Библиографическое описание:

Романенко Л. Г. К формированию эмоционально-нравственного фонда младшего школьника // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 225-228.


«Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к бедующей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил В.А.Сухомлинский.

Известно, что в переходный периоды обостряются социальные проблемы: в современном социуме распространяется рост преступности, негативные события оказывают травмирующее воздействие на подрастающее поколение, отдельные средства массовой информации и среда, окружающая ребенка, нередко оказывают влияние, вынуждая детей самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью. В этой связи изучение теоретических и методических основ процесса развития и воспитания младших школьников позволит выявить педагогические средства, эффективно воплощающие на их эмоционально- нравственную сферу, на формирование личности отличающуюся чувством человеческого достоинства, стремлением служить людям, устойчивым рефлексом обостренного внимания к чужой беде, душевной щедростью, порядочностью, справедливостью, потребностью в добротворчестве. То есть возрождение эмоционально- нравственного содержания современного образования является значимым условием подготовки подрастающего поколения для возрождения Отечества.

Следовательно, актуализируются проблемы формирования эмоционально- нравственного фонда младшего школьника.

Эмоционально-нравственный фонд ребенка, согласно утверждению В.А.Сухомлинского, – это понимание им добра и зла; любовь к прекрасному; ненависть, отрицательное отношение к порокам жизни [4, с.133]. Именно в младшем школьном возрасте складываются и проявляются до 70 % личностных качеств, они в большей степени ориентируются на общечеловеческие ценности: добро, жизнь, семья, любовь, честность, здоровье и т. д.

Поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на дальнейших ступенях обучения и развития ребенка. Однако, встает вопрос: как организовать образовательный процесс младшего школьника, чтобы ярче высветить задатки и способности ребенка, эффективнее формировать эмоции, нравственные представления, мотивы и интересы, его волю и характер.

Изменения, пришедшие в школу вместе с перестройкой, имеют как позитивные, так и негативные стороны. К позитивным следует отнести повышенное внимании в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, а также развитие деловых качеств. К негативным сторонам относится некоторый спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности, в частности, таких, как доброта с ее производными: сострадание, доброжелательность.

Крен в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и перестройкой, ее прагматическим началом, не замедлил дать свои всходы. В чем- то дети стали другими, все чаще и чаще можно услышать мнение о дефиците доброты, в том числе у младших школьников . «Дети стали более эгоистичными, дерзкими, непослушными»- такое мнение сегодня распространено сегодня о наших детях. Так, все чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать чаще и чаще.

Проблема воспитания доброты, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня еще раз обратить на нее внимание.

В.А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям, а средства эмоционального воздействия ( красота поступков, красота природы, эмоциональность коллектива, слово, искусство, труд и игра, роль учителя и др.) Василий Александрович рассматривал как важнейшие факторы учебно-воспитательного процесса [4, с.133].

Возникает вопрос: в полной ли мере современная школа использует свой и детский потенциал для воспитания у младших школьников добрых чувств к людям, формирует ли она те чувства, к которым ребенок предрасположен от рождения?

Наблюдение за поведением младших школьников как в школе, так и вне ее не дает положительного ответа на поставленный вопрос. Действует сила отрицательного примера со стороны взрослых, в том числе нередко и родителей, озабоченность которых благополучием и удачей часто затмевает или отодвигает на второй план нравственные ценности, а также бытующее искаженное представление о свободе как о вседозволенности.

Как уберечь младших школьников от возможного дурного влияния и предотвратить начало очерствения души? Что необходимо предпринять, чтобы уже в начальной школе ученик поверил в незыблемость нравственных основ жизни, которые не смогут быть вытесненными новыми интересами, пристрастиями или обстоятельствами жизни. Отсутствие необходимого фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, моральных образцов, следовать внешним формам поведения взрослых, которые часто далеки от идеала.

В силу психологических особенностей младшего школьного возраста специального внимания заслуживает проблема формирования эмоционально- нравственного опыта. Высокая эмоциональность младшего школьника обусловливает значение получаемого опыта для дальнейшего развития личности. Эмоциональные переживания младшего школьника напрямую зависят от его взаимоотношений со значимыми взрослыми- учителями, родителями. Учебная деятельность, как ведущая для младших школьников, определяет важнейшие изменения, происходящие в эмоциональном развитии детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются эмоционально- нравственные новообразования, характеризующие наиболее существенные достижения в развитии младших школьников и являющие фундаментом, обеспечивающим его развитие на следующем возрастном этапе.

В период дошкольного и младшего школьного детства происходит становление первых представлений о нравственных нормах, отношениях, закладываются основы личностной позиции, в соответствии с которой ребенок в дальнейшем будет осуществлять свой нравственный выбор.

Свойственная данному возрасту доверчивость, склонность к подражанию, высокий авторитет, которым пользуется учитель, в его возможности созидать добро, красоту, открывать истину, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной нравственно- ориентированной личности.

Одним из принципов нравственного образования является учет возрастных и индивидуальных возможностей младших школьников. Личностная направленность содержания уроков нравственности требует от учителя большого такта, внимания к каждому ребенку, его мыслям, переживаниям. Проводя занятия, педагог иногда вынужден оценивать детские поступки, поведение. Мальчики спокойно реагируют на публичные замечания, девочки младшего школьного возраста, напротив, особенно чувствительны к критике. Это требует от учителя поиска косвенных форм оценки негативных явлений: через художественные образы, поступки героев, произведения детской литературы [3, с.59-76].

У первоклассников преобладает наглядно- образное мышление, поэтому методика работы с ними построена на конкретных ситуациях, которые соответствуют образу поведения, нормам и принятым правилам. Младшие школьники последовательно знакомятся с особенностями поведения в классе, в школе. От учителя зависит, поощряются ли знания правил и норм, используется ли авторитет учителя, обобщаются ли разные ситуации, отвечающие тем или иным нормам поведения.

В связи с особенностями мышления младших школьников особое место в процессе нравственного развития занимают литература и искусство. Они служат средством формирования личности, основанным на обобщении жизненного опыта многих людей. В художественных произведениях показаны различные взаимоотношения между героями, истоки этих отношений, раскрыты разные человеческие качества, стремление, идеалы. Воздействие художественных произведений на ребенка всегда индивидуально, вызывает глубокие эмоциональные переживания [1, с.13-18].

Моральное правило, воплощенное в художественном слове, захватывает разные стороны личности ребенка: воображение, чувство, волю, сознание, самосознание. Нравственная норма приобретает в произведениях искусства живое содержание, понятное школьнику, затрагивает душу, вызывает желание подражать герою. Если речь идет об отрицательном персонаже, последний служит своеобразным «тормозом», позволяющим избежать недостойного поведения [2, с.43-47].

Другая особенность младшего школьного возраста – преобладание эмоций в отношениях с другими. С этим связана неустойчивость внимания, непроизвольность запоминания. Поэтому при выборе методики проведения урока от учителя требуется использования ярких образов, интересных детям форм (игры, драматизации, соревнования и др.), искусства, живописи, танца. В этот период младшие школьники не всегда осознают сущность нравственного явления, но они оценивают его на эмоциональном уровне. При анализе конкретных (жизненных, литературных) ситуаций учитель должен быть внимательным к переживаниям учеников, их эмоциональному отношению к герою, его действиям. Чувство во многом определяет осмысление и личностное принятие пережитого младшим школьником факта, явление нравственного содержания.

Конкретность и образность мышления, эмоциональность ребенка 6-10 лет позволяют говорить о такой черте характера, как подражание- усвоение младшим школьником тех форм поведения, которые проявлялись окружающими по отношению к нему. Эти формы поведения должны быть не только замечены младшим школьником, но и получить эмоциональный отклик, запомнится и вызвать желание воспроизвести их в своих действиях. Однако повторяемая младшими школьниками поведенческая модель может быть как положительной, так и негативной.

Переживание и осознание при усвоении этических норм постепенно начинают определять волевой компонент. Развиваясь, младший школьник переходит от эмоционального уровня поведения (например, приятно, что учитель хвалит) к осознанному регулированию поведения, пониманию таких категорий, как «долг», «обязанность» и др.

В период младшего школьного возраста складывается новый уровень развития эффективно-потребительской сферы ребенка, позволяющей ему действовать не непосредственно, а по внутреннему побуждению, руководствуясь сознательно поставленным целям, нравственными требованиями и нормами. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, составляющие основу формирования характера.

Младшие школьники существенно различаются по своим нравственным характеристикам: одни тонко чувствуют другого человека, его переживания; другие нравственно черствы. О нравственной одаренности в своих исследованиях говорил Н.С. Лейтес, наблюдение за нравственно черствыми детьми описал Я.Корчак. В современных психологических и педагогических исследованиях также выделяют две крайние группы: нравственно чуткие дети и дети с невыраженной способностью к эмпатии. Специальная работа с ними дает определенный результат, хотя не всегда предсказуемый.

Проектирование деятельности учителя по реализации исследуемой проблемы в контексте деятельностного подхода к формированию эмоционально- нравственного фонда младшего школьника требует его включения в активную деятельность ( практическую и интеллектуальную). В связи с этим урок строится на постоянном участии младших школьников в обсуждении вопросов, на которые они все вместе с помощью учителя ищут ответ. Для развития рефлексии необходим внутренний диалог с самим собой, его основой служит общение педагога с детьми, детей между собой.

Внешний диалог постепенно переходит во внутренний план, и младший школьник приобретает опыт рефлексии.

Мы наблюдали, что мысль младшего школьника активизируется, когда используются пословицы и поговорки, разгадывается их смысл, самостоятельно придумываются афоризмы. Все это оживляет урок, помогает детям более глубоко понять нравственный смысл идеи, заложенной в народной мудрости.

При изучении понятий «добро» и «зло» мы предлагаем младшим школьникам сделать рисунок, сочинить небольшой рассказ, сказку, сделать иллюстрации. Это развивает творческую мысль, направляет ее на осмысление нравственных понятий в их конкретном выражении.

От педагогического влияния зависит то, насколько младший школьник будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» [5, с.126].

Педагоги-практики и психологи подчеркивают, что в младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт Доброжелательное прикосновение- это знак эмоциональной безопасности. Когда позитивный контакт отсутствует, ученик просто перестает понимать, о чем говорит учитель.

До недавнего времени было принято считать, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Учителя теряются откровенных проявлений любви детей, порой не зная, как реагировать на них. От этого младшие школьники редко находят в школе то душевное тепло, к которому стремятся.

Теперь любовь к детям в школе стала рассматриваться как педагогическая категория. Одним из сторонников активного проявления любви является Ш.А. Амонашвили. Без любви к ребенку нельзя воспитатель «гуманную душу в человеке». Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты [6, с.55-57].

Психологи подмечают, что «интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес- это единственная мотивация, которая может поддерживать работу нормальным образом. Он необходим для творчества» Творческая деятельность формирует у младшего школьника состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций: происходит, как указывают психологи, стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.

Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» Ситуация успеха- это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Многие резервы оптимизации взаимодействия в образовательном процессе скрыты в педагогической коммуникации. Одной из функций педагогической коммуникации является экспрессивность. Владение экспрессивностью как способностью быть выразительным, привлекательным позволяет учителю создать на уроке праздник для учеников, где каждому будет интересно, радостно, эмоционально комфортно. Когда экспрессивный учитель заметит, что ученики устали и стали отвлекаться, он смело предлагает им: «А теперь вместе споем!» – и запевает что-нибудь веселое. Безусловно, в такой атмосфере каждый ребенок почувствует себя свободным, счастливым, нацеленным на успех.

Результаты исследования позволяют утверждать, что уроки эмоционально- нравственного взросления дают младшим школьникам нравственные ориентиры, позволяющие сделать достойный самостоятельный выбор поступка, осознать себя носителем нравственного начала, выстраивать на принятых нормах отношения с окружающими, постигать основы самооценки, рефлексии. Все это является основным фондом в формировании эмоционально- нравственной личности в образовательном процессе.


Литература:

  1. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа.- 2008.-№ .-С.13-18.

  2. Катынская Е.А. Как воспитать доброту в детях? // Дополнительное образование и воспитание. -2006.-№10.-С.43-47.

  3. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Т.Д.Стульник Азбука нравственного взросления.- СПб.:Питер, 2007.- 304с.: ил.

  4. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского.- М.: Педагогический вестник, 2003.- 133с.

  5. Храмова Р. Добро не терпит промедленья // Воспит. Школьников.- 2006.-№1.-С.55-57.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle