Библиографическое описание:

Волошина Т. А. Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 100-105.

Переход России к рыночным отношениям порождает необходимость в подготовке выпускника педагогического вуза как конкурентоспособного специалиста, способного вырабатывать собственную стратегию профессионального роста, обладающего предпринимательскими качествами и профессиональной мобильностью. Современный педагог должен уметь не только предоставлять качественные образовательные услуги, но и создавать новые, соответствующие потребностям рынка, общества, государства; быть успешным менеджером образования, владеющим основами управления образовательными системами. Обучение предпринимательству и предприимчивости начинает закрепляться во всем мире, сегодня многие ученые-исследователи предлагают различные модели воспитания «личности предпринимательского типа». Это отражено в целом ряде нормативно-законодательных документов: новой редакции Закона «Об образовании»; Указе Президента «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и т.д. В современных образовательных стандартах третьего поколения также отмечено, что выпускники педагогического вуза должны владеть такими компетенциями как: умение проектировать образовательный маршрут и профессиональную карьеру, владеть способами проектной и инновационной деятельности в образовании; применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности и т.д . [1]. Одновременно в научно-педагогических исследованиях недостаточно рассмотрены вопросы формирования предпринимательских качеств учителя в процессе его профессиональной подготовки, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях через самореализацию в предпринимательской деятельности.

Современные экономические условия ставят перед учителем новые задачи для решения проблем образовательного процесса. В его профессиональную деятельность все более уверенно включается ряд функций, для осуществления которых ему необходимы предпринимательские качества: организация и продвижение образовательной услуги; создание образовательных продуктов, товаров; управление образовательным учреждением; создание учебных фирм и бизнес-инкубаторов; консалтинговая деятельность; социальное предпринимательство, фандрайзинг, проектный менеджмент и др. В этом аспекте современный специалист выступает как социальный предприниматель, нацеленный на реализацию собственных проектов и инноваций.

В психолого-педагогической литературе термин «предпринимательские качества учителя» ранее не рассматривался, хотя отдельные трактовки этого понятия представлены в ряде диссертационных исследований. А.В. Жадаева определяет их как «совокупность личностных качеств, отвечающих специфике деятельности педагога по организации школьного предпринимательства» [2, c.10]; О.В. Каткова как «профессионально важные качества личности, необходимые для успешной учебно-предпринимательской деятельности» [3, c.14]; С.Б. Данилов определяет предпринимательские качества как «сложное интегративное личностное образование, включающее в себя значимые лидерские качества, выражающие единство и взаимосвязь волевого, рационального и эмоционального компонентов развития личности, находящие применение в педагогической деятельности» [4, c.56]. В контексте исследуемой проблемы мы определяем предпринимательские качества учителя как личностно-интегративные образования, определяющих устойчивое поведение субъекта в системе деловых социально-ценностных отношений, стимулирующих его предприимчивость с ориентацией на получение конкурентоспособного интеллектуального или предметного продукта деятельности. Анализ сущности предпринимательских качеств современного учителя позволяет определить требования к выпускникам педагогического вуза в области предпринимательства и выявить перечень качеств, обозначенных нами как предпринимательские качества учителя, а также рассмотреть их проявление в педагогической деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Предпринимательские качества будущего учителя

  Качества

Проявление в предпринимательской деятельности учителя

Организаторские качества:

предприимчивость

инициативность

рискованность

решительность

активность

самостоятельность

 

·       планирование деятельности по организации, продвижению образовательной услуги и достижение планируемых результатов в ней;

·       рациональное использование имеющихся ресурсов по созданию образовательных продуктов и умение правильно распределить работу во времени;

·       организация учебных фирм, бизнес-инкубаторов, бизнес-парка и др. форм школьного предпринимательства;

·       умение инициировать практическую деятельность при реализации собственных проектов и инноваций;

·       способность работать в команде коллег и организовать командную работу.

Творческие качества:

креативность

эвристичность

изобретательность

новаторство

·       создание инновационных образовательных услуг;

·       проявление творческого подхода при разработке брендов и продвижении образовательных продуктов;

·       участие в фандрайзинговой деятельности;

·       разработка маркетинговых стратегий по продвижению образовательных продуктов.

Коммуникативные качества

контактность

коммуникабельность

общительность

презентабельность

·       создание имиджа учителя, проявление презентационных способностей;

·       соблюдение норм делового общения, этикета и других составляющих предпринимательской культуры, позволяющих устанавливать деловые контакты;

·       способность располагать к себе людей и оказывать влияние на окружающих;

·       умение разрешать споры, преодолевать возражения, проявлять толерантность;

·       выработка позитивной аттракции, как со стороны партнеров, так и со стороны потребителя образовательной услуги.

Управленческие качества:

лидерство

ответственность

принципиальность

влиятельность

уверенность в себе

·       умение руководить группой лиц, участвующих в процессе управления;

·       разработка стратегий и тактик поведения в предпринимательских ситуациях;

·       управление консалтинговой и проектной деятельностью;

·       способность к управлению организацией и качеством образовательного процесса;

·       умение быть руководителем, успешным менеджером в образовании;

·        способность к эффективной организации делегирования полномочий.

Как видно из таблицы 1 предпринимательские качества современного учителя нами рассмотрены в соответствии с видами предпринимательской и педагогической деятельности: организационной, творческой, коммуникативной, управленческой. Эти виды деятельности отражены и в Законе об образовании (статьи 47-48) о предпринимательской деятельности образовательного учреждения и индивидуальной трудовой педагогической деятельности, которая «рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации» [5].

Говоря о формировании профессионально важных личностно-деловых качеств студентов педагогического вуза, необходимо учитывать, что воспитание личности предпринимательского типа может осуществляться только в условиях выполнения самой предпринимательской деятельности или создания условий приближенных к ним. Формирование – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [6, с. 160]. В трактовке Г.И. Щукиной, понятие «формирование» углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. «Формирование – это не только результат развития личности, но и процесс ее становления» [7, c.29]. Говоря о профессиональном развитии, мы имеем в виду рост профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний, умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [6, с.160].

Формирование предпринимательских качеств личности определяется нами как сложный многокомпонентный процесс и представлен в виде разработанной нами модели, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, теоретико-методологических подходов, педагогических условий, содержания, организационных форм, методов, средств и технологий интерактивного обучения, направленных на формирование предпринимательских качеств будущего учителя. Целевой установкой разработанной нами модели является формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения. Теоретической основой модели формирования предпринимательских качеств студентов являются современные научные подходы: компетентностный и личностно-деятельностный, их мы рассматриваем как методологические основания в формировании предпринимательских качеств будущего учителя. Основные концептуальные положения компетентностного подхода раскрыты в трудах А.Л. Андреева, В.Н. Введенского, Д.А. Иванова, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.С. Елагиной, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, В.В. Маскина, Л.П. Паниной, А.В. Хуторского и др. Компетентностный подход предполагает наличие совокупности общих принципов определения целей образования, отбора содержания и организации образовательного процесса, направленного на развитие профессиональных компетенций личности.

В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, определяющих результативность профессионального труда; комбинации личностных качеств и свойств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности; способность к осуществлению сложных культуросообразных видов действий и др. [8, с. 20]. Предпринимательская компетентность является одним из компонентов профессиональной компетентности учителя, актуальность которой вызвана процессами экономического развития общества, необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов в области образования. Становлению предпринимательской компетентности будущего педагога способствует процесс накопления определенных качеств и свойств личности (их мы обозначили как предпринимательские), развитие которых будет продолжаться на протяжении всей их активной профессиональной деятельности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода в исследованиях И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, В.А. Черкасова подчеркивается важность включения студентов в целенаправленную профессиональную деятельность, которая «порождает» необходимые профессионально-личностные качества, обеспечивающие успех профессионального труда, и в соответствии с которым педагог выступает полноценным субъектом своего профессионально-личностного развития. Исходя из этого, мы делаем вывод, что включение студентов в предпринимательскую деятельность, направленную на оказание образовательных услуг, удовлетворение потребностей общества и его членов в повышении образовательного уровня, инновационное использование образовательных ресурсов и получение экономической выгоды, позволяет сформировать его предпринимательские качества.

Включение студентов в активную, значимую для них, образовательную деятельность, приближенную к реалиям современного бизнеса, способствует присвоению ими социального и профессионального опыта, развитию психических функций и способностей, формируя систему отношений к миру и к самому себе. В современной педагогической практике накоплен большой опыт в организации симуляционных форм предпринимательской деятельности: учебные фирмы, студенческие бизнес-инкубаторы, бизнес-лагеря, комплексные игровые технологии.

В рамках образовательного процесса педагогического вуза необходим определенный комплекс педагогических условий, способствующих формированию профессионально важных предпринимательских качеств студентов педвуза. Совокупность педагогических условий должна отличаться гибкостью и динамичностью, охватывать все стороны изучаемого педагогического явления и одновременно с этим учитывать специфику профессиональной подготовки студентов, чутко реагировать на возможные изменения в этом процессе. Исходя из этого, нами определен следующий комплекс педагогических условий, эффективно влияющих на формирование предпринимательских качеств студентов:

 – формирование позитивной мотивации к предпринимательству и саморазвитию деловых качеств, способствующих повышению уровня конкурентоспособности в профессиональной деятельности;

– обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения дисциплин предпринимательской направленности в процессе интерактивного обучения;

 – использование форм и методов интерактивного взаимодействия субъектов в учебной, внеучебной и практической деятельности;

 – обогащение образовательной среды вуза, нацеленной на подготовку конкурентоспособного специалиста и реализацию его личностного ресурса в предпринимательской деятельности

На базе Карельского государственного педагогического университета (г. Петрозаводск) с целью формирования предпринимательских качеств студентов, на протяжении 6 лет проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала решение следующих задач:

1.                  Разработка и апробация модели формирования предпринимательских качеств студентов, ориентированной на использование форм и методов, средств и технологий интерактивного взаимодействия субъектов в учебной, внеучебной и практической деятельности.

2.                  Обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения дисциплин предпринимательской направленности в процессе интерактивного обучения.

3.                  Обогащение образовательной среды вуза, обеспечивающей формирование позитивной мотивации будущих учителей к саморазвитию предпринимательских качеств.

Принимая во внимание, что процесс формирования спектра предпринимательских качеств студентов этого факультета является одним из компонентов их профессиональной подготовки, в рамках эксперимента нами была разработана и апробирована модель, которая рассматривается нами как фактор социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда. Содержательный компонент модели представлен дисциплинами предметной подготовки, предусмотренной ГОС и базовым учебным планом, а также включает курсы по выбору, дисциплины национально-регионального компонента, факультативы, которые являются, вариативной частью базового учебного плана. Для эффективного формирования предпринимательских качеств студентов, нами были выбраны следующие формы и методы интерактивного обучения, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Интерактивное обучение в процессе формирования

предпринимательских качеств студентов

Группы качеств

Формы, методы и средства интерактивного обучения

Элементы содержания профессиональной подготовки

Организаторские

Деловые и ролевые игры, кейсы, дискуссии, модерации, проекты, упражнения

Элективный курс «Развитие навыков самоменеджмента и управление временем»,

тренинг командообразования, «Технология финансирования проектов»

Творческие

Творческие задания, проекты, упражнения, деловые игры

«Современный имидж»,

«Основы рекламы»,

Коммуникативные

Тренинги, упражнения, ролевые игры, дискуссии, модерации, тесты, психометрические упражнения, презентации

элективные курсы «Развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми», «Техника успешной презентации»,

 коммуникативный тренинг, учебный курс «Основы делового общения»

Управленческие

Деловые игры, кейсы, бинес-симуляции, компьютерные программы по управлению предприятием

«Моделирование предпринимательской деятельности», Бизнес-лагерь

 Включение интерактивного обучения в содержание дисциплин предпринимательской направленности способствует эффективному формированию предпринимательских качеств студентов через различные практико-ориентированные виды деятельности, приближенные к реальной ситуации.

В опытно-экспериментальной работе мы исходили из того, что интегрированное взаимодействие содержания и механизмов реализации дисциплин по предпринимательству в процессе интерактивного обучения будет способствовать обогащению опыта личности студента в различных видах практико-ориентированной предпринимательской деятельности. Подготовка студентов в рамках дисциплин предпринимательской направленности осуществлялась на основе межпредметных связей, которые являются выражением интеграционных процессов, обеспечивающих комплексное видение решения социально-экономических проблем действительности.

Целостное междисциплинарное содержание курсов предпринимательской направленности и их комплексное учебно-методическое сопровождение позволяют устанавливать взаимосвязь всех структурных компонентов модели, которые взаимодействуют, взаимодополняют друг друга и на этой основе обладают способностью интеграции обучающих и воспитательных влияний, направленных на повышение уровня сформированности предпринимательских качеств студентов. 

В рамках исследования представлен анализ содержания дисциплин предпринимательской подготовки и выявлен их интерактивный контекст, реализуемый в рамках модели формирования предпринимательских качеств студентов.

Содержательный компонент модели стал основой формирующего этапа эксперимента. Он включает в себя три структурообразующих элемента процесса интерактивного обучения: элективные курсы и тренинги, цикл учебных дисциплин и предпринимательскую практику (бизнес-лагерь). Сопутствующими компонентами являются проектная научно-исследовательская работа студентов и различные формы внеучебной деятельности. Каждый элемент состоит из блока обучающих интерактивных программ и нацелен на достижение определенных результатов.

На первом этапе реализации содержательного компонента модели в процессе интерактивного обучения студентам были предложены элективные курсы «Развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми», «Техника успешной презентации», «Развития навыков самоменеджмента и управление временем», включающие интерактивные упражнения, методы психометрии, ролевые игры; проводились тренинги командообразования и коммуникативные тренинги. Основной целью данного блока являлось формирование мотивации студентов к предпринимательской деятельности, повышение уровня их активности, заинтересованности, самодостаточности, уверенности в себе, способностей преподносить себя как квалифицированного специалиста и выстраивать стратегию построения своей дальнейшей карьеры.

На втором этапе реализации модели в качестве основных дисциплин, способствующих формированию предпринимательских качеств, нами был выбран ряд курсов предпринимательского профиля, основанных на интерактивных методах обучения: «Основы делового общения», «Современный имидж», «Технология финансирования проектов», «Основы рекламы», «Моделирование предпринимательской деятельности». Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания и обеспечения учебно-методического сопровождения предпринимательской направленности с использованием интерактивного обучения (дискуссии, модерации, кейсы, деловые игры, SWOT-анализ и др.) и нацелены на формирование таких профессиональных качеств, как творческая активность, инициативность, самоорганизованность, рискованность, презентабельность, дипломатичность, пунктуальность, коллективизм и др.

Третий этап реализации содержательного компонента модели включал организацию бизнес-лагеря, который проводился в рамках предпринимательской практики студентов старших курсов. Бизнес-лагерь является научной экспериментальной площадкой КГПУ по апробации и внедрению инновационных социально-педагогических технологий в условиях временного коллектива, представляя возможности по обучению предпринимательству будущих учителей в процессе интерактивного обучения. Программа его деятельности позволяет в ограниченный период времени, в условиях замкнутого игрового пространства сформировать у участников понимание функционирования рыночной модели экономики, бизнес-навыков управления экономическими процессами на предприятии, партнерства и эффективной самореализации. Она состоит из двух взаимосвязанных ключевых учебных модулей – общей деловой игры и серии бизнес-тренингов, посвященных основам предпринимательской деятельности.

Для обеспечения целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения реализации модели, автором диссертационного исследования было разработано дидактическое обеспечение поэтапного формирования предпринимательских качеств студентов в процессе интерактивного обучения: «Современный имидж», «Основы рекламы», «Технология финансирования проектов», «Моделирование предпринимательской деятельности».

В ходе эксперимента наблюдались позитивные изменения и в образовательной среде педагогического вуза, произошла оптимизация ее ресурсных возможностей: автором были подготовлены электронные пособия, современные учебные программы с использованием интерактивных методов, на базе КГПУ создан бизнес-инкубатор; ежегодно проводились интерактивные курсы, тренинги, мастер-классы, научно-практические конференции по предпринимательству. В ходе апробации модели формирования предпринимательских качеств студентами было разработано 57 проектов по проблемам социального предпринимательства, из которых 12 получили реальное финансирование. На базе факультета технологии и предпринимательства созданы 3 лаборатории (моды, народных промыслов и экспериментальных технологий) и учебные фирмы (по ремонту мебели, изготовлению кантеле, швейная мастерская). Особое значение имеет исследовательская деятельность студентов по проблемам предпринимательства в рамках выпускной квалификационной работы. В дипломном проектировании студентам рекомендуется включать экономическую составляющую (расчет себестоимости и конкурентоспособности, анализ рынка потребностей и др.), а также выбирать темы для выпускной квалификационной работы, сублимируя основы педагогики, технологии, экономики и предпринимательства.

Мониторинг результативности применения разработанной модели формирования предпринимательских качеств студентов педагогического вуза, охвативший около 500 студентов и педагогов, позволил установить, что предложенная модель позволяет повысить уровнь сформированности предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в динамике на основании двух контрольных срезов с группами, задействованными в эксперименте на констатирующем и контрольном этапах. У студентов экспериментальной группы более активно стала проявляться установка на самостоятельность и творчество в учебно-познавательной деятельности, мотивация к организации внеучебных мероприятий, выставок, конкурсов, в выступлениях с докладами на семинарах и конференциях. В ходе экспертной оценки с участием преподавателей кафедры технологии было отмечено, что обучающиеся стали придерживаться предпринимательского стиля взаимодействия, совмещая личные и коллективные интересы в различных видах практико-ориентированной деятельности, повысился уровень успеваемости студентов экспериментальной группы, увеличилось количество курсовых и дипломных проектов по предпринимательству.

Экспериментальная работа подтвердила справедливость нашего предположения о том, что образовательный процесс в контексте интерактивного обучения по разработанной нами модели и на основе выделенных педагогических условий эффективно влияет на уровень сформированности предпринимательских качеств студентов экспериментальной группы, и в целом повышает качество профессиональной подготовки будущих учителей.

 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] – РАО ИПО. Официальный сайт: http://sites.google.com/a/iporao.ru/www/aspirantura2

2. Жадаева, А.В. Специфика содержания общепедагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства [Текст]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Жадаева. – Волгоград. – 2001. – 178 c.

3. Каткова, О.В. Дидактические основы моделирования курса «Основы предпринимательской деятельности» при подготовке учителя по специальности «Технология и предпринимательство» [Текст]: Дисс. канд. пед. наук 13.00.08 / О.В. Каткова. – Нижний Новгород, 2002. – 196с.

4. Данилов, С. Б. Использование этнопедагогического потенциала в процессе формирования предпринимательских качеств у старшеклассников национальной школы [Текст]: Дисс. к. п. н. 13.00.01 /С.Б. Данилов. – Чебоксары, 2004. – 192 с.

5. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] – Министерство образования и науки РФ. Официальный сайт: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Ф.Ю. Коджаспиров. ­– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.

7. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142с.

8. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя[Текст] / В.Н. Введенский; Департамент образования администрации Ямало-Ненец. авт. окр., Ямало-Ненец. окруж. ин-т повышения квалификации работников образования.– СПб: Просвещение, фил., 2004. – 159с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle