Библиографическое описание:

Белозерских М. А. Стереотипы массового сознания и имидж органов внутренних дел // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 48-50.

Правоохранительные структуры играют важную роль в функционировании современных обществ, особенно в период глубоких и длительных социальных трансформаций. Обострение разного рода конфликтов, усиление нетерпимости и агрессивности у членов социума, разрушение привычных форм жизнеустройства и прочие атрибуты эпохи перемен предъявляют повышенные требования к личностным и профессиональным характеристикам работников правоохранительных органов. Вместе с тем качество их работы как таковое не может быть оценено само по себе, и без личности сотрудника, а также в отрыве от социокультурных характеристик общества и сложившихся в нем традиций взаимоотношения населения с представителями правоохранительных органов. Эти взаимоотношения во многом определяются устоявшимися стереотипами восприятия представителей правоохранительных органов в конкретном обществе.

 Имидж сотрудников органов внутренних дел относится к числу многоаспектных понятий. Поскольку формирование имиджа – создание образа, этот процесс должен базироваться на глубинной, эмоциональной, «архетипической сфере человеческой психики». Как отмечал К. Юнг, «сознание – это еще не вся психика». Следовательно, процесс образования образа может протекать как в сознании, так и в подсознании. [1,25]. По мнению С.И. Трифоновой, на первом этапе формирования авторитета любой власти необходимо создание его положительного имиджа, поскольку «имидж блокирует рациональное познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия» [2,11].

 А.Ю. Панасюк отмечает, что, несмотря на пять значений слова “образ” в русском языке, оно, прежде всего, ассоциируется с “обликом”, “видом”, поскольку чаще употребляется именно в этом значении [3,44]. В современном западном (англоязычном) мире под имиджем понимается оценка, отношение к чему-либо на основе имеющегося представления. В связи с этим определение имиджа толковым словарем Вебстера, как представление внешней формы какого-либо объекта, также отражает только одну из сторон этого понятия. Имидж представляет собой вид социальной установки и по своей сути близок к социальному стереотипу – стойкой, эмоционально окрашенной, упрощенной модели объективной реальности (в данном случае – объекта). Таким образом, имидж – это оценка, отношение к кому-либо (чему-либо) на основе сложившихся стереотипов [4]. Существует мнение об имидже как сформированном намерен­но (В.Г. Королько), но наиболее рациональной является идея о возможности как целенаправленного, так и стихийного образования имиджа.

Очевидно, что определенная установка, обусловливающая готовность действовать, формируется в сознании человека в отношении любого знакомого из опыта социального объекта, а значит, создается имидж этого объекта. Но чаще всего можно говорить о смешанном типе формирования имиджа, который, в частности, характерен в отношении ОВД [5,164].

Под имиджем органов внутренних дел мы понимаем эмоционально окрашенный образ силового ведомства, формирующийся стихийно и целенаправленно создаваемый, оказывающий психологическое воздействие на различные социальные группы.

Различают положительный и отрицательный имидж силового ведомства. В основе позитивного лежат доверие к нему, соответствующая стереотипизация его восприятия, воплощающееся в каких-либо атрибутах, знаках, надписях, униформе, привычках, ценностях, качестве, известности и т.п. Положительный опыт всегда переносится на конкретные действия, обусловливая к нему стабильные доверительные отношения. Создание положительного имиджа ОВД – одно из приоритетных направлений работы властных правоохранительных структур [8,49]. К позитивным чертам имиджа современного сотрудника правоохранительных органов относятся: «эстетичность образа в целом; стилевая завершенность, то есть сформированность гармоничного, целостного образа; устойчивость положительных черт в сознании и поведении, обусловленная их постоянным проявлением; примерность в выполнении этикетных норм поведения и общения, выдержанность и культурность манер; адекватность восприятия целостного образа» [3, с. 20].Исследователи отмечают необходимость использования искусственных средств не только поддержания имиджа, но и методов активного формирования и внедрения их в массовое сознание. При этом необходимо учитывать, что имидж социальной организации воспринимается индивидами, социальными группами, обществом как позитивный лишь в том случае, когда он соотносится: со стереотипами, уже зафиксированными в массовом сознании; сложившейся системой ценностей в обществе; интересами и ожиданиями граждан, которые они связывают с данной социальной организацией. Возникает ситуация, в которой человек сталкивается с парадоксом: с одной стороны, в читаемых им газетах изобилуют положительные характеристики ОВД, с другой стороны, у него априори, под влиянием слухов, анекдотов, ранее интериоризированных стереотипов, сформировался негативный образ милиции. Результатом этого когнитивного диссонанса является полное отрицание положительных фактов о деятельности милиции, выборочное восприятие предлагаемой информации. Тем более, что негативная информация более развернута.

 Эффективность работы милиции зачастую прямо зависит от содействия населения, начиная с предоставления ей информации о возможных правонарушениях, свидетельских показаний и заканчивая предоставлением в распоряжение милиции технических средств (автомобиля, телефона и т.д.), необходимых для задержания преступника. Сами работники ОВД проявляют значительную заинтересованность в активном участии населения в обеспечении правопорядка, однако можно сказать о том, что социально-психологический фон сотрудничества населения и милиции в сфере профилактики преступлений в настоящее время является не слишком благоприятным [7].

Чаще всего граждане готовы только вызвать милицию в случаях нарушения общественного порядка. Только часть населения считает, что необходимо налаживать более тесное взаимодействие с органами милиции. По данным социологического опроса В.А. Болотовой около четверти опрошенных ни при каких обстоятельствах не согласятся выступить в роли понятого, заявить о готовящемся преступлении; 44% не заявят о готовящемся преступлении, если в нем будут замешаны их знакомые или друзья, и не окажут помощь милиции при задержании преступника; 64% категорически откажутся принять участие в охране общественного порядка [5,147].

Среди причин, по которым население избегает контактов с работниками милиции, можно назвать, прежде всего, неверие в наличие у милиции возможности восстановить справедливость и порядок в обществе. Другими словами, имидж ОВД, сформировавшийся в массовом сознании, не способствует сотрудничеству милиции и населения и он стереотипен. В связи с этим необходим подробный анализ имиджа и факторов его формирования.

В данной связи важно отметить, что утрата чувства безопасности и ощущение незащищенности возникло у людей, во-первых, вследствие крупномасштабного роста преступности, которыми сопровождались реформы 90-х годов. Во-вторых, вследствие серьезных перемен внутри самих правоохранительных органов. Главное в этих переменах - коммерциализация их деятельности, которая деформирует, извращает сам институт милиции. Сегодня в стране сложился особый механизм ослабления безопасности населения и главным двигателем этого механизма является коммерческая деятельность работников милиции. Не будучи достаточно обеспеченными по месту основной работы, неудовлетворенные уровнем оплаты их труда, работники милиции зарабатывают деньги различными способами, которые предоставляет рынок. За годы реформ сложился новый стереотип их поведения, характеризующийся тем, что милиционеры не только неэффективно выполняют свои функции гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сами зачастую оказываются правонарушителями, преступниками. Естественно, что это привело к острейшим дефектам в работе первичных организаций МВД, перерождению многих из них из органов защиты населения и обеспечения правопорядка - в органы, зарабатывающие на населении.

Отход милиции от выполнения правоохранных функций привел к системному конфликту между милицией и населением. Население перестало доверять милиции, обращаться к ней в случае возникновения тех или иных угроз, что в свою очередь ведет к нарастанию чувства обеспокоенности людей за свою безопасность.

Новый политический курс, то есть курс на наведение порядка в стране, на «диктатуру закона», провозглашенный еще В.В. Путиным, может быть реализован только при условии, если милиция будет действительно защищать население. В этой ситуации для практики управления важно знать 1) какие именно дефекты правоохранительных органов наиболее болезненно сказываются на безопасности общества; 2) какие именно причины (факторы) порождают те или иные дефекты деятельности органов правопорядка и, наконец, 3) какие практические меры в принципе нужны для нормализации положения в этой сфере [6, 17].

Таким образом, существующий имидж ОВД в массовом сознании можно охарактеризовать как негативный (подобное мнение характерно для всех социально-демографических групп). Отрицательная оценка дается всей структуре без учета специфики работы ее отдельных подразделений, что является результатом воздействия многих факторов, начиная с неверия властным структурам и государству (органом которого является милиция) и заканчивая наличием ряда проблем в деятельности ОВД. Негативизм по отношению к организации переносится на ее работников и, наоборот, в связи, с чем низко оцениваются как профессиональные, так и личностные качества сотрудников. Сформированный имидж опирается в основном на информацию, полученную из «третьих рук», причем большинство людей склонны неправильно, интерпретировать имеющиеся факты, что приводит к значительному его отрыву от реальности и влечет за собой ряд проблем.

Важно отметить, что мы приходим, прежде всего, к людям, а не просто в милицию, и уже от того какой образ, впечатление, профессионально оказанная помощь, уважительное отношение, сказывается на так называемом имидже сотрудника милиции.

Соответственно, необходимо не столько повышать имидж милиции, сколько формировать максимально возможный имидж сотрудников, повышать их профессиональные качества, изменив и правила набора в органы внутренних дел, что позволит оперативно выявлять имеющие проблемы в функционировании ОВД и повысит эффективность их взаимодействий с населением. Однако эту стратегию можно эффективно применять преимущественно в отношении сельского населения, поскольку оно получает информацию о сотрудниках ОВД из личных контактов, по данным Т.А. Бондаренко. В отношении же жителей города справедливо иное утверждение: «Чем чаще люди смотрят фильмы, посвященные отражению деятельности ОВД, тем больше это отражается на формировании положительного образа сотрудника милиции» [7, 11]. Следовательно, еще необходима популяризация подобных фильмов и телесериалов.

 

Литература:

1.             Юнг. К. Сознание и бессознательное. / Пер. с англ. СПб, 1997.

2.             Трифонова С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: Автореф… канд. психол. н. М., 1997.

3.             Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер. Или о том, как создавать свой имидж. – М., 1998.

4.             Большой энциклопедический словарь [электронный ресурc] // Режим доступа к изд.: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p - системные требования IBM PC; Internet Explorer.

5.             Болотова Виктория Александровна. Профессиональная идентификация личности (социологический аспект анализа): Дис... канд. социол. наук: 22.00.03 / Харьковский гос. политехнический ун-т. - Х., 1998. - 200 л.

6.             Мяготин А.В. Имидж и стиль деятельности сотрудника правоохранительных органов как формы проявления его профессиональной этики //Международный семинар по проблемам полицейской этики: Материалы междун. семинара 14-15 мая 2002 г. М.,2003.

7.              Бондаренко Т.А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе //Социол. исслед. 2006. № 1.

8.             Бондаренко, Т.А. Имидж органов МВД в "милицейских" телесериалах / Т.А. Бондаренко // Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал. – М. : Наука, 09/2006 . – N9 .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle