Библиографическое описание:

Харитонов С. С. Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 243-245.

На фоне появления в международных отношениях неправительственных организаций, вопрос о самостоятельной правосубъектности которых сейчас активно изучается, в отечественных юридических исследованиях, в публичных выступлениях государственных деятелей, в различных правовых актах все чаще употребляется категория неправительственные организации (далее – НПО).

В качестве законодательной базы деятельности НПО в России указываются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях» [1, C. 30]. Анализ действующих на сегодняшний момент редакций указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о частичной имплементации норм международного права в законодательство Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2.1. статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] данный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, при этом в пункте 4 статьи 2 данного закона дается определение указанным организациям, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, созданные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которых не являются государственные органы. Приведенные положения были введены Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ [3], который также скорректировал положения Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность российских общественных объединений наряду с вступления в международные общественные объединения заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. В своей первоначальной редакции Федеральный закон «Об общественных объединениях» оперировал категорией «неправительственные», но применительно к объединениям, а не организациям. Однако данный момент требует отдельного изучения и не входит в предмет исследования настоящей статьи. В тоже время никакого соотношения понятий международное общественное объединение и, соответственно, иностранная некоммерческая неправительственная организация законодателем установлено не было.

В статье 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» [4] указывается, что общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство. Абзацем третьим статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы:

1) на территории Российской Федерации могут быть образованы общественные объединения, которые считаются российскими;

 2) российские общественные объединения, могут получить статус международных на условиях, предусмотренных законодательством, такие объединения можно назвать российскими международными объединениями;

3) российские общественные объединения, могут вступать в российские международные объединения;

4) на территории Российской Федерации могут функционировать международные общественные объединения, которые созданы на территории иностранного государства, которые можно назвать иностранными международными общественными объединениями;

5) российские общественные объединения могут вступать в иностранные международные общественные объединения;

6) отделения, филиалы и представительства иностранных международных общественных объединений осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами;

7) на структурные подразделения иностранных международных общественных объединений не распространяются ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

8) на территории Российской Федерации могут функционировать иностранные некоммерческие неправительственные организации, которые осуществляют свою деятельность через структурные подразделения – отделения или филиалы и представительства.

Как видно данные выводы не вносят ясности в вопрос соотношения международных общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение характеризуется следующими признакам:

1) добровольность;

2) самоуправляемость;

3) общность интересов;

4) единство целей;

5) некоммерческая ориентация;

6) наличие устава, отражающего цели;

7) создание исключительно по самостоятельной инициативе граждан, по мнению автора, данный признак предполагает (является предпосылкой) собственно негосударственный или, так называемый, «неправительственный» характер таких объединений, который получил свое отражение в абзаце восьмом статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Относительно наличия устава общественного объединения следует подчеркнуть, что юридическая техника рассматриваемого федерального закона, на наш взгляд, несколько искажает данный признак, по сути, единый для всех форм общественных объединений. Так, к примеру, согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (выделен. автором). Указание на уставные цели корреспондирует положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» и предполагает обязательное наличие устава причем независимо от того, зарегистрировано ли такое объединение в качестве юридического лица или нет. В тоже время согласно статье 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. В данной норме речь идет о таком качественном признаке цели как ее общественная полезность, однако данная характеристика цели является отличительным признаком конкретной формы общественного объединения, но не отражает единого для всех общественных объединений признака как закрепление соответствующих целей в уставе. При этом применительно к общественным движениям федеральным законом предусмотрена необходимость наличия устава исключительно в случае государственной регистрации данного общественного объединения.

Применительно как к российским, так и к иностранным (в силу абзацев второго и третьего статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях») международным общественным объединением к указанным выше признакам следует добавить создание и осуществление своей деятельности хотя бы одним структурным подразделением общественного объединения в иностранном государстве (в России относительно иностранных объединений).

Далее предлагается выявить основные признаки иностранной некоммерческой неправительственной организации. Определение данной организации как ранее уже отмечалось закреплено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по сути, данное определение раскрывает значение слов образующих рассматриваемую категорию. Так:

1) «иностранная», т.е. созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) «некоммерческая», т.е. не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;

3) «неправительственная», т.е. учредителями (участниками) такой организации не являются государственные органы.

На наш взгляд такая категория как «неправительственные» организации включает в себя несколько самостоятельных признаков, для выявления которых попробуем ответить на несколько вопросов. Во-первых, если учредителями организации не могут быть государственные органы, то кто может быть ее учредителем? При ответе на этот вопрос мы будем ограничиваться рамками страны, что сразу позволяет нам сделать аксиоматичное заключение о том, что учредителем «неправительственной» организации могут быть только члены общества – члены гражданского общества. Что может мотивировать граждан создать «неправительственную» организацию? На наш взгляд таким мотиватором является некий интерес, то есть то, что – как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, сцепляет друг с другом членов гражданского общества [5, C. 134].

Применительно к интересу следует подчеркнуть, что это категория субъективная, которая является предпосылкой той или иной потребности получающей свое удовлетворение исключительно в результате активных самостоятельных действий индивида, которые не могут быть реализованы без самостоятельной воли на их совершение, а, следовательно, интерес предполагает добровольность в его удовлетворении.

Понятие организация в социологии подразумевает объединение людей, созданное для решения определенных задач (удовлетворения интереса – примеч. автора) и реализации определенных функций [6, C. 190]. Люди в свою очередь будут вступать в ту или иную организацию исходя из своих личных предпочтений, которые предполагают соотнесение своего интереса с интересом создателей организации, который получает выражение либо в учредительных документах, либо в программах, либо в самом поверхностном виде может содержаться в наименовании организации. В случае присоединения человека к такой организации налицо общность интересов и единство целей.

Таким образом, мы полагаем, что категория «неправительственная» организация представляет собой комплексный признак «общественного формирования» [7, C. 450].

Как видно признаки международного общественного объединения и иностранной некоммерческой неправительственной организации в большей степени совпадают, что позволяет сделать вывод об идентичности данных категорий в рамках российского законодательства.

В заключение отмечаем, что автором в рамках данной статьи намеренно не рассматривались вопросы сопоставления целей деятельности соответствующих формирований, и соотношение применения законодателем понятий «объединение» и «организация».

 

Литература:

1.      Коновалова Л.Н. Неправительственные организации в государстве и обществе // Российский социально-политический вестник. 2000, № 1

2.      СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

3.      СЗ РФ, 16.01.2006, № 3, ст. 282

4.      СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст.1930

5.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3

6.      Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006

7.      Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle