Библиографическое описание:

Хасия Т. В. Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 241-242.

Изменения в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к необходимости глубокого трансформирования взаимоотношений между системой образования и профессиональной средой, направленной на более четкую ориентацию подготовки специалистов требованиям производства.

Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности.

Важнейшей ее составляющей становится правовая компетентность, позволяющая решать обоснованно, с юридической точки зрения, профессиональные задачи, относящиеся ко всем сферам деятельности будущего специалиста.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруденция» юрист должен: 

  • толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе [1].

Для решения этих задач предлагается использование в обучение студентов исследовательскую деятельность.

Исследовательская деятельность, в нашем понимании, это работа учащегося и педагога исследовательского характера, система учебных, организационных и  воспитательных мероприятий, проводимых со студентами, которая выполняется в рамках изучаемой дисциплины.

Организация последовательной  учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет формировать социально-правовую компетентность студентов.  

Учебно-исследовательская деятельность – это познание теоретического и практического материала, через осуществление учебного исследования, эксперимента, результатом ее станет  формирование практических умений  творческого уровня.

Учебно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную личностно-профессиональную направленность, она позволяет формировать у студентов способность к рефлексии, к самоанализу, самооценке.

Реализация задач формирования этих умений и качеств, предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;

  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;

  • постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Создать вышеперечисленные условия в образовательном процессе позволяет использование программы «Обучение исследовательской деятельности». Здесь решаются задачи обучения работе  с первоисточниками; самостоятельному поиску  и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению  проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.

Для введения в учебный процесс используем метод наложения программы «Обучение исследовательской деятельности»  на программы дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Реализация интегрированной программы осуществляется путем организации репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности на уроках и в самостоятельной учебной и внеучебной работе студентов. Инструментом для педагогической деятельности будет созданный и используемый в учебном процессе обучающий  научно-методический комплекс по курсу «Основы права». Учебно-методический комплекс может включать:  календарно-тематическое планирование интегрированной программы «Обучение исследовательской деятельности на дисциплинах правового цикла»,  раздаточный материал, разноуровневые контрольные, проверочные, творческие работы, и темы творческих работ. 

Подготовка к обучению по этой программе по  дисциплине «Основы права» начинается с разработки календарно-тематического плана. (КТП) Предполагаемая форма плана позволяет проектировать учебный процесс в целом по разделу, курсу, группе и, одновременно осуществлять пошаговую организацию учебного процесса, с учетом обучения исследовательским умениям и формированию профессионально важных качеств специалиста и  развития социально-значимых качеств и правовой компетентности, определять место проведения каждого урока в общей системе обучения. В колонке тематического содержания программы указываются темы раздела, а также форм организации проведения урока, методы, приемы, используемые на уроке, определяется форма промежуточного и тематического контроля.         Такой подход к организации освоения дополнительной программы наиболее рационален, позволяет эффективно организовать учебный процесс по основным дисциплинам, заложить стремление к креативной деятельности в профессии   и позитивно сказывается на развитии специалиста, формировании социально-профессиональных компетенций, мобильности и конкурентоспособности будущего специалиста.

В рамках программы «Обучение исследовательской деятельности» решаются задачи обучения работе  с первоисточниками; самостоятельному поиску  и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению  проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.

В процессе изучения дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»  путем организации обучения исследовательским умениям формируются профессионально важные качества специалиста и  развиваются социально-значимые  качества, а значит  и социально-правовая компетентность специалиста


Литература:
  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 021100 – «Юриспруденция» Москва 2000г

  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования, компетентностный подход .2005, с.44-46.





Обсуждение

Социальные комментарии Cackle