Библиографическое описание:

Балдандоржиев Ж. Б. Культурно-историческое наследие и экономическое развитие города Шилка // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 272-274.

Город Шилка – административный центр Шилкинского района, крупная железнодорожная станция на Забайкальской железной дороге, расположена в центральной части Забайкальского края. По территории района протекают реки Ингода, Шилка, Онон. Район богат месторождениями полезных ископаемых: Апрелковское месторождение золота, месторождение аквамарина, топаза, дымчатого кварца Борец, Завитинское редкометальное месторождение, Ингодинское месторождение подземных вод, Шамболихинское месторождение облицовочного камня и др. В ландшафте преобладают леса (преимущественно лиственничные), лесостепи и степи.

Своим названием город обязан реке Шилке, известной еще с начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами [1].

Название «Силькарь» по-эвенкийски – узкая долина, в русифицированном звучании – Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура. Селение Шилка получило известность с середины XVIII в. как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки Шилки. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской Забайкальского казачьего войска, которых привлекли плодородные земли в долине реки.

В 1897 г. река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начавшее строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Казаки переселились на новое, более высокое место и на угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с паровозным депо [2].

Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию, станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика и два корпуса депо. После сдачи в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней в 1903 г. основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск – Чита – Маньчжурия. Участок Карымская – Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. По переписи 1910 г.в поселке проживало 1752 человека, 560 из них работали на железной дороге, 408 – казаки, 684 – разночинцы. Заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно несмотря на то, что в 1913 г. открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга, и станция Шилка вошла в состав Транссибирской магистрали. Кроме обслуживания дороги население занималось земледелием, животноводством, ремеслами, торговлей скотом и хлебом, сплавом грузов на Амур, извозом.

Началось развитие Шилки со второй половины 20-х годов, когда в 1926 г. в стране была произведена административная реформа, введено окружное и районное деление и Шилка стала центром района, образованного из Шилкинскоцй и Размахнинской волостей, в 1929 г. она получила статус рабочего поселка [3].

Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей в 1932–1938 г.г. В 1933 г. было принято правительственное постановление по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию их инженерно-техническими и рабочими кадрами. В Шилке создается фабрично-заводское училище Народного комиссариата путей сообщения, на базе которого позднее открылось техническое училище. Население поселка быстро росло и в 1935 г. насчитывало 8600 человек. В эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, четный парк станции, водоснабжение с реки Шилка, вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив Соцгород. В 1932 г. организована Шилкинская дистанция сигнализация дистанции и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) – станция Пашенная (Чернышевск). К концу 30-х г.г. Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий и её значение в жизни Забайкальской железной дороги стало преобладающим. Благодаря этому фактору быстрыми темпами рос и благоустраивался районный центр Шилка.

Трудящимися поселка и Шилкинского района был внесен большой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. За проявленные мужество и героизм шилкинцам Н.В. Бородину, Н.Е. Глазову, В.И. Баданину, Ф.М. Пузыреву было присвоено звание Героев Советского Союза. Среди жителей Шилки – полные кавалеры орденов Славы А.Е. Корчагин, А.И. Ясеницкий. Ударную трудовую вахту несли железнодорожники. Рабочие давали по две-три нормы выработки в смену, бригады машинистов обеспечивали бесперебойную работу железнодорожных составов, обеспечивая пробег локомотивов. Рабочие и сельчане собира­ли одежду для фронта, сдавали деньги и облигации на постройку танков и са­молетов. На одном из этих самолетов «Шилкинский старатель» летал уроженец села Кыэкен, Герой Советского Союза А. Соболев.

В послевоенные годы в Шилке произошли коренные преобразования, новое развитие получил железнодорожный транспорт, предприятия энергетики, росли объемы жилищного строительства, соответственно росло население. В 1951 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1951 г. рабочий поселок Шилка преобразован в город [4].

Наибольшие расцвет и развитие города были достигнуты в 70-е годы. Технический прогресс преобразил железнодорожный узел. На его карте появились новостройки: завод железобетонных изделий, предприятия пищевой промышленности (маслозавод, пищекомбинат, мельница, хлебоприемный пункт), развивалась городская инфраструктура. В новых жилых микрорайонах многоэтажной застройки строились магазины, детские сады, школы, спортивные сооружения, общежития. По благоустройству и санитарному состоянию город Шилка был признан одним из лучших населенных пунктов Российской Федерации, и в 1974 г. ему было вручено переходящее Красное знамя РСФСР и ВЦСПС.

Происходившие в стране в последней четверти XX в. преобразования и реформы коснулись и Шилкинского района. Приватизация государственной собственности и акционирование предприятий произошли в железнодорожной и горнодобывающей отраслях, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Кризис в экономике не мог не повлиять на социально-экономическое развитие в регионе, росли безработица и снижение доходов населения. Не меньше десяти лет потребовалось Шилке, чтобы преодолеть кризисные явления, стабилизировать экономику, переведя ее в рыночные отношения.

В настоящее время экономическое и социальное направление района определяют такие отрасли, как сельское хозяйство, горнодобывающая, пищевая, мясомолочная, местная промышлен­ность, производство строительных материалов, лесное хозяйство, железнодорожный и автомобильный транспорт, связь, энергетика. Среди промышленных предприятий самым крупным является Забайкальский горно-обогатительный комбинат, занимающийся выпуском плавикошпатовой продукции, переработкой танталониобиевого концентрата и других минералов. Он также добывает золото методом кучного выщелачивания.

Основные направления сельского хозяйства — производство зерна и овощей, мяс­ное и молочное животноводство. Большой вклад в экономику города вносят предприятия пищевой промышленности "Оникс" (производство продуктов питания), «Водолей» (розлив минеральной воды и выпуск безалкогольных прох­ладительных напитков), муниципальное предприятие «Водочный завод». Всего в районе действует более ста промышленных, транспортных и дру­гих предприятий.

Социальная сфера представлена широкой сетью организаций и учреждений здраво­охранения, культуры, образования. В городе четыре средних и две восьмилетних школы, кадры массовых профессий готовят профессиональное училище и профес­сиональный лицей, работает музыкальная школа, летний театр, библиотеки, дома культуры, стадионы, детская спортивная школа [5].

Основные события из жизни города и района отражены в районной газете «Шилкинская правда». Население г. Шилки в первом десятилетии XXI в. составляет более пятнадцати тысяч человек, которые в основном заняты в сфере транспорта, отраслей промышленности, торговли, здравоохранения, образования. Медицинским обслуживанием населения занимаются две больницы и поликлиники, большая сеть муниципальных и коммерческих аптек, профи­лакторий. В живописном месте расположен курорт «Шиванда». На его базе открыт реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями [6].

Богата шилкинская земля известными людьми. За трудовые дости­жения восемь человек получили звание Героя Социалистического Труда, более шестидесяти награждены орденом Ленина. Есть среди шилкинцев лауреаты Государ­ственной премии СССР, лауреаты премии Ленинского комсомола, делегаты съездов КПСС и ВЛКСМ, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР.

Огромный вклад в историческое и культурное развитие Забайкальского края внес город Шилка. За сто с небольшим лет, он вырос из казачьего разъезда, железнодорожной станции, рабочего поселка, в крупный административный центр, город с развитой инфраструктурой и экономикой.


Литература:
  1. Ведмидь А. Силькарь, Шилкарь, Шилка / А. Ведмидь // Дорога – это жизнь: К 100 – летию Забайкальской железной дороги. – Чита, Новосибирск: Забтранс, 2000. – С. 144–145.

  2. Головачев Д. Шилка / Д. Головачев // Головачев Д. Поселки по линии Забайкальской железной дороги. – Чита, 1908. – С 42–43.

  3. Край древний и молодой // Кривой А. Московский тракт / А. Кривой, А. Щеголев. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. – С. 120–220.

  4. Ураева Л.А. Шилка / Л.А. Ураева, Т.И. Жеребцова // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область : в 4 т. / Рос. акад. наук Сиб. отд-ние. Ин-т природ. Ресурсов, экологии, криологии, Заб. гос. гуманит.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, администрация Чит. обл.; гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: наука, 2006. –Т. IV. – С. 379–380.

  5. Текучев В. Кризис миновал: [Шилкинский район] / В. Текучев // Забайкалье. – 2003. – № 5. – С. 33–36.

  6. Текучев В. Жива страна глубинкой: [100 лет Шилке] / В. Текучев // Забайкальский рабочий. – 1997. – 19 авг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle