Автор: Мишина Мария Юрьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Библиографическое описание:

Мишина М. Ю. Статистический анализ валового регионального продукта Брянской области // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 94-98.

Валовой региональный продукт является важнейшим показателем развития экономики на макроэкономическом уровне. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.

Объем валового регионального продукта в 2008 году в основных ценах сложился в объеме 137,5 млрд. рублей или 129,6 процента в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. В 2009 году объем ВРП в Брянской области снизился на 1,3 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом (рис.1.).

 

Рис. 1 – Объем ВРП, произведенного в Брянской области, млрд. руб.

 

Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд. рублей или 95 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (132,4 процента к уровню 2003 года).

На рисунке 2 показана динамика темпов роста ВРП в Брянской области, в % к уровню 2003 года и ее сравнительный анализ с данным показателем по всей стране  - Российская Федерация.

Рис. 2 – Динамика темпов роста ВРП, в % к уровню 2003 года

 

Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП.

Несмотря на сокращение в конце года объемов производства в промышленном секторе области под влиянием финансово-экономического кризиса, итоги работы за 2008 год свидетельствуют о сохранении положительных тенденций.

Предприятиями производственного сектора области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 83,7 млрд. рублей, что на 23,9 процента больше, чем в 2007 году.

 

Рис. 3 – Динамика индексов объемов промышленного  производства, в %

                       к 2004 году

На рисунке 3 показана сравнительная характеристика Брянской области, центрального федерального округа и Российской Федерации по критерию - индекса объемов промышленного производства в динамики. Данная диаграмма наглядно показывает, что кризисные моменты затронули экономики на всех уровнях. Это характеризует и показатель индекса объема промышленного производства. В 2009 году в РФ данный показатель (в % к 2004 году) почти достиг уровня 2005 года, в центральном федеральном округе почти сравнялся с показателем 2006 года. А в Брянской области в рамках данного сравнительного анализа дела обстают чуть лучше, рассматриваемый показатель не снизился до уровня 2006 года, но резкий спад все же был зафиксирован.

По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах увеличился на 25,4 процента к 2007 году и составил 74,1 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам составил 109,9 процента, в том числе на предприятиях, производящих транспортные средства и оборудование – 157,2 процента; в целлюлозно-бумажном производстве – 281,7 процента; в химическом производстве – 108,5 процента; в производстве электрооборудования – 101,7 процента, в текстильном и швейном производстве – 103,1 процента.

В структуре обрабатывающих производств выпуск транспортных средств и оборудования занимал 24 процента, производство пищевых продуктов — 23,7 процента, машин и оборудования — 9,1 процента, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность — 5,4 процента, обработка древесины и производство изделий из дерева — 3,9 процента. Предприятия этих видов деятельности оказывают определяющее влияние на развитие «обрабатывающих производств» в целом.

На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2009 год отгружено товаров собственного производства на сумму 9,5 млрд. рублей или 114,2 процента к уровню 2007 года. Индекс промышленного производства составил 96,1 процента.

Но есть и негативные показатели, например, отставание региона по многим макроэкономическим показателям в пересчете на душу населения. В частности, объем ВРП на душу населения в Брянской области более чем в два раза ниже, чем по России в целом. Брянская область относится к 3 группе областей – «экономически слаборазвитые регионы» во всем центральном федеральном округе по уровню конкурентоспособности экономики.

Критерием для составления данных групп использовался показатель ВРП на душу населения. В среднем в данной группе ВРП на душу населения в 2006 году составлял 66817,18 рублей. Также следует отметить, что среди 6 регионов данной группы, к которым относятся следующие области: Брянская, Воронежская, Ивановская. Костромская, Орловская и Тамбовская Брянская область имела минимальное значение показателя ВРП на душу населения равное 61588,3 рублей. В 2007 году этот показатель немного увеличился и составил 80529,0 рублей, что перенесло Брянскую область с последнего на предпоследнее место по данному показателю в центральном федеральном округе, опередив лишь Ивановскую область. А в 2009 году данный показатель опять снизился  и составил 104793,6 рублей (рис. 4).

 

Рис. 4 –Динамика ВРП на душу населения в Брянской области, тыс. руб.

 

Анализируя сложившуюся ситуацию, местные власти в лице администрации Брянской области уделяют данному вопросу особое внимание. В стратегии управления экономическим развитием Брянской области до 2025 года одной из первостепеннейших целей заложено достижение уровня ВРП на душу населения — 780 тыс. рублей. Это позволит в целом увеличить и уровень жизни населения. Реализовывать данную стратегию администрация области собирается также и за счет проведения системы мероприятий по развитию видов экономической деятельности для обеспечения достаточного повышения доходов бюджета Брянской области.

В рамках стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года приоритетными направлениями в экономики региона будут являться:

- увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики;

- реализация конкурентных преимуществ региона через создание транспортно-логистического комплекса межрегионального значения и развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят: развитие машиностроительного и химического секторов экономики; развитие промышленности строительных материалов; развитие лесопереработки;

- развитие инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности;

- совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

- развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры;

- развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг, а также развитие различных форм малого бизнеса;

- восстановление АПК, полностью обеспечивающего потребности региона в качественных продуктах питания;

- возрождение сельскохозяйственного и промышленного производства на территориях, выведенных из экономического оборота после аварии на Чернобыльской АЭС;

- создание на территории юго-западных районов области особой экономической зоны.

Качественный рост промышленного производства, подъем экономики в современных условиях невозможен без интенсивного развития инновационной составляющей. Для этого необходима консолидация научных, технических, правовых, материальных и социальных ресурсов.

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий.

Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структуры различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. В силу своей гибкости и адаптивности малый бизнес, с одной стороны, играет роль инкубатора экономических и технологических инноваций, которые в случае успеха распространяются на всю экономическую систему, а с другой – дает экономике мощный импульс устойчивой положительной динамики.

Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений.

Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системы в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития.

Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности, и увеличивается доля малого бизнеса на рынке товаров и услуг.

В-третьих, информационные технологии создают условия для снижения издержек производства и позволяют малым предприятиям повысить свою конкурентоспособность.

Переход к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта.

В настоящее время важно реализовать ресурсосберегающую модель преобразования внутренней и внешней среды инновационной сферы предпринимательской деятельности, ориентированную на решение сложившихся проблем институциональной трансформации предприятий и повышение их конкурентоспособности. Отказ от ресурсорасточительной концепции функционирования инновационной деятельности малого предпринимательства требует смены модели взаимодействия региона с предпринимательскими структурами, реформирование государственных структур на основе активного использования рыночных методов менеджмента. Необходимо проведение реформы регионального управления, его рационализация и демократизация, освоение эффективных технологий корпоративного управления с учетом передового российского и зарубежного опыта.

Государственная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна способствовать осуществлению структурных изменений двояким образом: во-первых, стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг.

Малое предпринимательство характеризуется низким уровнем собственных накоплений и практическим отсутствием временно свободных денежных средств. Сложившаяся ситуация с особой остротой выдвигает необходимость формирования эффективной системы финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности малого бизнеса, устранения сложившихся финансово-институциональных барьеров, затрудняющих переход малого предпринимательства на траекторию инновационного развития и повышение его конкурентоспособности, изменении роли и функции финансовых институтов и инструментов в соответствии с требованиями времени.

Финансово-кредитная поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать требуется жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и приоритетным направлениям социально-экономического развития региона. Учитывая крайнюю ограниченность ресурсов бюджетов всех уровней, основной акцент в государственных программах должен быть сделан на развитии прогрессивных финансовых технологий привлечения внебюджетных ресурсов, особое значение при этом приобретают нетрадиционные формы финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства, основанные на государственно-частном партнерстве. Для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование.

На региональном уровне происходит непосредственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики малый бизнес в нашей стране имеет ярко выраженную региональную ориентацию и является важным фактором реализации инновационной экономики региона. В связи с этим региональные власти Брянской области должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур.

Эффективность использования потенциала города Брянска и области во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации промышленности, строительной индустрии, развитии сферы услуг. В соответствии с Концепцией развития инновационной инфраструктуры на территории Брянской области до 2015 года произойдет рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаре с 0,6 по 8%; увеличение количества организаций, занимающихся разработкой инноваций в Брянской области, внедрение в производство от 6 до не менее 20 передовых технологий.

Программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства должны быть ориентированы на активное использование мер, способствующих получению наибольшего сетевого эффекта развития хозяйственной деятельности. К их числу следует отнести, например, такие как разработка проектов создания площадок для работы малых предприятий, а также территориальной производственной зоны для субъектов малого предпринимательства. Приоритетные подходы в развитии малого инновационного предпринимательства нашли свое отражение в проекте «Региональный бизнес-инкубатор», направленном на создание брянской модели национальной инновационной системы. Областное стимулирование должно вестись в следующих направлениях: 1. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. 2. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. 3. Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности на региональном уровне. 4. Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства. 5. Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства. 6. Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах. 7. Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости. 8. Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российские и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации.

Таким образом, с развитием рыночных отношений растет заинтересованность регионов в повышение конечных результатов воспроизводственного процесса, главным из которых является ВРП. Он обеспечивает рост региональной эффективности, необходимой для развития экономики и повышения уровня и качества жизни населения данного региона. Также показатель ВРП является критерием  для оценки деятельности различных структур и показателем, на который опираются при оценке рейтингов региона, инвестиционной привлекательности территории, уровня жизни населения региона и многих других показателей, всесторонне характеризующих и дающих наглядную картину жизни субъекта РФ.

Основные термины: малого предпринимательства, Брянской области, инновационной деятельности малого, деятельности малого предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, валового регионального продукта, душу населения, экономики региона, промышленного производства, малого предпринимательства должна, поддержка инновационной деятельности, поддержки инновационной деятельности, малого бизнеса, центральном федеральном округе, развития экономики, поддержки субъектов малого, развития инновационной, показатель ВРП, темпов роста ВРП, Объем валового регионального

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle