Библиографическое описание:

Маликов Г. Р., Гарипова А. Н. Социально-педагогические ценности в просветительской мысли периода Золотой Орды // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 214-217.

Педагогическая мысль тюркского народа имеет свои традиции, специфические особенности, которые могут способствовать обогащению нашего представления о педагогической культуре. В связи с этим особый интерес приобретают исследования, посвященные вопросам развития педагогической мысли Золотой Орды. Ее значимость актуализируется сегодня потому, что в прошлые годы многие нравственные ценности были искажены. Все это обусловливает необходимость тщательного научного анализа педагогического, эстетического, нравственного наследия тюрко-татарских народов.

Сегодня в условиях демократизации общества расширяются пространственно временные диапазоны представлений о наследии прошлого, берутся на вооружение лучшие элементы классического наследия народа. В этой связи вновь открывается незаслуженно забытые памятники педагогической культуры тюрко-татарского народа, звучащие поразительно актуально в наше время. Педагогические сочинения этого периода посвящены нравственным критериям справедливого и гуманистического общества. Великие мыслители своими этико-дидактическими произведениями оказали воспитательное воздействие не только на народы, но и на мировую цивилизацию. Среди наиболее крупных сочинений золотоордынского периода выделяются поэмы «Хосров и Ширин» Кутб (1341), «Султан Джумджума» Хисам Кятиб, прозаическое сочинение Махмуда Булгари-Сараи «Нахдж аль-фарадис» («Пути, открытые в рай», 1358) и «Гулистан бит-тюрки» («Тюркский Гулистан») Сайф Сараи (1391).

Основное содержание этих дидактических произведений – борьба добра и зла, что наблюдается в деяниях людей, их поступках, в решении как государственных, так и частных общечеловеческих поступков. В этих сочинениях нравственного характера, как правило, побеждает добро, и человек, его совершивший, получает достойное вознаграждение. Наряду с использованием письменных источников, народных преданий, автор в своем творчестве выдвигает для своего времени педагогические идеи и нравственные критерии, подобные добру, правдивости, разуму и мудрости, справедливости и совести, чести и достоинству, патриотизму, трудолюбию, эстетизму, которые противопоставлены отрицательным нравственным качествам – злу, жестокости, непорядочности, лживости, лени, глупости, зависти, высокомерию, надменности, и трусости.

Дидактическая составляющая в поэме «Хосров и Ширин» Кутб играет одну из ключевых ролей в замысле произведения: прежде всего произведение посвящено правителю Тинибеку, и призвано повлиять на его сознание, воспитать его в духе справедливости и мудрости. В поэме имеет место обилие назидательных и нравоучительных советов автора. Здесь и представления о мужчине и женщине, достоинстве человека, земной и божественной любви, справедливом и мудром правителе, красоте человеческих поступков, советы о здоровом образе жизни и др. Основу поэмы составляют назидательно-нравоучительные строки, посвященные различным областям жизнедеятельности человека и его духовного мира.

Разум как категорию нравственную и философскую Кутб ставит чрезвычайно высоко и считает разум ключом к разрешению всех проблем. Как правило, разумный человек, т.е. воспитанный и образованный, может преодолеть любые трудности и найти выход из любых ситуаций. Голова без разума, что тело без души. Поэтому человек как разумное существо должен овладеть лучшими нравственными качествами и смотреть на происходящее в мире глазами разума, так как разум – это защитник души и непоколебимости, неуязвимости государства. Разум является путеводителем для каждого члена общества. Он защищает и поддерживает человека в двух мирах: земном и потустороннем. Достигнув ступени мудрости, человек становится всесторонне развитым и нравственно чистым. Неразумный человек (невоспитанный и необразованный) непременно становится жертвой своей неразумности.

В поэме «Хосров и Ширин» раскрывается глубокий философский, соци­альный и нравственный смысл любви. По мнению Кутба, любовь – основной компонент понятия идеала совершенного человека, важнейший критерий ис­пытания человечности. Она как преобразующее чувство очищает людей от недостатков, облагораживает их. В мире настоящей любви нет места ни неравноправию, ни деспотизму, ни неверности. Здесь царят справедливость, человечность, взаимное уважение, культ человеческого достоинства. Воспевая величие этого благородного чув­ства, автор стремится к преобразованию социального общества на основе присущих миру любви канонов и порядков. Вот почему Кутб обращается к теме любви, призывает всех читателей, да и весь мир к любви.

По мнению автора, для полнокровной жизни челове­ку необходимо приобрести знания, ремесла. Он дол­жен быть нравственно чистым, воспитанным, обязан ува­жать достоинство других. Воспевая положительные ка­чества людей, поэт в то же время резко критикует такие отрицательные черты и поступки, как пьянство, прелюбо­деяние, лицемерие, коварство, отшельничество, высоко­мерие, неверность и др.

Одной из важных педагогических идей, являющейся приоритетной, притягивающей к себе внимание, является идея воспитания разума, мудрости, знаний, науки, культуры, одаренности и духовного богатства. Высоко оценивается роль разумного человека, он считает разум и доброту наилучшими нравственными качествами воспитанного человека. По его мнению, разумный (всесторонне развитый) человек должен иметь хороший характер и вести себя образцово. Понятие «добрый характер» аналогично понятию «благородная этика». В свою очередь, понятие «благородная этика» состоит из совокупности таких нравственных качеств, как доброта, патриотизм, уважение родителей, старших, честь, трудолюбие, совесть, достоинство.

Акцент в «Нахдж аль-фарадис» сделан на то, что обучение должно быть бескорыстным, «носить чистые помыслы». Если один учит другого с целью обогатиться и прославиться, то в результате он получает наказание. Автор указывает, что сподвижник пророка Абдуллах Мубарак делил ученых на две категории: ученые-падишахи (правители) и ученые – непочитаемые (дешевые). К первому типу он относил тех, кто был равнодушен к мирским потребностям и обучал во имя Аллаха, ко второму тех, которые обучали с целью использовать эти средства для потребностей жизни мирской. Что касается знания других наук, автор «Нахдж аль-фарадис» не отрицает, что они также необходимы человеку особенно важным, по его мнению, является знание правил торговли, но тут же замечает, что оно не обязательно: «Если человек желает заниматься торговлей, он также должен знать науку о счете». Автор, осуждая нравственные пороки людей, хочет их направить на правильный путь, т.е. к тому, чтобы они стали все добрыми, делали толь­ко хорошее людям и себе. Он подкрепляет это примерами из жизни самих людей в отдельных притчах и рассказах.

В них он повествует о нравственных поступках человека, т.е. в них непосредственно раскрывается шкала эстетических категорий тюркского мыслителя Золотой Орды. Особое внимание уделяется описанию человека и его духовного мира. Важно, чтобы его внутренний мир был напрямую связан с религиозным мироощущением, однако исполнения всех норм и правил ислама, совершения обрядов и воспитание в себе наилучших черт характера еще не дает человеку уверенности в том, что он попадает в рай.

Махмуд Булгари считал, что цель человека в этой жизни самосовершенствоваться, чтобы найти счастье в другом – «вечном» мире. Причем земное счастье базируется на действиях самого человека, а путь к воплощению к нему лежит через моральное совершенствование личности и общества в целом. «Нахдж аль-Фарадис» – поучительно-дидактическое произведение. Его идейное содержание пронизано установками ислама, взглядами су­физма, но через призму религиозных приемов автор проводит вполне конкретные светские идеи и ясные взгляды на мир. Добывание хлеба че­стным трудом, проявление щедрости и благодеяния, уважение и снисхо­дительное отношение к простым, обиженным людям автор считает благо­родным делом, приближающим человека к Аллаху. Человек за все это, по мнению автора, вознаграждается райским счастьем на том свете. Убийство, пьянство, эгоизм, высокомерие, двуличие, зависть, жаж­да обогащения, жадность, несправедливость – эти дурные поступки от­даляют человека от бога и караются вечными адскими муками после смерти. В условиях средневековья все это звучало остро, сурово.

Нравственный кодекс «Гулистана» Сайф Сараи как воплощенный гуманистический идеал, в той или иной степени созвучен и людям современного мира. Образованный, мудрый человек никогда не желает зла другим, он не сожалеет о содеянном, он находит удовлетворение в постижении наук и совершении добрых дел. Если умный человек допустил легкомыслие, совершил неблаговидный поступок, это значит, что разум оставил человека, его охватывают злые силы и с ними нужно бороться.

Талант, великолепное знание языков, культур, да и жизни тюркских и персоязычных народов дали ему возможность добиться поставленной цели. Для Сараи человек ценен, прежде всего, не титулами и богатствами, а нравственными качествами, благородными поступками и действиями. По его мнению, основной путь к благоденствию страны, совершенствованию общества проходит через нравственное воспитание каждого человека. Что касается социально-этического содержания «Гулистан бит-тюрки», то оно весьма богато по охвату различных сторон общественной и семейно-бытовой жизни, по социальной, возрастной, профессиональной ориентации. Поэма задумана и исполнена как сборник мудрых наставлений. Для нее характерна «ящичная» композиция. «Ящичная» композиция «Гулистана» вызвана дидактическим характером произведения. Цель автора – дать наставления и советы по основным вопросам жизни, быта и морали. Разделение «Гулистана» на 8 глав не случайно. Цифра «8» употребляется не только в обычном значении, но и в переносном – как символ целого, всеохватывающего. Так понимает и использует цифру восемь Сараи. Переводя на тюрки с фарси эту книгу, Сараи открыл «магрифету» восемь ворот. Слово «магрифет» у Сараи обозначает комплекс знаний о жизни, опыт поколений. Для Сайф Сараи человек ценен не титулами и богатством, а нравственными качествами, благород­ными поступками и действиями. По их мнению, основной путь к благоденствию страны, совершенствованию обще­ства проходит через нравственное воспитание каждого человека. Нравственный кодекс «Гулистана» как вопло­щенный гуманистический идеал в той или иной степени созвучен и современными представлениями об идеале. При чтении произведений Сараи перед чита­телем предстает мозаичный, суетливый, противоречивый диалектичный мир со своими радостями и печалями, добродушной улыбкой и безысходной аго­нией, вообще, чрезвычайно богатой тональностью. В нем живут и действуют люди разного характера и на­строения, социального положения и возраста с различ­ными мыслями и переживаниями, интересами и вкуса­ми. Но, несмотря на все различия, они, как члены одного тела, одной планеты Земли, взаимосвязаны, взаимоза­висимы. Вот поэтому автор считает, что цель и смысл человеческого существования заключается в установле­нии нормальных, естественных отношений между людь­ми, во взаимоуважении и взаимопомощи, в сохранении человеческого достоинства, в создании «доброго имени» у современников и в памяти потомков.

Да, роль среды важна, но не абсолютна, говорит своим рассказом Сайф Сараи. Эффективность воспитания и обучения связана, по его мнению, и со способностями и склонностями ребенка. В рассказе о воспитании сына малика (царя) наставнику не удается добиться желаемого результата. Ибо у его воспитанника нет способностей к познанию. Всякое золото и серебро заключено в камень (породу), констатирует наставник, но не всякая порода содержит в себе золото или серебро. Воспитание должно быть дифференцированным.

Таким образом, педагогика того времени представляется достаточно гибкой в вопросах воспитания. С разных сторон рассматривается в «Гулистан бит-тюрки» проблема справедливой власти. Больше всего автора волнует проблема стабильности государственной власти, что вполне понятно для эпохи междоусобиц, заговоров, дворцовых интриг, характеризовавших политическую жизнь Золотой Орды в конце XIV в.

Кятиб очень эффектно и талантливо напоминает правителям об их долге. За единственный проступок Джумджума на том свете оглушают ударом по голове огненным бревном. Так поэт таранит по головам живых царей – своих современников и их будущих наследников. Народная по­словица «Что посеешь, то и пожнешь», приведенная в конце поэмы, предупреждает и призывает всех людей совершать добрые дела при жиз­ни. Не забудем, что в средние века к книжному слову относились как к святому писанию, и оно обладало магической силой воздействия. Материал, который положен в основу сюжета поэмы, связан с древней легендой восточных народов об отре­занной голове. Этот в художественном отношении вне­временной, странствующий сюжет превратился в рамках произведения в созвучный времени материал. Автор, хотя его поэма пронизана в значительной степени су­фийским пессимистическим духом, ярко выражает свое недовольство несправедливостями жизни, осуждает по­роки в действиях многих социальных групп. Страшные картины ада, где изображаются различные пытки греш­ных, по дидактическому замыслу автора служат пре­дупреждением для живущих, уроком для честной, спра­ведливой жизни. Царь для поэта не сверхчеловек, а такая же личность, поэтому речь идет о справедливости, доброте, щедрости, как о его элементарном чело­веческом долге. Неспроста вторую жизнь герой поэмы проводит скромным, благочестивым отшельником. Скромная жизнь с чистой совестью ставится выше царствования с неограниченными благами. Такой поворот поведения героя в сюжете логичен в плане проблематики поэмы и яв­ляется сильным художественным приемом. При максимализме гумани­стического мышления Хисама Кятиба эта крайность социально пассивного пове­дения в личностном плане воспринимается более нравственной, чем жизнь с неограниченными правами и попранием достоинства других. Но эта максималистская неумолимость в окончательных выводах ведет в об­щем идейном плане к социально-пассивной крайности, иначе говоря, за­бота о личном благочестии заменяет заботу о народе.

Практическая ценность изучения произведений прошлого заключается в применении идей в процессе воспитания современного подрастающего поколения. Многие идеи, мысли, высказывания еще в средневековье, актуальны и сегодня, они тесно переплетаются с проблемами нашего времени. Гуманизмом и добротой пронизана каждая строка бессмертных литературных произведений. В них подняты проблемы духовного совершенствования личности, эстетические, этические, нравственные идеи, выраженные в этих произведениях, призваны сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения. Моральная чистота героев поэм и эпосов является ярким примером для современной молодежи.

Несмотря на направленность обращения золотоордынских поэтов-мыслителей в основном к высшим слоям населения, они не отвергают необходимость охвата знаниями и воспитанием всех остальных членов общества. При изучении гуманистической педагогической мысли золотоордынского периода возникает проблема вычленения и исследования таких конкретных ее форм, как семейное воспитание, развитие таких общечеловеческих ценностей, как доброта, уважение к взрослым, снисходительное отношение к младшим, стремление к знаниям, разуму, резко отрицательное отношение к порокам, воспитание в различных учебно-воспитательных учреждениях (контролируемых государством, общиной, мечетью, частным лицом), профессиональное, ремесленное, жреческое ученичество (занимавших промежуточное положение между школьными и внешкольными формами воспитания), воспитание детей социальной верхушки общества, направленное на подготовку их к занятию государственных должностей.


Литература:

  1. Аль-Булгари Махмуд. Нахдж аль-Фарадис. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2002.

  2. Кутб. Хосров и Ширин. – Казань: Магариф, 2003.

  3. Сайф Сараи. Гулистан. Лирика. Дастан. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1999.

Основные термины: нравственными качествами, Сайф Сараи, Золотой Орды, «Нахдж аль-фарадис», «Гулистан бит-тюрки», Нравственный кодекс «Гулистана», мнению автора, нравственное воспитание, педагогической мысли, поэме «Хосров, нравственных поступках человека, областям жизнедеятельности человека, золотоордынского периода, педагогической мысли Золотой, периода Золотой Орды, человеческого достоинства, роль разумного человека, лучшими нравственными качествами, наилучшими нравственными качествами, основной путь

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle