Библиографическое описание:

Шорохов А. А. «Трудовая ассоциация» как фундамент трудовой общности // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 195-198.

На сегодняшний день, имея опыт социализма, где коллективизм был одним из важнейших организационных принципов общества и вполне мог доказать свою жизнеспособность и преимущества, возникла необходимость переосмысления роли трудовых общностей людей вообще и в том числе, трудовых коллективов, которые были объявлены вершиной мирового прогресса в сфере трудовых отношений. Тем более этому способствовал «крах» реального социализма в большинстве стран, развивающихся по этому пути.

В настоящее время преобладают эволюционистские концепции общественного развития, основывающееся на отрицании революционного скачкообразного и радикального преобразования общества. Ставятся под сомнения преимущества коллективистского способа ведения общественного хозяйства. Неизбежным следствием этого являются попытки отыскать такие основы общественной жизни, которые способствуют оптимальному развитию человеческой общности. Но это вряд ли возможно без формирования нового универсального научного фундамента, который с учетом исторического опыта «впитает» в себя живую ткань прошлого и настоящего и будет способствовать более гармоничному вхождению человечества в будущее.

Одним из таких ключевых понятий, в котором отражается все богатство содержания и организации трудовой жизни людей является трудовая ассоциация. Трудовые ассоциации находятся в центре общественной жизни независимо от уровня развития человеческой цивилизации, ибо без производства вещей ни одно общество существовать не может.

Следует отметить, что термин «ассоциация» широко используется как в научной, так и обыденной практике, где очень часто можно услышать такие словосочетания – как ассоциация предпринимателей, композиторов, сельхозпроизводителей или каких-то других объединений людей. На наш взгляд, все эти явления происходят от трудовой ассоциации, но не в узком, а в широком смысле слова.

Итак, для того чтобы разобраться детально уточним, что же означает «трудовая ассоциация». В большинстве случаев термин «ассоциация» (от позднелатинского аssociatio – соединение) рассматривается в психологическом смысле. Например, в философском энциклопедическом словаре, ассоциация определяется как «связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психологическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т.д.); действие этой связи – актуализация ассоциаций – состоит в том, что появление одного члена ассоциации регулярно приводит к появлению другого (других)» [1].

В социальной психологии под ассоциацией понимается группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают:

1) «Просоциальные ассоциации, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, а не сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно-важными задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования.

2) Асоциальные ассоциации, где ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер, в условиях антиобщественной организации и руководства легко превращаются в корпорации [2].

Эта позиция, выраженная в рамках марксистского подхода, интересна тем, что ассоциация рассматривается как ступень, ведущая к коллективу, считающемуся высшей прогрессивной формой общности людей, в которой общественные, групповые и личные интересы оптимально взаимосвязаны.

В современном словаре иностранных слов среди пяти возможных значений выделим лишь одно, которое трактует ассоциацию как «объединение, союз, лиц, организаций, учреждений, государств» [3]. Вместе с тем, в данной статье нас интересуют социальные значения этого термина. Первые объединения, союзы людей возникли в глубокой древности. Примитивный коллективизм, возникший в рамках рода и племени, стал основой выживания и дальнейшего развития форм совместной жизнедеятельности. Многие века коллективизм существовал одновременно и совместно с семьей, в рамках которой осуществлялись все функции производства и воспроизводства жизни. Земля была главным полем приложения сил человека. Конечно, развивались и очень интенсивно торговля, ремесленничество, возникли и росли города, сосредоточивающие в себе самый разночинный народ.

Однако трудовую ассоциацию, сущность которой состоит в совместной деятельности по производству товаров или услуг, а содержание - в разделении и кооперации трудовых функций с целью оптимального ведения совместной деятельности по производству товаров и услуг, создает капитализм. Между тем, в марксисткой обществоведческой литературе утверждалось, что подлинный коллективизм возникает лишь в социалистическом обществе, основанном на общественной форме собственности на средства производства и свободном и добровольном труде на благо всего общества, а капитализм способен создать лишь «суррогаты коллективизма». Накопившийся к концу 19, началу 20 веков клубок мировых противоречий разрешился, и мир раскололся на два очень больших центра с противоположными взглядами и позициями – капитализм и социализм. Это мировое противостояние как нельзя лучше высветило все положительные и отрицательные стороны обществ, основанных на диаметрально различных постулатах.

Далее трудовую ассоциацию мы будем рассматривать как родовое понятие, а трудовой коллектив, как их частную форму организации. В связи с чем, в дальнейших рассуждениях нами будем употребляться термин «трудовая ассоциация», имея в виду ее высшую форму, характерную для высоко или среднеразвитых стран мира, к которым относится и Россия. При этом, каждая общественно-экономическая формация, имея свои разновидности трудовой ассоциации, обусловленные историческими особенностями: уровнем развития производительных сил, характером общественного производства, степенью эмансипации человеческой общности от природы. Такая концептуальная позиция позволяет рассматривать трудовую ассоциацию как универсальную философскую дефиницию, а коллективизм, как частный случай, своеобразную форму, характерную для определенного типа общественных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства.

Таким образом, при определении трудовой ассоциации вырисовываются два основных подхода:

1) трудовая ассоциация – это прообраз трудового коллектива, который является ее высшей формой организации. Этот подход широко освещается в марксистской литературе;

2) трудовая ассоциация существовала всегда (с момента возникновения труда как целесообразной деятельности человека по преобразованию действительности), а трудовой коллектив – явление характерное лишь для социалистического этапа развития общества, где превалировали коллективистские ценности. Такая позиция пока встречается достаточно редко и может вызвать определенное непонимание у научной общественности.

Вместе с тем, гипотеза о том, что социалистический трудовой коллектив лишь частный случай трудовой ассоциации вполне приемлема и имеет свои основания.

Итак, трудовая ассоциация поначалу основывалась на общественной форме собственности, имела достаточно хаотичную, не развитую структуру, но все же постоянное, обусловленное объективными обстоятельствами взаимодействие, которое осуществлялось в рамках кровно-родственных отношений и такого же типа семьи. Собственно говоря, род, кровно-родственная семья и представляли одновременно первобытную трудовую ассоциацию, которая сообща занималась охотой и собирательством, совместно защищалась от врагов и диких животных, строило примитивные жилища и приспособления для быта, производило необходимые средства жизни. Причем все эти формы и действия постоянно развивались и совершенствовались, перенимался опыт других родов и племен. Общественная жизнь все больше и больше дифференцировалась, индивидуализировалась, менялась и сама семья. Все это происходило на фоне постоянного укрепления территорий, численности населения, происходило объединение, поглощения, захват, присоединения мелких, слабых племен с большими и сильными. В это время, очевидно, появляется государство, частная собственность, рабство, моногамная семья. Механизмы такого перехода в новое качество описаны, известны различные теории (насилия, психологические, общественного договора, марксистские и др.) Все они имеют право на существование и истинность. Отдать предпочтение какой-то одной, тем более, абсолютизировать ее нельзя. С появлением частной собственности на средства производства изменилась и трудовая ассоциация. Целью становится не просто получение необходимого продукта, причем не коллективным способом, а используя труд рабов и частично, труд свободных граждан, а производство излишнего, добавочного материала с целью его продажи или обмена и получения определенной материальной выгоды для увеличения богатства и могущества, прежде всего над другими людьми. Поскольку раб был такой же вещью, как и любой неодушевленный предмет, то платить ему было не надо, достаточно простого содержания на уровне физического и физиологического выживания. Но уже в это время трудовая ассоциация создается не только в сообществе рабов с непременным участием представителей хозяина, но и среди не рабов – граждан. Например, в политической, научно-учебной, культурной и других сферах. Конечно, в первом случае рабская трудовая ассоциация была полностью подневольной и несамостоятельной в то время, как трудовая ассоциация свободных граждан было самостоятельна и самоорганизована. В этот период добавочного, или прибавочного продукта хватало и на содержание государства, чиновников, армии, обслуживающего персонала. Хватало его и на развитие общественных нужд (дороги, коммуникации, дома и т.п.).

Падение рабства было историческим обусловлено многими обстоятельствами, в частности низкой эффективностью трудовой деятельности рабов, появлением христианства, а позднее и других мировых монорелигий, общей гуманизацией общественной жизни, социальными проблемами и т.д. и т.п.

Эпоха Средневековья, предоставившая человеку возможность частичной трудовой свободы, была явным шагом вперед, по сравнению с рабовладением.

Очевидно, что на протяжении многих тысячелетий трудовая ассоциация имеет весьма расплывчатые, неопределенные формы, определяемые, тем не менее, господствующим типом собственности – общественной и частной. Частная форма собственности возникает на поздних этапах развития общества, как следствие естественной общественной эволюции рода человеческого, все более и более эмансипирующегося от жесточайшей зависимости от природы. Каждая ступень исторического прогресса необходима в целом для человечества, хотя некоторые народы могли миновать те или иные стадии развития (например, на Руси не было рабства).

Частная собственность на средства производства доминировала на более развитых этапах развития общества, когда человеческая общность стала способной возвыситься над неуправляемыми силами природы и находить общий язык с другими людьми. Частная собственность резко усилила значимость индивида и создала условия для всестороннего развития человека. Однако свои нынешние очертания она обрела в начале 19 века, когда общество создало современные производства в самых широких отраслях и сферах хозяйства.

Трудовая ассоциация исторически менялась – от примитивного коллективизма, базирующегося на общественной форме собственности, до социалистического трудового коллектива, основанного тоже на общественной собственности, но совершенно другого уровня и качества жизни. Социалистическая коллективность постепенно стала вырождаться, поскольку не стимулировала трудового человека работать производительно и эффективно. Общественное и коллективное стало входить в противоречие с индивидуально-личностными притязаниями человека. Социалистический коллективизм постепенно обюрокрачивался. Все материальные и культурные богатства были сконцентрированы в руках государства, которое распределяло их по своему усмотрению и чаще всего не в интересах общества и трудовых коллективов.

Такое «уравнивание» и «выравнивание» гасило трудовую активность населения, приводило к недовольству. Выплаты за труд жестко регулировались и контролировались субъективистско-политическими мерами. В течение многих десятилетий эта система работала и даже добивалась таких результатов, которые были не под силу традиционному обществу. Все это превращало человека и коллективы в простых исполнителей, винтиков этого обезличенного механизма, который постепенно превратился в тормоз социального прогресса.

Накопившиеся количественные изменения привели к новому качеству общественной жизни. В начале 90-х годов ХХ века социализм терпит окончательное поражение от капитализма и начинает уже обратное реформирование, которое поначалу резко снижает уровень жизни населения, проходит болезненно, трудно, вызывает колоссальное социальное расслоение общества и недовольство большинства неожиданно обедневших людей. Это реформирование осуществляется при поддержке традиционного общества с беспрецедентным навязыванием своих идеологических образов и моделей жизни.

Учитывая все выше приведенные рассуждения, попробуем сформулировать это сложное комплексное понятие «трудовая ассоциация». Трудовая ассоциация – исторически изменяющаяся форма взаимосвязи людей в обществе, осуществляющая совместную трудовую деятельность для поддержания основ жизнедеятельности индивида, группы, общности и общества в целом, основывающаяся на общественной или частной собственности на средства производства и соответствующая определенному уровню цивилизационного развития.


Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь: / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Кавалева, В.Г. Панова. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С.39-40.

  2. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С. 24-25.

  3. Современный словарь иностранных слов.– СПб: Дуэт,1994. – С.70.

  4. Ромашов О.В. Социология труда. – М., 1999.


Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle