Российская интеллигенция и Первая мировая война | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 10.12.2018

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Е. Р. Российская интеллигенция и Первая мировая война / Е. Р. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54616/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматривается отношение российской интеллигенции к Первой мировой война, а также то, как интеллигенция помогала благотворительной деятельностью предотвращению военных нужд и людям, пострадавшим на войне.

Ключевые слова: Первая мировая война, интеллигенция, благотворительность, средства, лазареты, отношение.

Отношение к Первой мировой войне у российской интеллигенции было неоднозначным. Очевидным остаётся то, что война не входила в их планы. С объявлением войны всем стало ясно, что начинается другая эпоха: одни были настроены позитивно, другие не ждали ничего хорошего.

«Я верю в нашу победу, — писал князь В. М. Голицын, — и верю в живые силы народа и в то, что война вызовет в нем полное преобразование и даже перерождение в настоящем национальном духе, а еще более в общечеловеческом» [12, л. 912]. В. Я. Брюсов говорил, что тогда «были у России, у русского общества светлые надежды, может быть, обманчиво поданные царским правительством: оказать благодетельное влияние на судьбу других стран и протянуть руку помощи другим угнетенным народам…» [2, с. 433]. З. Н. Гиппиус, наблюдая за своими коллегами по творческому делу, писала, что «москвичи осатанели от православного патриотизма. Эрн, Флоренский, Булгаков, Трубецкой и т. д. и т. д». [4, с. 212]. При этом особенно воодушевленно начало боевых действий встретило «русское студенчество, заполнившее в годы войны школы прапорщиков и юнкерские училища и ставшее доподлинными юнкерами и прапорщиками», которые на полях сражений геройски «подставляли собственный лоб под немецкую пулю ради воодушевления не желавших воевать солдат» [9, с. 39]. Профессура во главе студенчества стояла летом 1914 г. отчислила 3 % своего содержания на военные нужды и развернувшая чистку научно-преподавательского сообщества, из которого были исключены все подданные Германии [6, с.147–163].

Негативное отношение к войне было, например, у Владимира Маяковского, который в июле 1914 г. откликнулся на нее стихотворением «Война объявлена» со словами: «А с запада падает красный снег / сочными клочьями человечьего мяса. / … / А из ночи, мрачно очерченной чернью, / багровой крови лилась и лилась струя» [10, с. 70–71].

Как известно, деятели искусства и остальная часть интеллигенции подлежала военному призыву. Некоторые из них пытались избежать отправки на фронт. Те, кому это не удалось, не понимали и на фронте, для чего они там оказались. Художник Ю. П. Анненков достал липовую медицинскую справку от друга семьи, врача-народовольца С. Я. Елпатьевского, сочинившего для молодого художника «ужасающий диагноз» [1, с. 481]. Военный инженер Николай Мясковский, служивший в чине поручика в саперных войсках, но прославившийся как композитор, и тот говорил, что «испытывает лишь чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости» [11, с. 345]. В среде такой, занятой исключительно творчеством, интеллигенции «о священном долге перед родиной или патриотизме… и речи быть не могло. Эти чувства были в загоне…» [14, с. 278].

Свой долг интеллигенция видела в духовной борьбе, а не борьбе военной «за чей-то чужой интерес» [5, с. 190], как говорил С. А. Есенин.

Тем не менее, российская интеллигенция стремилась помогать своей стране, а конкретно — людям, которые пострадали на войне, в частности на фронте. Уже в ноябре 1914 г. был создан «Петроградский союз артистов частных театров и деятелей искусства на помощь защитникам родины», позже переименованный в Петроградский союз «Артист — солдату». В состав совета союза вошли А. И. Зилоти, А. Н. Кремлев, С. Д. Масловский, В. Л. Миронов, С. Ф. Гецевич, В. А. Самойлов, П. В. Самойлов и др. К 1916 г. в союзе насчитывалось 111 членов, ежегодные взносы которых составляли 50 руб. Все члены союза работали бесплатно, а также развернули активную работу по сбору пожертвований, применяя при этом самые разнообразные формы: кружечные сборы, базары и гулянья, выставки и продажи картин, концерты и спектакли, кабаре, «салон юмористов» и др. Всего к 26 апреля 1916 г. союзом было собрано более 100 тыс. руб. [7, с. 25].

Знаменитая балерина М. Кшесинская также устроила на свои средства лазарет на Каменноостровском проспекте на 30 мест, в котором были 2 операционные и 3 палаты. Лазарет существовал с декабря 1914 по декабрь 1916 г. [15. с. 145].

Артисты императорских театров также открыли лазарет для раненых и больных воинов, который находился под покровительством императрицы Марии Федоровны. Средства на содержание лазарета складывались из отчислений от жалованья артистов, пожертвований и средств, полученных от благотворительных спектаклей в его пользу. С 23 сентября 1914 г. по 1 ноября 1915 г. было собрано около 50 тыс. руб., из которых более 32 тыс. составили отчисления от жалованья артистов императорских театров, 11 тыс. — сборы от спектаклей, а 5,5 тыс. руб. было собрано за счет пожертвований разных лиц [13, л.19].

В ноябре 1914 года был открыт лазарет деятелей искусств. Еще до открытия лазарета в октябре 1914 года проходил аукцион общества «Мир искусства», на котором было продано 262 произведения. Полученную сумму в составе 8500 рублей направили на создание Лазарета [3, с. 6]. В 1915–1916 годах в пользу Лазарета были проведены еще два аукциона тем же обществом. Выручка от аукционов составила 6400 и 3500 рублей [13, л. 17]. Созданию лазарета способствовало появление воззвания к деятелям искусства, которым было предложено внести «свою жертву на устройство Лазарета деятелей искусства Петрограда» [8, с. 11]. В лазарете были 10 кроватей для офицеров и 58 для нижних чинов. Также были и именные палаты для нижних чинов: общества имени Куинджи А. И., Малого театра и др.

С первых лет Первой мировой войны оперный и камерный певец Ф. И. Шаляпин открыл лазарет № 90 (по Екатерининскому каналу) для раненых воинов под покровительством Александры Фёдоровны, где работала вся его семья, писатель А.И Куприн на свои средства организовал лазарет в Гатчине и разместил в нём 10 солдат, о которых заботилась его супруга [15, с. 151].

В сентябре-ноябре 1914 г. в Петрограде, по сообщению градоначальника князя А. Оболенского, открывалось ежедневно от 2 до 5 лазаретов [16, л. 3–4]. По данным Петроградского градоначальства, к 1 февраля 1915 г. в Петрограде насчитывалось 417 лечебных заведений, содержащихся на средства частных организаций и лиц, в них было около 14 тыс. мест. Кроме того, 24 лазарета на 1367 мест содержались частными лицами и организациями совместно с РОКК, Всероссийским Земским Союзом и Союзом Городов, с городскими органами и духовными учреждениями [17, л. 37].

Интеллигенция занималась благотворительностью, открывая лазареты на вырученные средства от своей деятельности. Также вырученные средства шли на прочие нужды войны.

Первая мировая война разделила интеллигенцию на тех, кто был к ней готов, и, соответственно, наоборот. Одна часть была за отстаивание своих интересов вооруженным путём, другая часть за мирное сосуществование. Отношение к войне у интеллигенции было неоднозначным. Одни вели богемную жизнь в тылу, другие старались внести свою лепту в общее дело посредством благотворительности. На военные нужды и помощь пострадавшим на войне отпускались личные средства интеллигентов, открывались аукционы, проводились благотворительные концерты и выставки и пр. Несомненно, российская интеллигенция внесла немалый вклад в благотворительность во время Первой мировой войны, оказывая помощь своей стране и своему народу, но, тем не менее, были и те, кто оставался в стороне от проблем, которые породила война.

Литература:

  1. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. — М.: И. Захаров, 2001. — 512 с
  2. Брюсов В. Я. Избранное. — М.: Правда, 1982. — 464 с
  3. Выставка в пользу Лазарета деятелей искусства // Искусство и жизнь. 1915. № 1. С. 6–10.
  4. Гиппиус З. Н. Современная запись 1914–1919 гг. Дневник // Мережковский Д. С. Больная Россия. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 272 с.
  5. Есенин С. А. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. — М.: Изд-во «Правда», 1970.
  6. Иванов А. Е. Наука и высшая школа России в период Первой мировой войны и революций // Российская история. — 2014. — № 5. — с. 147–163.
  7. Коржевская Е. А. Культурно-патриотическая жизнь Петрограда в годы Первой мировой войны // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997. с. 25–38.
  8. Лазарет деятелей искусства в Петрограде: Воззвание. Пг., 1914. С. 11.
  9. Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век. — Л.: Художественная литература, 1988. — 480 с.
  10. Маяковский В. В. Сочинения в 3 т. Т. 1. — М.: Худож. литература, 1978.
  11. Мясковский Н. Статьи, письма, воспоминания. Т. 2. — М.: Советский композитор, 1960.
  12. ОР РГБ. Ф. 75. Ед. хр. 31. Л.912
  13. РГИА. Ф. 525. Оп. 2. Д. 107. Л. 19.
  14. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. — Л.: «Искусство», 1991. — 288 с.
  15. Хечинов Ю. Е. Война и милосердие. Страницы истории Отечества. М., 2009. 200 с.
  16. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 13. Д. 1083. Л. 3–4.
  17. ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 291. Л. 37.
Основные термины (генерируются автоматически): мировая война, российская интеллигенция, война, деятель искусства, лазарет, быль, жалованье артистов, интеллигенция, Петроград, создание лазарета.


Похожие статьи

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг.

Именно поэтому российская интеллигенция составляла угрозу для В. И. Ленина, незаконно пришедшего к власти.

Однако представители интеллигенции, не получившие популярность за границей и не эмигрировавшие после революции, были приговорены к расстрелу.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

В данной статье рассматривается деятельность казахской интеллигенции, участвовавшей в совместной борьбе против установления советской власти в Центральной Азии. В их число входят представители казахской и башкирской интеллигенции. Хронологические рамки...

Российская интеллигенция в условиях НЭПа | Статья в журнале...

Российская интеллигенция в условиях НЭПа. Автор: Шальнев Евгений Владимирович.

В первые годы после революции интеллигенция в России делилась на две категории: старую и

Если любой член данного театра от первого его артиста до последнего сторожа не имеет...

Общественная позиция национальной художественной...

Вопрос отношения интеллигенции к Советской власти в России в первые годы после

Во-вторых, интеллигенция играла значительную роль в российском обществе рубежа веков.

Подобные меры должны были демонстрировать лояльное отношение народа и власти к...

К вопросу об источниковой ценности мемуаров Ф. И. Шаляпина

В целом книга создает положительный образ великого русского артиста, а критика его творчества

Ф. И. Шаляпин пишет и свои мысли по поводу исхода Первой мировой войны: «С

И за несколькими исключениями это были именно мухи; слоны были слишком грузны и...

Женская благотворительность в годы Первой мировой войны

Из «Очерка деятельности Царскосельского лазарета за первые три месяца войны» и из

Александра Федоровна и княжны в годы Первой мировой войны доказали верность России и

Общество оперативно организовало в Москве и Петрограде мастерские по изготовлению...

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России

Первую мировую войну в России не хотел никто. Подавляющая часть населения даже не

События такой исторической важности, как Первая мировая война, а в дальнейшем и

—…, вернувшийся в Петроград только в марте, воспринял случившееся оптимистично, усматривая...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Общая драма русской интеллигенции была также личной и творческой драмой М

Творчество М. Булгакова проявляет склонность и большое внимание к интеллигенции.

Голубков попросил Чарноту взять их с собой, так как Серафима заболела и ей надо лазарет.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

В 60-х годах XIX века в России стали происходить события, принимавшие характер эпидемии: молодые люди, юноши и девушки разных сословий, уходили из своих семей, порывали с ними всякие связи, отказываясь от содержания и наследства, по причинам...

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

ХX век с его насыщенной общественно-политической событийностью обусловил усиление мемуарных тенденций в литературном процессе: всплеск мемуарного жанра и интереса к нему происходит в русской эмиграции «первой волны» (1917-1940)...

Похожие статьи

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг.

Именно поэтому российская интеллигенция составляла угрозу для В. И. Ленина, незаконно пришедшего к власти.

Однако представители интеллигенции, не получившие популярность за границей и не эмигрировавшие после революции, были приговорены к расстрелу.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые...

В данной статье рассматривается деятельность казахской интеллигенции, участвовавшей в совместной борьбе против установления советской власти в Центральной Азии. В их число входят представители казахской и башкирской интеллигенции. Хронологические рамки...

Российская интеллигенция в условиях НЭПа | Статья в журнале...

Российская интеллигенция в условиях НЭПа. Автор: Шальнев Евгений Владимирович.

В первые годы после революции интеллигенция в России делилась на две категории: старую и

Если любой член данного театра от первого его артиста до последнего сторожа не имеет...

Общественная позиция национальной художественной...

Вопрос отношения интеллигенции к Советской власти в России в первые годы после

Во-вторых, интеллигенция играла значительную роль в российском обществе рубежа веков.

Подобные меры должны были демонстрировать лояльное отношение народа и власти к...

К вопросу об источниковой ценности мемуаров Ф. И. Шаляпина

В целом книга создает положительный образ великого русского артиста, а критика его творчества

Ф. И. Шаляпин пишет и свои мысли по поводу исхода Первой мировой войны: «С

И за несколькими исключениями это были именно мухи; слоны были слишком грузны и...

Женская благотворительность в годы Первой мировой войны

Из «Очерка деятельности Царскосельского лазарета за первые три месяца войны» и из

Александра Федоровна и княжны в годы Первой мировой войны доказали верность России и

Общество оперативно организовало в Москве и Петрограде мастерские по изготовлению...

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России

Первую мировую войну в России не хотел никто. Подавляющая часть населения даже не

События такой исторической важности, как Первая мировая война, а в дальнейшем и

—…, вернувшийся в Петроград только в марте, воспринял случившееся оптимистично, усматривая...

Драматический конфликт личности и истории в пьесах...

Общая драма русской интеллигенции была также личной и творческой драмой М

Творчество М. Булгакова проявляет склонность и большое внимание к интеллигенции.

Голубков попросил Чарноту взять их с собой, так как Серафима заболела и ей надо лазарет.

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

В 60-х годах XIX века в России стали происходить события, принимавшие характер эпидемии: молодые люди, юноши и девушки разных сословий, уходили из своих семей, порывали с ними всякие связи, отказываясь от содержания и наследства, по причинам...

Мемуаристика русской эмиграции «первой волны»: различные...

ХX век с его насыщенной общественно-политической событийностью обусловил усиление мемуарных тенденций в литературном процессе: всплеск мемуарного жанра и интереса к нему происходит в русской эмиграции «первой волны» (1917-1940)...

Задать вопрос