Наземное проверочно-пусковое электрооборудование ракетно-космических комплексов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 28.12.2018

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Усманов, Р. А. Наземное проверочно-пусковое электрооборудование ракетно-космических комплексов / Р. А. Усманов, Е. В. Осипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55164/ (дата обращения: 06.05.2024).



Целью данной статьи является анализ структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования, а также совершенствование структур проверочно-пускового электрооборудования с течением времени.

Наземное проверочно-пусковое электрооборудование (НППЭО) это совокупность систем, которые предназначены:

‒ для проведения проверок электрооборудования и наземной кабельной сети перед установкой изделия в стартовую позицию;

‒ для проведения проверок системы управления изделия и её бортовой кабельной сети;

‒ для проведения предпусковых операций и выдачи команды пуск;

‒ для получения телеметрии во время полёта и проведения после пусковых операций [1].

НППЭО состоит из:

  1. Пульт индикации и управления блока изделия. К нам относятся пульт центрального блока, пульт блока «И» (третья ступень) и пульты боковых блоков. Цепей управления НППЭО в этих пультах нет, в них расположены только элементы управления (кнопки, тумблеры, переключатели, ключи) и индикация состояния изделия (транспаранты). Расположены эти пульты в командном пункте, в пультовой ракеты носителя (РН).
  2. Стойка системы управления НППЭО блока изделия, также для центрального блока, блока «И» и боковых блоков. В них и расположены цепи управления НППЭО. Располагаются они в технических помещениях с стартового стола.
  3. Система контроля полуниверсальная (СКП) предназначена для проведения проверок системы НППЭО. Во время автономных и комплексных проверок эта система имитирует бортовую управляющую систему ракеты в разных её состояниях, в том числе и нештатных. Пульт управления системы находится в пультовой РН, а стойка цепей управления в технических помещениях стартового стола. Каждая стойка имитирует блок изделия.
  4. Временной механизм старта (ВМС), основное назначение которого выдачи команды «Пуск» в заданное астрономическое время. Во время комплексных испытаний и пуска, ВМС синхронизируется с системой единого времени (СЕВ) и осуществляет отсчет времени до и после команды «пуск» по трем канал, для обеспечения надежности системы отсчета. Располагается ВМС в пультовой РН.
  5. Интегральная стойка автомата управления выключения двигателей (АУВД). Сама система находится на борту изделия, а стойка предназначена для проверок, настройки этой системы.
  6. Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков и синхронизации (КПА СОБИС). Система СОБИС предназначена для равномерного опорожнения баков с компонентами топлива «пакета» изделия (центральный и боковые блоки) а КПА предназначена для проверок и настройки этой системы. Пульт КПА находится в пультовой РН.
  7. Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков (КПА СОБ). Система СОБ предназначена для контроля опорожнения баков с компонентами топлива блока «И». Пульт КПА находится в пультовой РН, который предназначен для проверок и настройки этой системы.
  8. Система электроснабжения спец токами (СНЭСТ) предназначенная для выдачи потребителям переменного тока определенной частоты и напряжения, а также постоянного тока [4].
  9. Наземная кабельная сеть НКС предназначена для электрического объединения аппаратуры стартового комплекса. Её можно разделить на несколько комплектов кабелей:

‒ кабели удлинители, которые проложены от «Командного пункта» до стартовой площадки;

‒ кабели системы НППЭО, которые проложены от технических помещений стартового стола до стартовой позиции изделия;

‒ кабели системы СКП, проложены по техническим помещениям стартового стола;

‒ кабели проложенные по подвижным агрегатам стартовой позиции, таких как кабина обслуживания, колонны обслуживания, кабель-заправочная мачта и другие, эти кабели имеют термоизоляцию в виде намотанной на них стеклоленты;

‒ кабели ВОК, отрывные кабели, которые стыкуются непосредственно к борту изделия.

Схема структуры НППЭО изображено на рисунке 1 [2].

Рис. 1. Схема структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования ракеты космического назначения «Союз ФГ»

Соединение кабелей между собой в большинстве случаев осуществляется с помощью соединительно штепсельного разъёма на 50 контактов [3]. Пример такого разъёма изображен на рисунке 2.

http://diplomka.net/_pu/3/38384182.png

Рис. 2. Соединительно-штепсельный разъём

Кабели, которые стыкуются к борту изделия, имеют отрывные разъёмы на 100 контактов, с электромагнитным замком.

Рассмотрим совершенствование наземного проверочного пускового оборудования с течением времени.

Одной из первых модернизировалась система АУВД — она стала цифровой, благодаря модулю программируемых импульсов. Что позволило повысить надежность системы, и значительно упростить работу операторов этой системы, а также уменьшить габариты стойки управления. После модернизации система стала называться АУВДЦ — автомат управления выключения двигателей цифровой.

Модернизации подверглась и ВМС. Новый механизм был основан на кварцевом генераторе, двух канальном питании и цифровым блоком ввода параметров. Модернизация повысила надёжность и значительно уменьшила габариты механизма.

Самую значимую модернизацию получила система СКП. По сути это уже была ЭВМ с заложенными программами проверки НППЭО, но всё же она не была автоматической поскольку прохождение команд проводимой этой системой контролировалось операторами.

Глобальное развитие всего проверочно-пускового оборудования осуществилась с появлением ракеты «СОЮЗ 2». Оборудование полностью стало цифровым и автоматизированным, что позволяло существенно сократить время автономных, комплексных проверок, подготовки к пуску. Управляющая аппаратура представляла собой ЭВМ с рабочим местом оператора, которое имеет блок ввода данных, и рабочим местом контролёра. Система имеет в своем составе принтер, через который выводятся листы результатов испытаний, и они являются официальными документами.

Новая система получила название — наземная аппаратура системы управления (НАСУ).

Вместе с новой системой была установлена унифицированная наземная кабельная сеть (УНКС), которая обеспечивала взаимодействие как с новой ракетой, так и со старой.

Структура НАСУ представлена на рисунке 3 [2].

Рисунок 3. Схема структуры наземная аппаратура системы управления, ракеты «Союз 2–1а».

Литература:

1. Маликов В. Г. Наземное оборудование ракет / В. Г. Маликов, С. Ф. Комисарик, А. М. Коротков — М.: Воениздат, 1971. — 304 с.

2. Безручко К. В. Cтруктуры проверочно-пускового оборудования ракетно космических комплексов: статья / К. В. Безручко, А. О. Давыдов, 2010. — 4с.

  1. Аникейчик Н. Д. Теория и практика эксплуатации объектов космической инфраструктур: монография: монография. Т. 1 / Н. Д. Аникейчик, О. А. Антропов, Л. Т. Баранов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 400 с.
  2. Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники: монография. Книга 1 / Под общ. ред. проф.. И. В. Бармина. — М., 2005. — 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): система, стартовый стол, борт изделия, наземное проверочно-пусковое электрооборудование, настройка этой, схема структуры, цепь управления, наземная кабельная сеть, стартовая позиция, центральный блок.


Похожие статьи

План реконструкции кабельных сетей электрической...

Разветвлённые кабельные сети электрической централизации представляют собой комплекс конструкций и устройств, предназначенных для управления объектами СЦБ и обеспечения контроля их состояния. Кабелями соединяют напольные устройства СЦБ стрелочные...

Надежность схем электроснабжения наземных комплексов...

Определен основной показатель надежности схемы электроснабжения наземных комплексов систем посадки воздушных судов — интенсивность отказа, связанный с полным отключением электроснабжения объектов систем посадки, который составляет 8,76х10–4 в год.

Автономная система позиционирования в составе управления...

Применительно к наземным системам, этот раздел задачи управления сводится к определения курса аппарата (направления движения относительно линии направленной на северный магнитный пояс), которая решается применением одноосного гироскопа или компаса.

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Релейные блоки имеют штепсельное включение в действующую схему, что позволяет при неисправности в блоке произвести замену блока, не нарушая

Электрическая централизация это станционная система централизованного контроля и управления стрелками и сигналами с...

Проектирование участка сети с использованием технологии SDH

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка транспортной сети с

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка

Эта схема позволяет исходному мультиплексору, то есть тому, который формирует объединенный...

Обработка сигналов с фазовой манипуляцией способом прямого...

Наземные станции обработки ТМИ космических аппаратов используют оборудование

Это позволяет обрабатывать сигнал телеметрической информации с борта космического

При этом разница начальных фаз сигналов на входе и выходе конвертера постоянна.

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

‒ блочная структура — вся система разбита на несколько параллельно работающих блоков.

Во-первых, при повреждении главного блока функции управления системой должен взять

Но это приводит к существенному усложнению всей системы, со всеми вытекающими из этого...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры.

В Санкт-Петербурге, как и в большинстве городов России, маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта формировалась под влиянием...

Похожие статьи

План реконструкции кабельных сетей электрической...

Разветвлённые кабельные сети электрической централизации представляют собой комплекс конструкций и устройств, предназначенных для управления объектами СЦБ и обеспечения контроля их состояния. Кабелями соединяют напольные устройства СЦБ стрелочные...

Надежность схем электроснабжения наземных комплексов...

Определен основной показатель надежности схемы электроснабжения наземных комплексов систем посадки воздушных судов — интенсивность отказа, связанный с полным отключением электроснабжения объектов систем посадки, который составляет 8,76х10–4 в год.

Автономная система позиционирования в составе управления...

Применительно к наземным системам, этот раздел задачи управления сводится к определения курса аппарата (направления движения относительно линии направленной на северный магнитный пояс), которая решается применением одноосного гироскопа или компаса.

Автономная система ориентирования беспилотного летательного...

Для решения задач мониторинга территорий и объектов, как в военной, так и в гражданской сфере применяются сверхлегкие беспилотные летательные аппараты. Главным критерием гарантии выполнения поставленной задачи является точность его позиционирования в...

Релейные блоки для систем железнодорожной автоматики...

Релейные блоки имеют штепсельное включение в действующую схему, что позволяет при неисправности в блоке произвести замену блока, не нарушая

Электрическая централизация это станционная система централизованного контроля и управления стрелками и сигналами с...

Проектирование участка сети с использованием технологии SDH

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка транспортной сети с

Работа посвящена вопросам проектирования современной структуры участка

Эта схема позволяет исходному мультиплексору, то есть тому, который формирует объединенный...

Обработка сигналов с фазовой манипуляцией способом прямого...

Наземные станции обработки ТМИ космических аппаратов используют оборудование

Это позволяет обрабатывать сигнал телеметрической информации с борта космического

При этом разница начальных фаз сигналов на входе и выходе конвертера постоянна.

Системы оперативного постоянного тока для ПС 110 — 220 кВ

‒ блочная структура — вся система разбита на несколько параллельно работающих блоков.

Во-первых, при повреждении главного блока функции управления системой должен взять

Но это приводит к существенному усложнению всей системы, со всеми вытекающими из этого...

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и разветвленные структуры.

В Санкт-Петербурге, как и в большинстве городов России, маршрутная сеть наземного пассажирского транспорта формировалась под влиянием...

Задать вопрос