Международные акты о репатриации остарбайтеров из Германии после окончания Великой Отечественной войны и проведение репатриации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 991 раз

Библиографическое описание:

Кулагина, В. Ю. Международные акты о репатриации остарбайтеров из Германии после окончания Великой Отечественной войны и проведение репатриации / В. Ю. Кулагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2555/ (дата обращения: 20.04.2024).

Репатриация, как таковая, начала свою работу еще в то время, когда Управления по репатриации еще не было. Репатриацией и отправкой советских граждан из-за границы в то время занимались дипломаты – Посольства или Военные Миссии СССР. С достижением и пересечением госграницы восстанавливалась пограничная охрана НКВД, одной из основных задач которой являлось пресечение свободного неорганизованного движения, в том числе и возвращающихся репатриантов. Для фильтрации и проверки на линии госграницы создавались проверочно-фильтрационные лагеря НКВД и сборно-пропускные пункты. [5, с. 518]

Управление по делам репатриации изучало обстановку на фронтах, готовясь к приему и устройству сограждан. 23 октября 1944 г. в Военные фронта было разослано директивное письмо о проведении мероприятий по репатриации советских граждан. Другое директивное письмо – о подготовке к массовому приему репатриантов – было направлено на места председателям Совнаркомов всех семи затронутых оккупацией союзных республик 27 декабря 1944 г. Основные принципы и механизмы репатриации в СССР были доложены Правительству и сформулированы в Постановлении СНК СССР № 30 «Об организации приема и устройства репатриированных граждан СССР из Германии и оккупированных ею стран» от 6 января 1945 г. [2, с. 5]

Советская репатриационная миссия во главе с полковником Филатовым была сформирована 3 ноября 1944 г. и уже 14 ноября приступила к своей деятельности в Хельсинки. Для сбора и отправки репатриантов в каждую финскую губернию было посланы офицеры, после чего на территории Финляндии было развернуто 23 сборных и 1 пересылочный пункт (Нурми); с советской стороны действовали контрольно-пропускные пункты в Выборге и проверочно-фильтрационные пункты в Выборге и Сортавале.

Основное соглашение, касающиеся судьбы репатриантов было принято на Ялтинской конференции 11 февраля 1945 г. [6, 67] Его подписали СССР, США, Англия и Франция. По этому соглашению все россияне, которые проживали на территории Советского Союза на 1 сентября 1939 г., подлежали обязательной репатриации, независимо от их желания. Исключение делалось для граждан Латвии, Литвы и Эстонии, а также для западных украинцев, так как считалось вполне справедливым, что эти страны и территории были оккупированы Советским Союзом против воли их жителей. Пункт соглашения западных союзников с Советским Союзом зачастую трактовался значительно шире. Так, в Лиенце (Австрия) в мае – июне 1945 г. английские военные части под угрозой применения оружия насильственно передали в советскую оккупационную зону всех – казаков, русских, кавказцев, беженцев, среди которых и были остарбайтеры, а также русские, которые покинули Россию еще с генералом Врангелем и никогда не являлись гражданами СССР [1, с. 35].

За пять месяцев с января по май 1945 г. органы репатриации в войсках собрали, приняли в лагеря и зарегистрировали в общей сложности 1.835.377 человек, из них гражданского населения – 1.254.232, а бывших военнопленных – 581.145 человек. Из этого количества 1.354.020 человек, или около 3/4 было уже доставлено в СССР. Ко дню капитуляции Германии общее число зарегистрированных репатриантов составило 2.222.613 человек, из них 791.414 человек (или 35,6 %) военнопленных и 1.431.199 гражданских лиц. Чуть меньше половины этого числа (48,2 %, или 1.071.094 человек) составляли внутренние перемещенные лица, причем по военнопленным эта доля была существенно ниже (32,6 %), а по гражданским, наоборот, выше (56,9 %). Только 16,5 % (366.749 человек, в том числе 267.500 военнопленных и 99.199 гражданских) приходилось тогда на тех, кого освободили и официально зарегистрировали союзники [3, с. 57].

Так что описанная выше схема репатриации выстраивалась заранее и давала свои результаты. Впрочем, в полномасштабное действие она была приведена только 23 мая 1945 г. – сразу же за подписанием в Галле так называемого «Плана передачи через линию войск бывших военнопленных и гражданских лиц, освобожденных Красной Армией и войсками союзников». Свои подписи под ним поставили генерал-лейтенант К. Д. Голубев и зам. начальника Штаба Верховного Главнокомандования США генерал-майор Р. В. Баркер.

Этому предшествовали переговоры в Галле Голубева с Баркером и с начальником отдела по делам перемещенных лиц генерал-майором Миккельсеном. Переговоры начались 16 мая и завершились 22 мая 1945 г. и сами по себе были нелегкими. Союзники поначалу отказывались санкционировать передачу всех граждан СССР, да еще по спискам и актам, но требовали немедленной передачи всех пленных англичан и американцев, освобожденных Красной Армией, и настаивали на переброске репатриантов из СССР и в СССР по воздуху, силами их авиации, но с рекогносцировкой аэродромов СССР. Баркер предлагал ничего не подписывать и ограничиться устной договоренностью. Рассматривался вопрос и о личном имуществе репатриантов: союзники предлагали ограничить его 20 кг, а советские, видя в этом желание оставить имущество у себя, протестовали против этого. Тем не менее, многие из советских требований союзники приняли [7, 93].

В сущности, соглашение в Галле стало своего рода дополнительным протоколом к ялтинским договоренностям, придав его реализации четкие и ясные, почти инструктивные формы. Ставя перед собой задачу: решить проблему перемещенных лиц еще до наступления зимних холодов, союзники договорились первоочередное внимание уделить восстановлению транспортной (прежде всего железнодорожной) сети Германии и Австрии.

В сущности, начавшийся в мае 1945 г. этап ускоренной и массовой репатриации остарбайтеров и военнопленных из районов, подконтрольных западным союзникам, фактически завершился в сентябре. Определенная либерализация репатриационной практики союзников в точности совпала с исчерпанием основной массы потенциальных репатриантов.

Существенное «ускорение» было достигнуто, в том числе и благодаря принятию 1-4 июля 1945 г. так называемого «Лондонского протокола» от 14 ноября 1944 г., по которому восточные земли Германии (территория ГДР и Восточная Пруссия) предназначались для советской оккупационной зоны [6, с. 176].

Еще одно «ускорение» – во второй декаде августа – по всей видимости, было связано со следующим ультиматумом, поставленным перед остарбайтерами исключительно из СССР. Вот какую – или аналогичную – листовку можно было прочитать на каждой улице и каждом доме послевоенной западной Германии:

«1. Каждый советский гражданин из числа гражданских или бывших военнопленных, которые еще не находятся в установленных в официальном порядке в пунктах для советских граждан, в кратчайший срок не позднее 20 августа 1945 г., должен уведомить о себе ближайшему сборному пункту для советских граждан или ближайшей английской воинской части.

2. После 10 августа 1945 г. прекращается пребывание советских граждан на каких-либо производствах или у каких-либо работодателей, запрещается обеспечение питанием и проживание вне сборных пунктов во всех местах.

3. Это указание относится ко всем советским гражданам, которые были интернированы или вывезены Германией со времени с 22 июня 1941 г.

4. Лица, не выполняющие этого распоряжения, подлежат аресту и обвинению.

5. Это распоряжение распространяется на провинции: Вестфалии, Липпе, Шаумбург-Липпе и области управления Дюссельдорфа, Кельна и Ахена» [7, с. 398].

C официальной же советской точки зрения, дело с возвращением на родину сограждан, оказавшихся под контролем союзников, обстояло «плохо» и репатриация шла очень медленно. После начала «холодной войны» союзники стали грубо нарушать заключенный в Галле договор, де факто освободив от принудительной репатриации людей, находившихся на западной оккупированной зоне, а с осени 1945 г. – и с восточной зоны. В августе 1945 г. Управление уполномоченного СНК СССР по делам репатриации располагало сведениями, что в лагерях перемещенных лиц американские и английский службы развернули настоящую «охоту за умами». Из числа советских перемещенных лиц – «восточников» вычленялись профессора, доценты, доктора наук, конструкторы, технологи, инженеры и другие специалисты, с которыми велась активная агитационная работа с целью склонить их к отказу от возвращения в СССР. В результате большинство не желавших возвращаться на Родину, и часть колеблющихся, находившихся на подконтрольной союзниками территории, уклонились от обязательной репатриации и остались на Западе [4, с. 8].

Тем не менее, к весне 1946 г. число репатриированных из оперативной зоны Красной Армии в итоге достигло 3.000.277 человек, из них 1.153.475 – со своей территории, а остальные 1.847 тыс. человек – из зоны действия советских войск за границей (в том числе 1.262 тыс. гражданских и 585 тыс. военнопленных). Из зон союзников поступило, соответственно – 2.352.686 человек, в том числе 1.392.647 – гражданских и 960.039 – военнопленных. Суммарно – 5.352.963 репатриантов [4, с. 10].

Такие методы репатриации у многих вызывали ужас и было много и тех, кто не захотел вернуться на родину и предпочли остаться жить за границей. Этому способствовало несколько причин. Это, во-первых, противодействие со стороны правительств США, Англии и Франции и фактический отказ последних от взятых на себя ранее обязательств: во-вторых, усиленная пропаганда против репатриации и открытый террор антисоветски настроенных организаций против намеревающихся репатриироваться в лагеря для перемещенных лиц на Западе; в-третьих, препятствия и ограничения в распространении советских пропагандистских средств; в-четвертых, широкая кампания по вербовке и вывозу советских перемещенных лиц в другие страны и, в-пятых, сознание потенциальными репатриантами своей вины перед родиной, страх понести соответствующее наказание. Остовцы и выходцы из Советского Союза, чтобы избежать насильственной репатриации, меняли имена и неверно указывали место жительства. Этому способствовал и тот факт, что с декабря 1945 г. штат Управления по репатриации начал сокращаться, а инфраструктура – свертываться и гражданским людям было легче уехать жить в другую страну.

Репатриационная миссия работала до середины 1950-х гг. Все это время органы репатриации нужны были для выполнения других, возложенных на них задач. Во-первых, обеспечение репатриации военнопленных и интернированных японских, немецких, австрийских, итальянских, венгерских, румынских и польских граждан, содержавшихся в системе лагерей Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР. Она была возложена на Управление по репатриации в два этапа: первыми – в октябре 1946 г. под опеку Управления по репатриации были переведены японские военнопленные, а в мае 1947 г. – все остальные. Всего в органах репатриации на Дальнем Востоке, по состоянию на 1 января 1947 г., работало 1.776 человек [5, с. 678].

Другая задача – работа по выявлению и благоустройству мест захоронения советских граждан. В связи с тем, что за границей органов, ответственных за эту работу, не было, Голиков предложил Правительству проект Постановления «О благоустройстве могил воинов Советской Армии и советских граждан». Ознакомившись с проектом, Булганин предложил никакого специального решения не принимать, а «поручить органам репатриации, в том составе, как они есть, провести эту работу в текущем повседневном порядке». Позднее, 17 августа 1948 г. эта работа была поручена представителям по репатриации в тех странах, где они еще оставались, а где их не было – военным атташе [5, с. 680]. Но, разумеется, никто не снимал с Голикова и его главной задачи – по возвращению в СССР находящихся за рубежом советских граждан. Но их осталось в Германии такое незначительное количество, что окончательное упразднение Управления по репатриации произошло 1 марта 1953 г. и представляется актом достаточно логичным, так как к этому временны основные задачи этого ведомства были выполнены.

Таким образом, международная правовая база для передачи восточных рабочих обратно в СССР была создано сравнительно рано, еще до окончания Великой Отечественной войны. Ялтинское соглашение полностью регулировало основные вопросы репатриации и обязывало оказывать всем странам, входившим в Антанту, посильную помощь по возвращению перемещенных граждан. Первые советские комитеты в оккупационных зонах Германии начали свою работу уже летом 1945 г. и в дальнейшем, проработав несколько лет, закрывались, исполнив свою миссию. По существу, массовая репатриация советских фактически закончилась уже в сентябре-октябре 1945 г. Дольше всего работа по репатриации продолжалась во французских оккупационных зонах Германии и Австрии, но и там они окончили свою работу к 1953 г. Итак, с учетом «внутренних перемещенных лиц» органы репатриации в течение 1944 г. возвратили в СССР 1.050.398, а в течение 1945 г. – 4.514.201 советских граждан.


Литература:

  1. Вербицкий Г. Г. Выдача в Лиенце // Новый часовой: Ежемесячный журнал. – М., 1996. – № 4. – С. 28 – 39.

  2. Земсков В. Н. Рождение «второй» эмиграции 1944 – 1952 // Социологическое исследование: Ежемесячный журнал. – М., 1991. – № 4. – С. 3 – 24.

  3. Земсков В. Н. К вопросу о репатриации советских граждан 1944 – 1951 гг. // История СССР: Ежемесячный журнал. – М., 1990. – № 4. – С. 30 – 44.

  4. Земсков В. Н. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944 – 1956) // Социологическое исследование: Ежемесячный журнал. – М., 1995. – № 5. – С. 3 – 13.

  5. Полян П. М. Жертвы двух диктатур. Жизнь, труд, унижение и смерть советских военнопленных и остарбайтеров на чужбине и на родине. – М: РОССПЕН, 2002. – 895 с.

  6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР и иностранными государствами, выпуск XI. – М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. – 200 с.

  7. Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. – М.: Русский путь, 1996. – 541 с.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, орган репатриации, гражданин, Советский Союз, Австрия, военнопленный, Красная Армия, лицо, работа, репатриация.


Похожие статьи

Проблема военнопленных Красной Армии в контексте событий...

Библиографическое описание: Вершинин А. О. Проблема военнопленных Красной Армии в контексте событий

Ключевые слова:cоветско-польская война, 1920 год, пленные, Польша, СССР.

Польше досталось огромное количество оружия и техники Красной Армии [5, c.26].

Потери советского населения в концентрационных лагерях...

[9] Хорьков считает, что «В сотнях таких размещенных на оккупированных территориях СССР лагерей смерти, было убито около 11 млн. советских граждан, из которых 7 млн. человек были мирными жителями, а 4 млн. военнопленными». [9, с. 40] Говоря о работах...

Основные этапы русской эмиграции | Статья в журнале...

2. «Невозвращенцы», в числе которых были военнопленные, советские граждане, в основном молодежь, которых принудительно отправляли в Германию в качестве рабочих и которые позже избежали репатриации и не пожелали вернуться в Советский Союз [2].

Первая мировая война. Военнопленные в Тобольской губернии

Около 3 млн. солдат и офицеров противника были захвачены в плен русской армии.

К месту работ военнопленных сопровождали под конвоем.

Репатриация граждан и их семей за счет иностранных дипмиссий закончилась в декабре 1924 года.

К вопросу о возникновении русского коллаборационизма в годы...

В Советском Союзе было немало людей, не разделяющих коммунистические идеалы и

Земсков В. Н. Репатриация перемещённых советских граждан [электронный ресурс]

М.: РОССПЭН, 2000. 862 с. Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР.

Военнопленные Восточного Казахстана: история расселения...

4. При приеме военнопленных на работы уполномоченное лицо обязано составить поименный список сданных военнопленных, подписываемый им

10. Во время работы военнопленные нижних чинов продовольствуются из общего котла на уровне нижних чинов русской армии.

Развитие федерализма как фактор, влияющий на международную...

Республикой (РСФСР) и Австрией, Финляндией, Норвегией, Великобританией, Турцией, например

Конституция СССР 1977 года (в статье 70) провозгласила Союз Советских Социалистических

1. Соглашение от 24 февраля 1921 года о репатриации, заключенное...

Карельский перешеек в составе СССР и его культурное...

Библиографическое описание: Большакова Г. И. Карельский перешеек в составе СССР и его

Так, к Советскому Союзу были присоединены новые территории

Однако уместно заметить, что при отступлении Красной армии и эвакуации советского гражданского населения из...

Законодательное регулирование процедуры получения...

Иногда под репатриацией называется возвращение на «историческую» родину лиц определённой национальности.

Упрощенные порядки содержат определённые льготы, подтверждающие либо происхождение лица от граждан СССР или России, определённый...

Похожие статьи

Проблема военнопленных Красной Армии в контексте событий...

Библиографическое описание: Вершинин А. О. Проблема военнопленных Красной Армии в контексте событий

Ключевые слова:cоветско-польская война, 1920 год, пленные, Польша, СССР.

Польше досталось огромное количество оружия и техники Красной Армии [5, c.26].

Потери советского населения в концентрационных лагерях...

[9] Хорьков считает, что «В сотнях таких размещенных на оккупированных территориях СССР лагерей смерти, было убито около 11 млн. советских граждан, из которых 7 млн. человек были мирными жителями, а 4 млн. военнопленными». [9, с. 40] Говоря о работах...

Основные этапы русской эмиграции | Статья в журнале...

2. «Невозвращенцы», в числе которых были военнопленные, советские граждане, в основном молодежь, которых принудительно отправляли в Германию в качестве рабочих и которые позже избежали репатриации и не пожелали вернуться в Советский Союз [2].

Первая мировая война. Военнопленные в Тобольской губернии

Около 3 млн. солдат и офицеров противника были захвачены в плен русской армии.

К месту работ военнопленных сопровождали под конвоем.

Репатриация граждан и их семей за счет иностранных дипмиссий закончилась в декабре 1924 года.

К вопросу о возникновении русского коллаборационизма в годы...

В Советском Союзе было немало людей, не разделяющих коммунистические идеалы и

Земсков В. Н. Репатриация перемещённых советских граждан [электронный ресурс]

М.: РОССПЭН, 2000. 862 с. Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР.

Военнопленные Восточного Казахстана: история расселения...

4. При приеме военнопленных на работы уполномоченное лицо обязано составить поименный список сданных военнопленных, подписываемый им

10. Во время работы военнопленные нижних чинов продовольствуются из общего котла на уровне нижних чинов русской армии.

Развитие федерализма как фактор, влияющий на международную...

Республикой (РСФСР) и Австрией, Финляндией, Норвегией, Великобританией, Турцией, например

Конституция СССР 1977 года (в статье 70) провозгласила Союз Советских Социалистических

1. Соглашение от 24 февраля 1921 года о репатриации, заключенное...

Карельский перешеек в составе СССР и его культурное...

Библиографическое описание: Большакова Г. И. Карельский перешеек в составе СССР и его

Так, к Советскому Союзу были присоединены новые территории

Однако уместно заметить, что при отступлении Красной армии и эвакуации советского гражданского населения из...

Законодательное регулирование процедуры получения...

Иногда под репатриацией называется возвращение на «историческую» родину лиц определённой национальности.

Упрощенные порядки содержат определённые льготы, подтверждающие либо происхождение лица от граждан СССР или России, определённый...

Задать вопрос