Библиографическое описание:

Дерябина А. С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 73-76.

Ключевые слова: жизненный путь, психологическое время, временные интервалы.

Проблема времени является одной из самых противоречивых в психологии. С одной стороны, есть большое количество работ, раскрывающих разные аспекты времени, с другой, отсутствует единый взгляд на проблему времени как общенаучную категорию. Каждая из наук дополняет этот феномен важными с точки зрения этой науки объяснениями и описаниями, которые основаны либо на экспериментальных данных, либо носят спекулятивный характер.

Несмотря на отсутствие отечественных монографических исследований и учебников по истории и современному состоянию психологии времени, знакомство с рядом публикаций и диссертационных исследований дает довольно целостную картину состояния проблематики времени в психологии. В частности, можно назвать работы К.А. Абульхановой-Славской, Ю.М. Стрелкова, В.И. Ковалева, А.А. Кроника и Е.И. Головахи, В.А. Москвина и В.В.Поповича. К часто цитируемым работам по психологии времени относятся работы К.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Б.И.Цуканова, А.С.Дмитриева.

Анализ этих работ, изучение словарных источников и исследований по психологии, позволяет выделить наиболее важные аспекты психологических подходов к феномену времени.

Основные направления исследования времени в психологии исходят из представлений об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного. Выделяя временные особенности человека как индивида, как личности и как субъекта, обычно обозначают четыре основных уровня в изучении времени: психофизический, психофизиологический, социально-психологический и личностно-психологический. Наряду с указанными уровнями в психологии выделяют три масштабных исследования времени: ситуативный, биографический и исторический.

1. Психофизический – поиск механизмов психического отражения топологических (одновременность, последовательность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени. Наряду с изучением бессознательных механизмов отражения времени, в психологии значительное число исследований раскрывают особенности осознанного восприятия времени (С.Л. Рубинштейн, П.Фресс, Б.И. Цуканов, и Ж.Пиаже). В отражении времени человеком выделяют два уровня – уровень непосредственно переживаемого времени и уровень оцениваемого времени. Длительность первого не превышает двух секунд и является общим для людей и животных, второй же возможен благодаря социальному опыту и речи. [9]

С.Л. Рубинштейн разделяет непосредственное ощущение длительности и восприятиевремени, являющееся субъективным и развивающееся на этой органической основе, будучи отличным от нее [10]. Основными методами осознанного восприятия времени являются словесная оценка, воспроизведение, отмеривание и сравнение интервалов различной модальности.

В. Вунд впервые экспериментально зафиксировал субъективный характер способности осознавать время, проводя опыт на оценку продолжительности хронометрических ударов. Он обнаружил, что разные люди по-разному воспринимают объективно заданные временные интервалы одинаковой продолжительности [3]. Последующие исследования конкретизировали проявления субъективных оценок объективно заданных длительностей – тенденцию недооценивать (тахихронический тип) или переоценивать (брадихронический тип) время.

Исследования выявили значительное количество факторов, влияющих на точность восприятия времени:

- специфические характеристики предъявляемых стимулов и особенности их предъявления. Так, при равной длительности предъявления, зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые; интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длительными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. Чем больше сигналов дается в определенный интервал времени, тем более длинным он воспринимается субъективно [11]. Был сформулирован закон, согласно которому человек имеет склонность переоценивать продолжительность коротких интервалов и недооценивать продолжительность длительных. Наиболее точно воспринимаются интервалы, имеющие среднюю продолжительность в экспериментальной серии. Такие интервалы называют нейтральными [3].

- зависимость восприятия времени от возрастных особенностей. На разных стадиях онтогенетического развития по-разному проявляются способности к оценке времени. В 6-7 лет дети уже достаточно точно отмеривают короткие интервалы времени, но при этом, описывая их вербально могут переоценить их в десятки раз. Экспериментально установлено, что у детей и молодых людей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может достигать 175 %. Способность к адекватной оценке временных интервалов в среднем формируется к 15-16 годам и снижается к глубокой старости. Последующие эксперименты подтвердили зависимость временной перцепции от содержания и условий деятельности. Так, было установлено, что, чем более сложной является деятельность, тем сильнее становится склонность недооценивать временные интервалы [5].

- зависимость точности временной перцепции от эмоционального состояния субъекта восприятия. При повышении уровня личностной и ситуативной тревожности наблюдается тенденция к переоценке временных интервалов, при уменьшении уровня тревожности, прослеживается склонность недооценивать промежутки времени. Экспериментально выявлен закон эмоционально детерминированной оценки времени в соответствии, с которым время, заполненное событиями, вызывающими положительные эмоции, в субъективном восприятии сокращается и сжимается. А время, когда происходят эмоционально неприятные события, в переживании удлиняется.

- прослежена взаимосвязь между восприятием, переживанием времени и измененными состояниями сознания (гипноз, прием психоактивных веществ, длительной сенсорной депривацией, лишении сна), а также необычными режимами суточной активности в особых условиях профессиональной деятельности [11].

- изучена роль влияния когнитивных процессов и мотивационных факторов на адекватность отражения временных промежутков.

2. Психофизиологический – исследование психофизиологических механизмов восприятия времени, влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации биологического времени на динамику психических процессов; возможность адаптации человека к динамике временных изменений как необходимая предпосылка для его успешной ориентации в окружающей среде. Психофизиология оперирует понятием «биологические часы», которые являются врожденной системой процессов, управляемых центральной нервной системой. Несмотря на значительное число исследований, в том числе в биологии, механизм функционирования этой системы не совсем ясен, и само понятие «биологических часов» вызывает в психологии неоднозначную оценку. В исследованиях зафиксирована связь между определенной областью головного мозга, воздействующей на гипофиз и ритмом работы всех желез, регулирующих деятельность организма.

С точки зрения Б.И. Цуканова, субъективное восприятие длительности основано на четко определенном временном промежутке, являющимся своеобразным временным шагом и совпадающим с длительностью эндогенных изменений, которая примерно равна 0,86-0,89 секунды [7].

3. Социально-психологический – рассмотрение особенностей отражения человеком «социального» времени, специфика этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях. В исследовании структуры социального времени выделяют взаимосвязи в триаде: человеческий индивид, социальное поколение, история общества, и соответственно – время индивида, время поколения и время истории. К социальному времени относится не только объективная его составляющая (длительность, последовательность, темп, периодичность социальных процессов), но и социальные представления о времени, т.е. субъективное отражение объективных характеристик времени в сознании людей.

4. Психологический (личностный) уровень – изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Выделение этого уровня определяет необходимость введения понятия «психологическое время». В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий понять закономерности и особенности субъективного восприятия объективно заданных микро-интервалов времени. Однако эти данные не применимы к более длительным временным промежуткам, таким как месяц, год, десятилетие. Е.И. Головаха и А.А. Кроник считают, что переживание продолжительных временных периодов требует активного участия высших психических функций, осознанного отношения и оценки прошлого, настоящего и будущего, формирования целостного представления о времени вообще. Наиболее полно, на их взгляд психологическое содержание проблемы отражается в понятии «переживание», что в свою очередь может быть названо «психологическое время»[4]. Разделение психологического времени от объективного хронологического отражает его сущностную характеристику - качественное упорядочивание переживаний, вызванных жизненными событиями [6].

Рассмотрение психологического времени, как психологической системы временных отношений между событиями жизненного пути определяет анализ закономерностей, факторов, динамики психологических изменений человека в его биографическом времени (времени жизни, индивидуальной истории личности, жизненного пути, жизненного цикла, жизненного сценария, жизненных событий и жизненных стратегий).

Одним из первых в психологии обратился к человеческой биографии, понятиям жизненного пути и индивидуальной истории личности Поль Жане. Он попытался связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути [8]. Психобиографический метод изучения личности сегодня относится к одному из методов, дающих возможность совмещать некоторый событийный слой временных фаз жизни с его субъективной личностной оценкой [2]. Так, согласно теории Э. Берна и его последователей (К. Стайнер, Д. Стюарт, М. Джойнс) существует два пути построения жизни: под влиянием неосознаваемого жизненного сценария и путем автономных «взрослых» сознательных решений. Причинно-обусловенный и целесообразный (телеологический) типы жизнедеятельности и жизнетворчества связаны и различны соотношением прошлого, настоящего и будущего.

Исторической общекультурной тенденцией сегодня является все больший личностный вклад в самопроектирование своей жизни, ее самодетерминацию и самоэффективность, включение ценностно-смыслового отношения к времени бытия ( А. Бандура, В.Франк, В.С. Библер, Б.С. Братусь, М.М. Бахтин и др).

В историко-культурной парадигме Б.Г. Ананьев рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенной культурно-исторической и социальной среде. Основная единица периодизации жизненного пути в его концепции – возраст. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, а одной из составляющей жизненного пути выступает история индивидуальности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что исторична не только жизнь конкретного человека в контексте современной ему эпохи, но и жизнь конкретного человека имеет свою историю.

Таким образом, рассмотрение различных уровней исследования психологии времени позволяет сделать следующие выводы:

 -основные направления исследования времени в психологии исходят из представлений об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного. В соответствии с такими представлениями в психологии времени выделены психофизический, психофизиологический, социально-психологический и собственно психологический уровень анализа;

-экспериментально зафиксированные факты о тенденции недооценивать или переоценивать хронологическое время в зависимости от различных факторов, позволяют говорить о субъективном характере восприятия, осознавания и переживания времени как основном, базовом параметре его психологического изучения;

-среди многих факторов, влияющих на восприятие времени, следует выделить влияние аффективных состояний, когнитивных процессов и мотивационных факторов на адекватность отражения временных параметров;

 -важным аспектом социально-психологического анализа времени является изучение социального времени с точки зрения социальных представлений о времени как субъективном отражение характеристик времени.

-разделение психологического времени от объективного хронологического отражает его сущностную характеристику - качественное упорядочивание переживаний, вызванных жизненными событиями, что определяет важность исследования психологического времени в его соотнесенности с феноменом переживания.

 

Литература:

1.       Абульханова К.А. Время личности. Время жизни/ К.А. Абульханова, Т.Н. Березина.- Спб., 2001.-260 с.

2.      Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал.- 1993.-Т.12,№2.-С.

3.      Вундт В. Введение в философию/В.Вундт//Под ред.А.Л.Субботина.-М.:ЧеРо,2001.-354 с.   

4.      Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка,1984.-207 с.

5.      Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени / Е.И. Головаха, А.А. Кроник //Категории материалистической диалектики в психологии.- М.: Наука,1988.- 243 с.

6.      Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.:Питер,2000.-142 с.

7.      Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности / Л.Ю. Кублицкене //Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука,1995.-212 с.

8.      Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей А.Г.Ананьева / Н.А. Логинова //Вопр. психологии.-№5.-С.104-112.

9.      Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ/Т.А.Нестик// http//www.orenburg.ru/culture/credo

10.  Рубинштейн С.Л. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности/ С.Л. Рубинштейн //Экспериментальные исследования в патопсихологии.- М: НИИ психиатрии МЗ РСФСР,1976.-С.245-253.

11.  Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта / Ю.К. Стрелков //Вест. Моск. ун. –та Сер.14,Психология.-1990.-№3.-С.85-91.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle