением сомнений и критикует трагедии между людьми. Она описала жизнь человека для того, чтобы содействовать установлению нового мышления поколения. Надеется, что молодое поколение освободится от влияния старых обычаев и старого сознания, правильно решит вопросы отношения брака и любви. Хотя можно подумать, что произведение пропагандирует, чтобы мужчины бросали жен и искали новых, а женщины пытались завоевать женатых мужчин, но такие позорящие общественную мораль двусмысленные отношения презираются молодым поколением. Любовь Чжун Юй и старого кадрового работника должна быть забыта. Но мы задаем вопрос автору: все-таки по какому пути мы должны направлять молодежь? С течением времени разве люди больше не будут привязывать к любви мораль главных героев? Все больше людей уверены, что это человеческое стремление к более высоким высотам и более высокому миру. Идейно-нравственный смысл рассказа заключается в необходимости независимой позиции личности в обществе, т.е. не подчиняться общественному суждению, но и не повторять ошибок героев. Эта трагедия становится уроком для ее дочери. Повествование от первого лица создает иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку человек сам рассказывает о себе, и рассказ приобретает характер исповеди. Написанное в рассказе - это чувства человека, в его душе стремления, надежды, мечты, сожаления, раскаяния, счастье и страдания, что сильнее смерти.

Этот рассказ критиковался маоистами, который, как они считали, подрывал социальную этику и защищал любовь вне брака. Но рассказ был очень популярен среди китайской молодежи и был удостоен престижной книжной премией.

Повесть «Изумруд» (&#祖;&#母;&#绿;) критиками рассматривается как продолжение рассказа «Любовь невозможно забыть». Главная героиня Цзэн Линэр хочет любить лишь раз в жизни, и любовь, несмотря на безответность, наполняет ее жизнь глубоким смыслом. Цзэн Линэр, полностью опираясь на веру в себя, всю жизнь боролась. Полагаясь на душевную силу «бесконечных любовных дум», героиня поднялась на более высокую ступень человеческой жизни. Новый смысл «Изумруда» был в том, чтобы заставить Цзэн Линэр встать на путь, который не проходила Чжун Юй, создать единое целое продолжения жизни, подняться до более высоких границ человеческой жизни. Цзэн Линэр – воплощение океана, но она несмотря на это, словно океан, поглотила столько грязи – жестокое обращение, отказ (была отвергнута любимым человеком), оскорбления, безразличное отношение, смерть, но океан всегда непрерывно двигается. Движение само по себе самое лучшее очистительное средство, оно всегда «выплевывает все нечистое» [&#张;&#洁;&#小;&#说;&#剧;&#本;&#选;. с. 35], поэтому Цзэн смогла сбросить тяжелое бремя. Чжан Цзе использует не испытывающего недостатка в романтике, незаурядного, но пустого и беспомощного Цзо Вэя, с которым «сочеталась браком» стоящая выше других в духовном плане Цзэн Линэр. Полностью показаны новые познания и оценка мужчин женщинами. По сравнению с прежними произведениями Чжан Цзе Цзо Вэй явно противопоставлен главному образу решительного «благородного человека»: Цзо Вэй не только не может взять на себя ту часть ответственности, которую, должен брать на себя мужчина – он никогда не исполнял незначительные обязательства перед Цзэн Линэр, матерью и сыном. Он только формальный муж Лу Бэйхэ, вытребовал у Цзэн Линэр «любви» так же, как он непрерывно требовал от Лу Бэйхэ пользы. В каждый переломный момент Цзо Вэй опирался на женскую помощь, вплоть до решения проблем: в университетскую пору, когда он год болел туберкулезом, использовав себе во благо ум Цзэн Линэр и ее искреннее желание помочь, закончил обучение всех дисциплин, даже не поблагодарив ее. Цзэн Линэр самоотверженно прикрывала и спасала его от погибели, когда он написал дацзыбао. Она не раскрыла его, а сама позже была отправлена на трудовое перевоспитание. Он все же чувствовал, что виноват перед ней, и решил жениться на ней, считая это лучшей благодарностью. Она же понимала, что он не любит ее, и отказалась от такой благодарности. Но он оставил ей нечто ценное, он подарил ей сына. Потом он женился на Лу Бэйхэ, секретаре местной партячейки. После женитьбы он смог благодаря всевозможной заботе Лу Бэйхэ в семейной жизни и в работе спокойно «развиваться». Благодаря стараниям Лу Бэйхэ и бескорыстному предложению Цзэн Линэр его карьера достигла золотого периода – он нес звание ответственного лица группы, разрабатывающей микрокод. На самом деле, он просто человек, паразитирующий на другом человеке.

В рассказе изображены три образа – Цзэн Линэр, Цзо Вэй, Лу Бэйхэ – все эти три человека обладают собственной самобытной индивидуальностью. Они в обстановке особого времени в соответствии со своим собственным типом логики выступают в роли людей разных категорий, которые приводят людей к глубоким размышлениям. Писательница очень любяще изобразила образ умной женщины, обладающей яркой индивидуальностью Цзэн Линэр, родившейся в рыбацкой семье, открыв ее сложный, но красивый и богатый внутренний мир. Ее любовь к Цзо Вэю была искренней и бескорыстной, наполненной духом самоотверженности. По ее мнению, любовь – это два кристалла, соединенных воедино, а взаимоотношения между противоположными полами «только почтительное подношение от всего сердца, не требующее благодарности, так же, как глазам невыносим песок, нисколько не должно считаться с личной заинтересованностью». В рассказе показано, что Цзэн Линэр подобна драгоценному изумруду, который символизирует сердце, в котором «бесконечная любовь». Возможно, красивый и возвышенный образ Цзэн Линэр носит немного идеалистический характер. Некоторые критические статьи считают, этим автор создала образ ученой с пылающими чувствами, богатой мыслями, которая не вникает в мирские предубеждения. Цзэн Линэр как будто обладает сверхчеловеческой способностью самоочищаться и самосовершенствоваться. После того, как она пожертвовала собой ради своего любимого человека, потеряла эту любовь и подверглась всевозможному нечеловеческому обращению, она не только совершенно не роптала на это, вопреки этому ее любовь все больше росла. В рассказе эта сторона показана недостаточно, поэтому такая возвышенность любви Цзэн Линэр подобна плывущим в воздухе недосягаемым воздушным замкам, не хватает оснований, которые убеждали бы людей, ощущается нехватка жизненности – это бессильное, расплывчатое человеколюбие. В рассказе не использована традиционная манера письма, выбран один фрагмент жизни в несколько дней, когда Цзэн Линэр вернулась по приглашению. Художественно обобщена жизнь нескольких десятилетий, в то же время применено смешение времени и пространства и метод «потока сознания», раскрывший процесс сложной, много изменчивой человеческой души.

Анализ художественных образов показывает, что писательницу интересует внутренний мир человека, поэтому она обращает особое внимание на то, что может затронуть душу читателя, вызвать чувство сопереживания и сопричастности и оставить глубокое впечатление.

Литература:
  1. &#张;&#洁;&#小;&#说;&#剧;&#本;&#选;. - &#北;&#京;, 1994.

  2. &#陈;&#娟;. &#女;&#性;&#救;&#赎;&#的;&#失;&#落;——&#张;&#洁;&#论;. - &#北;&#京;, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle