Библиографическое описание:

Гатиатуллина Э. Р. Основные философские категории // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 117-118.

Статья посвящена краткой характеристике философских категорий, их значению и классификации.

Ключевые слова: понятие, категории, универсальность.

Как показывает история антропосоциогенеза развитие мышления и отношения человека к миру происходит посредством и на основе формирования предельно общих понятий (категорий) – форм отражения универсальных законов объективного мира и их интерпретации.

Под категорией понимают формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления [3, с.193]. Философские категории формировались в процессе исторического развития познания, общественной практики, образуя систему отношения человека к миру. Категории были подвижными и гибкими, в них отражалось существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, когнитивный опыт человека. Таким образом, категория – это предельно широкое понятие.

Говоря о понятии, мы подразумеваем мысль о конкретной реальности мира, ее замещающий образ как совокупность общих признаков, свойств и отражений реальности [2, с.437].

Понятия несут в себе содержание и объем, они единичные, постоянные, обобщенные и однозначные.

В этом контексте развитие науки и философии сопровождалось формированием категорий различных типов и назначений. Такие категории как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность формировались, разумеется, по мере учета реальных причинно-следственных, пространственно-временных отношений вещей, качественной и количественной сторон реальной действительности, то есть по мере развития когнитивного опыта человека.

Отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта – они не могут быть редуцированы до понятий естественного языка, имеющего ограниченный объем.

Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое.

Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, претендуя на универсальность, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения различных явлений, а так же нормативные функции, формируя определенную методологию научного познания.

В классификации категорий различают три типа – общенаучные, частнонаучные и философские [1, с.93-96.].

Частнонаучные используются в отдельных областях научного знания как результат обобщения знаний о локальной и специфической области познания. Приведем другую классификацию философских категорий, а именно: категории определенности, категории обусловленности и категории целостности.

Исходя из этой теории, можно утверждать, что существует несколько групп основных категорий. Первой важнейшей всеобщей категорией является категория бытия или категория диалектики, второй: бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, движение, пространство, время. А третью группу составляют категории логики, этики и эстетики.

Философские же категории, будучи предельно широкими понятиями, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия выполняют методические и методологические функции. Понятно, что разные категории относятся к различным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Особую группу образуют категории специальных философских дисциплин (логики, этики, эстетики).

Мировоззренческое значение философских категорий состоит, прежде всего, в соотнесении знания о мире и себе, что позволяет созидать и строить оптимальные отношения человека к миру. Онтологическое значение категорий заключается в том, что они выражают реальность мира, в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, единичного.

В этом смысле философские категории лежат в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений о реальной действительности. Логическое значение категории проявляется в специфике философского вопроса о соотношении общего, особенного и единичного. Методологическое значение категорий в организующем принципе мышления.

Именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии – общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, а так же, всеобщие, особенные, специфические, генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей.

Таким образом, однозначные, целостные, существенные отношения бытия позволяют философским категориям выступать в качестве инструмента познания мира как результата практического отношения на сущностном уровне.


Литература:
  1. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 432.

  2. Философия для аспирантов: Учеб. для адьюнктов вузов МВД России /А. П. Сальников, Ю. А. Сандулов, Х. С. Гуцериев, И. И. Кальной — 2-е изд., стереотип. — СПб.: Лань, 2001. — 510 с.

  3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.


Основные термины: философских категорий, философские категории, отношения человека, характеристике философских категорий, Основные философские категории, отношения бытия, значение категорий, категории специальных философских, особенностью философских категорий, ценность философских категорий, значение философских категорий, классификацию философских категорий, смысле философские категории, Логическое значение категории, Философские категории, существенные отношения бытия, Онтологическое значение категорий, формированием категорий различных, категории логики, Методологическое значение категорий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle