Автор: Мишина Мария Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Библиографическое описание:

Мишина М. Ю. Статистический анализ валового регионального продукта Брянской области // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 94-98.

Валовой региональный продукт является важнейшим показателем развития экономики на макроэкономическом уровне. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.

Объем валового регионального продукта в 2008 году в основных ценах сложился в объеме 137,5 млрд. рублей или 129,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. В 2009 году объем ВРП в Брянской области снизился на 1,3 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом (рис.1.).

 

Рис. 1 – Объем ВРП, произведенного в Брянской области, млрд. руб.

 

Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд. рублей или 95 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (132,4 процента к уровню 2003 года).

На рисунке 2 показана динамика темпов роста ВРП в Брянской области, в % к уровню 2003 года и ее сравнительный анализ с данным показателем по всей стране  - Российская Федерация.

Рис. 2 – Динамика темпов роста ВРП, в % к уровню 2003 года

 

Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП.

Несмотря на сокращение в конце года объемов производства в промышленном секторе области под влиянием финансово-экономического кризиса, итоги работы за 2008 год свидетельствуют о сохранении положительных тенденций.

Предприятиями производственного сектора области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 83,7 млрд. рублей, что на 23,9 процента больше, чем в 2007 году.

 

Рис. 3 – Динамика индексов объемов промышленного  производства, в %

                       к 2004 году

На рисунке 3 показана сравнительная характеристика Брянской области, центрального федерального округа и Российской Федерации по критерию - индекса объемов промышленного производства в динамики. Данная диаграмма наглядно показывает, что кризисные моменты затронули экономики на всех уровнях. Это характеризует и показатель индекса объема промышленного производства. В 2009 году в РФ данный показатель (в % к 2004 году) почти достиг уровня 2005 года, в центральном федеральном округе почти сравнялся с показателем 2006 года. А в Брянской области в рамках данного сравнительного анализа дела обстают чуть лучше, рассматриваемый показатель не снизился до уровня 2006 года, но резкий спад все же был зафиксирован.

По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах увеличился на 25,4 процента к 2007 году и составил 74,1 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам составил 109,9 процента, в том числе на предприятиях, производящих транспортные средства и оборудование – 157,2 процента; в целлюлозно-бумажном производстве – 281,7 процента; в химическом производстве – 108,5 процента; в производстве электрооборудования – 101,7 процента, в текстильном и швейном производстве – 103,1 процента.

В структуре обрабатывающих производств выпуск транспортных средств и оборудования занимал 24 процента, производство пищевых продуктов — 23,7 процента, машин и оборудования — 9,1 процента, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 5,4 процента, обработка древесины и производство изделий из дерева — 3,9 процента. Предприятия этих видов деятельности оказывают определяющее влияние на развитие «обрабатывающих производств» в целом.

На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2009 год отгружено товаров собственного производства на сумму 9,5 млрд. рублей или 114,2 процента к уровню 2007 года. Индекс промышленного производства составил 96,1 процента.

Но есть и негативные показатели, например, отставание региона по многим макроэкономическим показателям в пересчете на душу населения. В частности, объем ВРП на душу населения в Брянской области более чем в два раза ниже, чем по России в целом. Брянская область относится к 3 группе областей – «экономически слаборазвитые регионы» во всем центральном федеральном округе по уровню конкурентоспособности экономики.

Критерием для составления данных групп использовался показатель ВРП на душу населения. В среднем в данной группе ВРП на душу населения в 2006 году составлял 66817,18 рублей. Также следует отметить, что среди 6 регионов данной группы, к которым относятся следующие области: Брянская, Воронежская, Ивановская. Костромская, Орловская и Тамбовская Брянская область имела минимальное значение показателя ВРП на душу населения равное 61588,3 рублей. В 2007 году этот показатель немного увеличился и составил 80529,0 рублей, что перенесло Брянскую область с последнего на предпоследнее место по данному показателю в центральном федеральном округе, опередив лишь Ивановскую область. А в 2009 году данный показатель опять снизился  и составил 104793,6 рублей (рис. 4).

 

Рис. 4 –Динамика ВРП на душу населения в Брянской области, тыс. руб.

 

Анализируя сложившуюся ситуацию, местные власти в лице администрации Брянской области уделяют данному вопросу особое внимание. В стратегии управления экономическим развитием Брянской области до 2025 года одной из первостепеннейших целей заложено достижение уровня ВРП на душу населения — 780 тыс. рублей. Это позволит в целом увеличить и уровень жизни населения. Реализовывать данную стратегию администрация области собирается также и за счет проведения системы мероприятий по развитию видов экономической деятельности для обеспечения достаточного повышения доходов бюджета Брянской области.

В рамках стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года приоритетными направлениями в экономики региона будут являться:

- увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

- реализация конкурентных преимуществ региона через создание транспортно-логистического комплекса межрегионального значения и развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят: развитие машиностроительного и химического секторов экономики; развитие промышленности строительных материалов; развитие лесопереработки;

- развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;

- совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

- развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры;

- развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса;

- восстановление АПК, полностью обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания;

- возрождение сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС;

- создание на территории юго-западных районов области особой экономической зоны.

Качественный рост промышленного производства, подъем экономики в современных условиях невозможен без интенсивного развития инновационной составляющей. Для этого необходима консолидация научных, технических, правовых, материальных и социальных ресурсов.

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий.

Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. В силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес, с одной стороны, играет роль инкубатора экономических и технологических инноваций, которые в случае успеха распространяются на всю экономическую систему, а с другой – дает экономике мощный импульс устойчивой положительной динамики.

Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений.

Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системы в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития.

Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности, и увеличивается доля малого бизнеса на рынке товаров и услуг.

В-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность.

Переход к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта.

В настоящее время важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасточительной концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия региона с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования рыночных методов менеджмента. Необходимо проведение реформы регионального управления, его рационализация и демократизация, освоение эффективных технологий корпоративного управления с учетом передового российского и зарубежного опыта.

Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению структурных изменений двояким образом: во-первых, стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг.

Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траекторию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструментов в соответствии с требованиями времени.

Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых технологий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве. Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование.

На региональном уровне происходит непосредственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики малый бизнес в нашей стране имеет ярко выраженную региональную ориентацию и является важным фактором реализации инновационной экономики региона. В связи с этим региональные власти Брянской области должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур.

Эффективность использования потенциала города Брянска и области во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Брянской области до 2015 года произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0,6 по 8%; увеличение количества организаций, занимающихся разработкой инноваций в Брянской области, внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий.

Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие как разработка проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориальной производственной зоны для субъектов малого предпринимательства. Приоритетные подходы в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес-инкубатор», направленном на создание брянской модели национальной инновационной системы. Областное стимулирование должно вестись в следующих направлениях: 1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. 2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. 3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности на региональном уровне. 4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства. 5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства. 6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах. 7. Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости. 8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российские и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации.

Таким образом, с развитием рыночных отношений растет заинтересованность регионов в повышение конечных результатов воспроизводственного процесса, главным из которых является ВРП. Он обеспечивает рост региональной эффективности, необходимой для развития экономики и повышения уровня и качества жизни населения данного региона. Также показатель ВРП является критерием  для оценки деятельности различных структур и показателем, на который опираются при оценке рейтингов региона, инвестиционной привлекательности территории, уровня жизни населения региона и многих других показателей, всесторонне характеризующих и дающих наглядную картину жизни субъекта РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle