Библиографическое описание:

Устинова К. А. Повышение уровня квалификации населения как фактор развития инвестиций в образование // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 107-112.

В статье охарактеризовано население СЗФО и Вологодской области как один из субъектов инвестирования в образовательную сферу с точки зрения предпочтений и факторов, влияющих на инвестиционный процесс.

Ключевые слова: инвестиции в образование, инвестиции в экономику, уровни образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, основными критериями которого являются создание высокотехнологичных производств и распространение новых технологий, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, повышение эффективности человеческого капитала и др.1

В связи с таким переходом возрастает необходимость вложения средств не только в развитие материально-технической базы и переоснащение производства, но и в способности, навыки человека. В качестве инвестиций в человеческий капитал следует рассматривать вложения в здравоохранение, в образование, расходы, связанные с профессиональной подготовкой на производстве. Особую роль играет образовательная сфера, одной из функций которой является подготовка работников с высоким уровнем квалификации для всех отраслей экономики.

Инвестиции в экономику – долгосрочные вложения капитала (накопленного обществом и не использованного на конечное потребление), направленные на воспроизводство во всех формах (включая и человеческий капитал), с целью получения дохода, социального эффекта и повышения конкурентоспособности [2].

Роль государства в организации перехода к инновационной экономике должна возрастать. Во многих официальных документах (Национальной доктрине образования в РФ, Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г. и др.) подчеркивается необходимость предоставления гарантий получения качественного, бесплатного образования для различных категорий населения. Однако государство берет на себя ответственность по предоставлению лишь определенного перечня образовательных услуг, оказание услуг свыше установленного выводится на принцип платности2. Фактически это означает переход к инвестированию на основе сопоставления выгод и издержек со стороны потребителей образовательных услуг [3].

С одной стороны, это может привести к возрастанию заинтересованности в результатах образования, увеличению требований со стороны граждан к качеству предоставляемых образовательных услуг. С другой стороны, возникает проблема доступности этих услуг и эффективности вложений денежных средств в образование для различных слоев населения в зависимости от уровня их доходов и других особенностей.

В связи с этим целью статьи является исследование заинтересованности населения Вологодской области в повышении уровня образования и осуществления инвестирования в образовательную сферу.

Межстрановое сопоставление величины вложений в образование в России и европейских странах позволяет определить место РФ в инвестировании этой сферы экономики (табл. 1).

Таблица 1

Вложения в образование в расчете на одного учащегося в долл. по ППС по уровням образования3

Страны

Год

Всего (с учетом дошкольного, начального, вторичного)

Дошкольное образование

Начальное, вторичное и послесреднее нетретичное

Третичное образование

США

2001

38900

8522

8144

22234

2007

46513

8735

10768

27010

Германия

2001

21515

4956

6055

10504

2007

27185

6119

7243

13823

Франция

2001

19942

4323

6782

8837

2007

25527

4684

8070

12773

Италия

2001

22017

5972

7698

8347

2007

23112

6668

7771

8673

Великобритания

2001

23672

7595

5324

10753

2007

31566

7481

8622

15463

Россия

2001

6903

2333

1525

3045

2007

н.д.

н.д.

4878

5434

Медиана

2001

13897

2665

3944

7288

2007

25462

4983

7572

12907

Источники: Агранович М.Л., Полетаев А.В., Фатеева А.В., Российское образование в контексте международных показателей 2004: сопоставительный доклад. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 72; Human Development Report 2007/2008. – P. 265 – 268.


В среднем в европейских странах за период 2001 – 2007 гг. произошло увеличение величины вложений в образование в 1,8 раза. В то время как в России в 2001 г. и 2007 г. величины вложений по вторичному и третичному образованию были существенно ниже средних значений по европейским странам.

Российская Федерация и европейские государства различаются между собой не только по величине инвестиций в образование, но и по степени участия в этом процессе государства, организаций и населения. Так, в целом по странам ОЭСР в 2004 г., соотношение между государственными и частными источниками составляет 85 и 15% (5,6 к 1) [6] и осталось на этом же уровне в настоящее время, в то время как в РФ, в соответствии с данными, приведенными в «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.», а также «Концепции реформирования российского образования до 2010 г.», средства государственного бюджета составляют 60%, средства населения – 30%, вложения организаций – 10%. Соответственно в России необходимо повысить степень участия государства в инвестировании в образовательную сферу.

Каждый из субъектов инвестиционного процесса имеет свои интересы – для организаций значимым является повышение производительности труда, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы; для государства – это повышение благосостояния и экономической активности граждан, увеличение валового дохода; для работника – рост уровня доходов, улучшение условий труда и качества жизни.

Ни государственное, ни частное инвестирование сами по себе не являются оптимальными для развития образования, предпочтительнее их сочетание. Изучение мирового опыта свидетельствует о наличии общей тенденции развития совместного инвестирования со стороны разных участников, формирование новых инструментов и методов инвестирования. Вместе с тем значительное место отводится населению, а изучение его намерений относительно повышения уровня образования и инвестирования в образовательную сферу становятся особенно актуальными.

Характеризуя заинтересованность населения в сфере образования в СЗФО и Вологодской области в 2008 г., отметим некоторые особенности (рис. 1).

Рисунок 1. Удельный вес населения, планирующего (не планирующего) повысить квалификацию в группах с разным возрастом и уровнем образования (2008 г., % от числа опрошенных)4

Источники: Мониторинг общественного мнения о политической и экономической ситуации в регионах Северо-Западного федерального округа, ИСЭРТ РАН5; Мониторинг общественного мнения населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН6.


В Вологодской области в 2008 г. среди опрошенных в возрасте до 30 лет наиболее заинтересовано в повышении квалификации население с незаконченным высшим – 67,1%, неполным средним – 61,5% и высшим образованием – 61,3%. В то время как среди населения в возрасте от 30 до 55 (60) лет планируют повысить квалификацию с незаконченным высшим – 16,7%, с высшим – 12,4%. Среди тех, кто не заинтересован в повышение квалификации, наибольшую долю составляют опрошенные в возрасте от 30 до 55 (60) лет с разным уровнем образования. В целом в 2008 г., население Вологодской области в возрасте до 30 лет в наибольшей степени желало повысить образовательный уровень, особенно среди тех, у кого незаконченное высшее и неполное среднее образование.

Таким образом, намерение повысить квалификацию зависит от возраста, уровня образования населения. Кроме того, следует учитывать и другие факторы, одним из которых является характеристика дохода (рис. 2).

Рисунок 2. Удельный вес населения, планирующего (не планирующего) повысить уровень образования в зависимости от характеристики доходов, (2008 г., % от числа опрошенных)

Источники: Мониторинг общественного мнения о политической и экономической ситуации в регионах Северо-Западного федерального округа, ИСЭРТ РАН; Мониторинг общественного мнения населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН.


Так, повышение уровня образования в Северо-Западном федеральном округе и в Вологодской области является актуальным для тех, у кого «денег достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать», «покупка товаров длительного пользования не вызывает трудностей» и для тех, у кого «денег достаточно для приобретения необходимых продуктов». Однако даже среди обозначенных групп населения как в СЗФО, так и в Вологодской области более 50% населения не планируют повышать уровень образования, а среди тех, у кого «денег хватает только на приобретение продуктов питания» доля населения, не желающих повышать образовательный уровень более 80%.

Таким образом, в качестве потенциальных потребителей образовательных услуг и инвесторов в образовательную сферу выступает население в возрасте до 30 лет, с уровнем доходов, который может быть охарактеризован как «денег достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать», «покупка товаров длительного пользования не вызывает трудностей», «денег достаточно для приобретения необходимых продуктов». Другие группы населения как по возрасту, так и по характеристике доходов менее заинтересованы в повышении уровня своего образования и в инвестировании в образовательный процесс.

Помимо таких факторов как возраст, уровень образования, характеристика доходов на желание населения повысить уровень квалификации оказывает влияние удовлетворенность качеством образовательных услуг.

Около трети мужчин и женщин в возрасте до 30 лет не удовлетворены качеством высшего профессионального образования, более 30% – качеством среднего профессионального образования, примерно треть населения области частично удовлетворены качеством школьного, дополнительного и начального, среднего и высшего профессионального образования7. Полностью удовлетворены качеством образовательных услуг среди мужчин и женщин в возрасте от 30 до 55 лет высшим профессиональным образованием – 11 и 23% соответственно, средним профессиональным – 10 и 19%, школьным 18 и 17%. В то время как в основном не удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг среди этих же категорий населения высшим профессиональным образованием – 16 и 19%, средним профессиональным – 18 и 17%, школьным 7 и 8%.

Степень удовлетворенности качеством образования у населения области различна и зависит от возраста, пола опрашиваемого населения, а также от того уровня образования, степень удовлетворенности качеством которого оценивает опрашиваемое население.

Те группы населения, которые самоопределены к повышению уровня образования и в основном или полностью удовлетворены его качеством, являются потенциальными инвесторами.

Повышение уровня образования и квалификации осуществляется с целью реализации интересов населения – трудоустройства, роста уровня доходов и улучшения качества жизни в целом. В этой связи необходимым является анализ взаимосвязи между уровнем образования и принадлежностью населения к одной из пяти групп по доходам (табл. 2).

Таблица 2

Распределение населения Вологодской области с разным уровнем образования по доходным группам (в % от числа опрошенных)

Образование

Год

Квинтили по доходам

1

2

3

4

5

Неполное среднее

2000

29,6

36,1

18,1

9,7

6,4


2005

35,9

27,3

19,9

10,7

6,2


2009

28,6

24,7

25,5

14,3

6,9

Средняя школа, в т.ч.

2000

27,9

21,9

19,7

16,6

14,0

ПТУ со средним

2005

32,6

24,7

17,8

14,5

10,4

образованием

2009

29,2

22,4

18,8

15,8

13,8

Среднее специальное

2000

17,3

18,6

22,3

22,9

18,9

образование

2005

17,2

20,8

21,4

21,2

19,4

(техникум и др.)

2009

19,6

21,5

21,2

21,1

16,6

Незаконченное высшее

2000

12,2

12,9

20,5

21,5

32,9

(не менее 3 курсов вуза)

2005

14,3

15,1

18,1

24,8

27,8


2009

15,9

14,8

18,6

22,6

28,0

Высшее

2000

9,0

11,1

17,9

26,2

35,8


2005

6,0

12,8

21,4

26,0

33,8


2009

8,2

15,1

18,7

24,4

33,6

Источник: Мониторинг общественного мнения населения Вологодской области, ИСЭРТ РАН


Анализ распределения населения Вологодской области с разным уровнем образования по доходным группам позволяет заключить, что среди населения с высшим образованием наибольший удельный вес тех, кто себя относит к 4 и 5 квинтилю – 26,2 и 35,8% в 2000 г., но к 2009 г. происходит незначительное снижение доли населения в этих группах до 24,4 и 33,6% соответственно. Среди опрошенных с неполным средним образованием в 2009 г. значительная часть населения принадлежит к 1 и 3 квинтилям – 28,6 и 25,5%. Наиболее равномерным является распределение населения со средним специальным образованием по доходным группам. Таким образом, доля наиболее обеспеченного населения среди тех, у кого высшее, незаконченное высшее образование выше, чем среди населения с другими уровнями образования. Поэтому в целом, получение более высокого уровня образования способствует росту доходов. Эта взаимосвязь была подтверждена и другими исследователями в этой области, среди которых следует отметить Р.И. Капелюшникова, А.Л. Лукьянову, Е.М. Абрамову, О.А. Александрову и др.

Анализ величины заработной платы показывает, что у работников с высшим профессиональным образованием в целом в России заработная плата одна из самых высоких среди занятых (в 1,6 раза выше, чем у имеющих среднее профессиональное образование в 2009 г.) [5], но присутствует заметная дифференциация между средними начисленными заработными платами руководителей подразделений и служб, имеющими высшее образование, и заработными платами работников установок и машин с аналогичным уровнем образования (в 3,5 раза различаются величины заработных плат у этих групп работников, у мужчин по обозначенным группам заработные платы различаются в 3,8 раза, в то время как у женщин – в 3,2 раза) [4].

Таким образом, более третьей части населения Северо-Западного федерального округа и Вологодской области в целом заинтересовано в повышении уровня своего образования. На предпочтения населения по повышению уровня образования оказывают влияние возраст, пол, уровень дохода. Однако более высокий уровень образования и инвестирование в его получение не гарантируют желаемого уровня оплаты труда. Несмотря на то, что наиболее заинтересованным в повышении своей квалификации является население со средним специальным и высшим образованием, однако среди руководителей служб и рабочих, у которых высшее образование, наблюдаются наибольшие различия в уровне оплаты труда.


Литература:
  1. Агранович М.Л., Полетаев А.В., Фатеева А.В., Российское образование в контексте международных показателей 2004: сопоставительный доклад. – М. Аспект Пресс, 2005. – 76 с.

  2. Губанова Е.С. Формирование и методы реализации региональной инвестиционной политики: дис. д.э.н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rsl.ru

  3. Курбатова М.В. Дудченко Н.П. Проблемы становления системы частного инвестирования в высшее профессиональное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/ univman/msg/152412.html

  4. Средняя начисленная заработная плата работников по занятиям, полу и уровню образования в 2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_36/IssWWW.exe/Stg/d2/08-35.htm

  5. Средняя начисленная заработная плата работников по уровню образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/trud/sr-zpl8.xls

  6. Суворов, А. Реформирование сферы образования – мифы и реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ 2002/083/tema06.php

  7. Human Development Report 2007/2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr2007-2008/

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=82134

2 К платным образовательным услугам относят изучение дисциплин сверх установленных часов и программ, создание факультативов по приобретению учащимися знаний по мировой культуре, живописи, народным промыслам, создание групп специального обучения для детей с отклонениями в развитии, организация профилактических и лечебных мероприятий

3 Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО), утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО – 1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования. В соответствии с МСКО 1997 эквивалентом допервичного образования в российской системе является дошкольное образование, первичному образованию (предназначено для того, чтобы дать учащимся базовые навыки в области чтения, письма и математики) соответствует начальное образование. Аналогами в РФ нижнего и верхнего уровней вторичного образования являются основное общее и среднее (полное) общее образование. Послесреднему нетретичному образованию, с точки зрения международных сопоставлений, в РФ соответствует начальное профессиональное образование на базе полной средней школы. Эквивалентом первого уровня третичного образования является среднее профессиональное и высшее профессиональное образования, второму уровню третичного образования соответствует обучение в аспирантуре и докторантуре.

4 100% состоит из доли населения, планирующего повысить уровень образования (квалификации), и доли населения, не планирующего повысить уровень образования

5 Мониторинг общественного мнения о политической и экономической ситуации в регионах Северо - Западного федерального округа: проводится ежегодно с 2005 г. 1 – 2 раза в год на территории 10 регионов СЗФО путем анкетирования по месту жительства респондентов. Объем выборочной совокупности более 5000 человек. Величина случайной ошибки выборки не превышает 3%,

6 Мониторинг общественного мнения населения Вологодской области: проводится ежегодно, начиная с 1995 г. один раз в каждые два месяца на территории г. Вологды, г. Череповца и восьми районов области путем анкетирования по месту жительства респондентов. Объем выборочной совокупности – 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше. Величина случайной ошибки выборки не превышает 3%.

7 По данным «Мониторинга общественного мнения населения Вологодской области», проведенного в 2008 г. ИСЭРТ РАН

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle