Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 1129 раз

Библиографическое описание:

Матюшин, А. А. Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности / А. А. Матюшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54369/ (дата обращения: 18.04.2024).



Результатом мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика является возникновение обязанности по уплате налогов, штрафов, пеней. Образовавшаяся в результате недоимка не всегда попадает в бюджет государства и остается на балансе организации в виде задолженности. В настоящее время в Российской практике сформировались актуальные проблемы в обеспечении поступления такой задолженности в бюджет государства.

Ключевые слова: налоговый контроль, задолженность, привлечение к ответственности, аффилированность.

Основным методом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов является деятельность налоговых органов в рамках проведения контрольных мероприятий, включающую в себя выездные и камеральные налоговые проверки.

Проведение контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков со стороны налоговых органов не всегда приводит к поступлению в бюджет государства всей суммы налогов и сборов, отраженных в решении о привлечении к ответственности за нарушения налогового законодательства. Такой результат возможен в случае отсутствия у организации на момент проведения контрольных мероприятий и после их окончания имущественных и оборотных активов для погашения сумм образовавшейся по результатам проверки недоимки.

В то же время, в соответствии с концепцией планирования налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и положениями ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими проведение камеральных налоговых проверок при явных признаках нарушений налогового законодательства налоговый орган обязан провести контрольные мероприятия с целью установления сумм налоговых обязательств, не уплаченных предприятием.

Ситуация усугубляется в случае принятия налогоплательщиком решения о ликвидации организации либо подачей в арбитражный суд заявления о банкротстве. В этой ситуации предприятие, в случае если вышеуказанные действия целенаправленны, находится заведомо впереди налогового органа и прилагает все возможные усилия к минимизации негативных последствий по результатам проверки. Нередки случаи, при которых такие предприятия являются частью группы компаний, и выполняют функции по принятию на себя налоговых и организационно технических рисков.

В качестве примера подобной деятельности можно привести практику выведения сбыта готовой продукции в так называемые «торговые дома» при производственных предприятиях, которые помимо основной деятельности по сбыту продукции, аккумулируют риски, возникающие при реализации продукции и практически повсеместно применяют агрессивные схемы налогового планирования не опасаясь последствий, которые могут применить к ним фискальные органы. Даже в случае проведения налоговой проверки бенефициарный владелец такого предприятия, формально не имеющий к нему отношения, может избежать ответственности в связи с отсутствием достаточных оснований для признания его выгодоприобретателем от деятельности такого предприятия.

В современной практике такой подход к построению бизнеса принял форму делового обычая и используется повсеместно, начиная с составления бизнес-плана при введении в строй нового производства, заканчивая появлением таких структур в предприятиях с государственным участием.

Такая практика ведения бизнеса безусловно порочна и основана прежде всего на отсутствии в распоряжении налоговых органов мощных инструментов, позволяющих формировать по итогам проведения контрольных мероприятий выводы о взаимозависимости организаций. В целом, полномочия, предоставленные налоговым органам п.2 ч. 2 ст. 45 НК РФ не позволяют оперативно обратить взыскание налоговых обязательств в пользу бенефициарных владельцев номинальной организации, получавших материальную выгоду от использования схем уклонения от налогообложения.

Проблема действующего законодательства и правоприменительной практики состоит в первую очередь в отсутствии объективных причин считать субъекты финансово-хозяйственной деятельности аффилированными, кроме достаточно формальных определений, отраженных в статье 105.1 НК РФ текущей редакции. Анализ решений арбитражных судов также не дает четких ответов на вопрос кого считать так называемым выгодоприобретателем от деятельности организации, имеющей налоговые риски, а кто является добросовестным контрагентом проверяемой организации.

Такие факторы способствуют мотивации налогоплательщиков к дроблению бизнеса и выводу потенциально токсичных активов за пределы группы компаний, имеющей имущество, на которое можно обратить взыскание и долгосрочные обязательства, имеющие коммерческое значение. Простота оформления сделок по отчуждению имущества в пользу третьих лиц также оказывает значительное влияние на вывод активов с последующей ликвидацией организации, имеющей задолженность.

Объективные причины невозможности проведения в каждой подобной ситуации выемки документов и предметов в соответствии с ст. 94 НК РФ и фиксации признаков аффилированности в протоколе осмотра, составленном в соответствии со ст. 92 НК РФ как ультимативного инструмента сбора доказательной базы играют на руку налогоплательщикам и позволяют оставить реальные активы в безопасности. К тому же, выемка документов и предметов предусмотрена только в ходе проведения выездной налоговой проверки и не возможна при проведении камерального налогового контроля и вне рамок налоговой проверки. Из вышеизложенного можно сделать вывод не только о недостаточности инструментов, имеющихся в распоряжении фискальных органов, но и недостаточном внимании к профилактике неправомерного разделения бизнеса и со стороны государства.

Решению данной проблемы может способствовать расширение возможностей, при которых налоговый орган вправе проводить мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 45 НК РФ в отношении возможных правопреемников и бенефициарных владельцев организации, которая использовалась с целью нарушения законодательства о налогах и сборах.

Также значительную роль может сыграть четко сформулированная правовая позиция судебных органов по практике признания юридических лиц взаимозависимыми и подконтрольными в рамках налоговых споров.

Результат вышеуказанных действий позволит налоговым органам обеспечить поступление в бюджет государства задолженности, образовавшейся по результатам контрольных мероприятий в отношении организаций, не имеющих на балансе активов для погашения задолженности, а также организаций, осуществляющих преднамеренное банкротство.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ часть первая (электронный ресурс): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)//Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
  2. Налоговый кодекс РФ часть вторая (электронный ресурс) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
  3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» //Консультант Плюс — режим доступа: http:www.consultant.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, бюджет государства, налоговый орган, орган, мероприятие, налоговая проверка, налоговое законодательство, налоговый контроль, предприятие.


Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, налоговый

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая проверка.

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки.

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая...

налоговый контроль, проверка, орган, уплата налогов...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути... |

Теоретические основы налогового контроля РФ | Молодой ученый

налоговый контроль, орган, налоговая система, налоговое администрирование, Российская Федерация, бюджетная система, выездная налоговая проверка, высокий уровень, государственный финансовый контроль...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования...

Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи...

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает...

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в установленном...

Похожие статьи

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (рис 1)

Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, налоговый

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах

Налоговый кодекс РФ различает два вида налоговых проверок: Камеральная налоговая проверка.

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки.

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган, уплата налогов, налоговая система, налоговое законодательство, мероприятие, камеральная налоговая...

налоговый контроль, проверка, орган, уплата налогов...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Анализ выездных налоговых проверок: пути... |

Теоретические основы налогового контроля РФ | Молодой ученый

налоговый контроль, орган, налоговая система, налоговое администрирование, Российская Федерация, бюджетная система, выездная налоговая проверка, высокий уровень, государственный финансовый контроль...

Эффективность налогового контроля | Статья в журнале...

налоговый орган, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налогоплательщик, документ, орган, налоговый мониторинг, налоговое законодательство, проверка, налоговое администрирование. Эффективность налогового контроля | Статья в...

Формы и методы налогового контроля | Статья в журнале...

Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ). Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования...

Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи...

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает...

Налоговый контроль как правовая категория | Статья в журнале...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в установленном...

Задать вопрос