Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р. Полоролевые стереотипы как деффект воспитания детей дошкольного возраста в культурологическом измерении // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 80-83.

Актуальность проблемы. Проблема полоролевой социализации подрастающего поколения в культурологическом и национальном контексте (Автономная Республика Крым) остается одной из сложных и недостаточно разработанной специалистами различных отраслей. Все этапы социализации ребенка соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека, в которой особое место отводится дошкольному периоду. Детство на всех этапах характеризуется постоянной ориентацией на мир взрослых, потребностью быть и реализовываться в социуме, взаимодействовать с ним. По утверждению Е.Л. Кононко социализация в раннем онтогенезе рассматривается как «приобретение дошкольником социального опыта, который приобретается через деятельность, направленную на ориентацию в ситуации приспособления и адаптации к окружающему миру, собственного Я» [4, с. 235].

Усвоение ребенком социального опыта, который трансформируется из внешнего во внутренний план психической деятельности, обозначает его развитие как субъекта предметной деятельности. Интериоризованные способы действий, включенные в индивидуальную предметную деятельность, экстериоризуються, и в дальнейшем происходит накопление новых способов и приемов деятельности на базе ранее усвоенных. Самореализация личности возможна в общественных отношениях, их вариациях, которые обеспечивают и подтверждают уникальность и самобытность личности.

Анализ последних исследований. Традиционный ана­лиз половых отличий всегда сводился к демонстрации и доказательствам характерных отличий мужской и женской природы. Критика социобиологизаторских направлений феминистскими исследователями (эволюционные теории, традиционный психоанализ 3.Фрейда, классический бихевиоризм, теории полового диморфизму (В.А. Геодакян и др.) и теории взаимодополняемости полов (Т. Парсонс, Р. Бейлз) определила и поделила теории в системе функционального подхода изучения представителей обоих полов [6, с. 87]. В педагогических и психологических трудах ведущих специалистов полоролевая социализация квалифицируется как способность подрастающей личности ориентироваться в особенностях поведения и ролей мальчиков и девочек, руководствоваться в своих действиях моральными нормами, ценить свою половую принадлежность, умении наладить гармоничные взаимоотношения с окружающими (Ш. Берн, Д. Исаев, В. Каган, Я. Коломинский, И. Кон, Г. Лактионова, Т. Репина).

                        Основной материал и результаты исследования. Половое воспитание является компонентом полоролевой социализации, так как представляет собой целенаправленный, организованный процесс, направленный на формирование мужских и женских ролей, черт и качеств. Полоролевое воспитание рассматривается в русле задач этического воспитания личности. Прежде всего, оно направлено на формирование целостной личности мальчика и девочки, способных элементарно понимать и воспринимать психологические, анатомо-физиологические особенности пола [2, с. 67].

              Известно, что полоролевые стереотипы служат образом-схемой, которая руководит процессом восприятия информации и её обработки в сознании личности. Эти схемы и стандарты ребенок получает в семье или через родную культуру в процессе социализации (социального воспитания, усвоения социальных норм). Таким же образом усваиваются этнические стандарты поведения и общения [5; с. 149].

Целью педагогического эксперимента было выявление особенностей полоролевой социализации дошкольников разных этнических групп, семейного влияния и детского дошкольного учреждения Автономной Республики Крым (г Симферополь, г. Алушта) на уровень сформированности компонентов полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста. Диссертационным исследованием были охвачены дети 5-6 лет общих и мононациональных групп, родители и педагоги ДОУ. Под общей группой мы понимаем состав детей разных национальностей с русским языком общения. Национальной группой мы считаем детей-представителей одного этноса, разговаривающих на родном языке (украинский, русский, крымскотатарский, еврейский, армянский).

На констатирующем этапе были зафиксированы общие характеристики, свойственные для мальчиков и девочек, независимо от их этнической принадлежности. Для девочек общим является: ориентирование на эмоциональную оценку и общение со сверстниками; использование мимики, поз и жестов для усиления собвственных слов, желаний и требований; яркие интонационные высказывания; сосредоточенность на деталях и выборе партнера в деятельности; концентрация на эмоциональном фоне; открытой демонстрации, готовности и желании нравиться; высокая самокритичность и требовательность к партнеру. Исследователи объясняют этот факт установками и взаимоотношениями, существующими между девочками и членами семьи, которые своим поведением и отношением закладывают образец для подражания [1; 202].

Общими чертами мальчиков старшего дошкольного возраста общих и мононациональных груп выступают: ориентирование и концентрация на результате общей деятельности; поверхностное использование мимики, поз и жестов; предметное общение и его прогнозирование; сосредоточенность на действиях; умение и способность уступить и пожертвовать своими желаниями ради общего результата [там же, с. 87].

Увиденное в семейном кругу ребенок интерпретирует и переносит в собственную практику взаимоотношений с ровесниками обоих полов. Барьеры и трудности в общении, совместной деятельности с представителя противоположного пола испытывают дети из неполных семей, особенно те, в которых отсутствует отец. В категории иссследуемых детей из неполных семей (15%), большую часть представляют девочки (10%), а мальчики – 5%. Отсутствие отца, распад семьи, развод родителей дошкольники переживают очень тяжело и принимают как собственную трагедию. Это влияет на отношения с ровесниками своего и противоположного пола, его статусную позицию в детском обществе. Т. Титаренко акцентирует внимание на том, что нормальное полоролевое развитие мальчиков и девочек требует наличия женского и мужского образца. Одновременное принятие и восприятие родительских ролей допускает их сравнение и осознание как протиположности, так и необходимости их единства. Известно, что у девочек из неполных семей в будущем меньше шансов правильного восприятия и понимания мужей и сыновей, прогнозирования их желаний и поступков, чеи у девочек из полноценной семьи.

В старшем дошкольном возрасте отношение к ровесниками носит объективный характер, обуславливается содержанием и адекватностью удовлетворения потребностей и желаний в совместной деятельности, общении. Старший дошкольный возраст является периодом усвоения моральных норм, дети используют стереотипные модели, фиксируют противоречия между принятыми нормами полоролевого поведения с требованиями к представителями обоих полов.

С целью определения этнической идентификации и отношения к представителям других этносов с исследуемыми мы провели беседу «Национальные особенности». Данная беседа зафиксировала у мальчиков украинской национальной группы и девочек еврейской группы сложность в определении и соотнесении себя как представителя определенного этноса. Это объясняется тем, что родители не акцентируют внимание детей на их этническую принадлежность, не навязывают авторитарным воспитательным влиянием. Проведенная беседа позволила систематизировать ответы исследуемых, сделать количественное распределение по половому признаку и обобщить информацию (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика ответов дошкольников на вопросы беседы «Национальные особенности»

№ п/п

Параметры

(вопросы беседы)

Варианты оценок каждого параметра

 

Количество исследуемых детей в %

Всего

Мальчики

Девочки

1.

Кто ты по национальности:

Знаю

92

46

46

Не знаю

8

5

3

2.

Национальность родителей:

-    папа;

-    мама?

Знаю

89

39

50

Не знаю

11

7

4

3.

Чем ты отличаешься от мальчика\девочки другой национальности?

По внешности

52

21

31

По другим признакам

26

11

15

Не знаю

22

13

9

4.

Чем ты похож\а на мальчика\девочку другой национальности?

По внешности

48

20

28

По другим признакам

19

7

12

Не знаю

33

14

19

5.

Для тебя важна национальность твоих ровесников (одногруппников)?

 

Так

14

5

9

Нет

47

24

23

Мне все равно

28

19

9

Не знаю

11

4

7

6.

Кто по национальности твои воспитатели?

Знаю

77

36

41

Не знаю

23

15

8

7.

Хотелось бы тебе, чтоб твой воспитатель был такой же национальности как и ты?

Своей

28

11

17

Мне все равно

51

21

30

Не знаю

15

4

11

Свой вариант

6

2

4

 

В ответах исследуемых из общих груп на вопросы о схожести и различиях, соотнесении себя с представителями других этносов, доминировали внешние ориентиры, язык общения, Ф.И. ребенка. Детям было легче отличить, охарактеризовать и объяснить принадлежность к определенному этносу на основе контраста: украинец – армянин, русский – крымский татарин, еврей. Относительно отличий близких этнических груп дети часто ошибались, но по имени и внешним параметрам быстро исправлялись.

Ответы на вопросы про схожесть и различия между представителями разных этносов позволяют сделать выводы о том, что для мальчиков (42%) и девочек (52%) приоритетное значение имеют внешние данные (имя; символы веры – крестик, полумесяц со звездой, звезда Давида; цвет волос, глаз и кожи). Наблюдения подтверждают ответы детей относительно определения представителей разных этносов по вышеописанными признаками, большинство детей четко характеризуют и описывают особенности принадлежности ребенка к определенному этносу. Это свидетельствует о том, что все исследуемые имеют четкие представления об этнической идентификации.

На вопросы о желании посещать национальную или общую групу, мальчики (28%) и девочки (47%) из общих груп выбирали ту, которую посещали. Такое же желание высказывали дети из национальных групп, объясняя это личным интересом и желанием быть со своими друзьями-одногруппниками. Этническая принадлежность воспитателя не имеет значения для воспитанников, доминантным признаком оценивания выступают моральные качества, симпатия, проинформированность. Ответы детей 5-6 лет о желаемой национальности воспитателя (педагогов) дают возможность констатировать тот факт, что для детей старшего дошкольного возраста главным показателем остаются моральные качества личности взрослого, а не этническая принадлежность педагога. Полученные данные позволили определить экспериментальные и контрольные группы детей разных этносов. В ходе педагогического процесса, осуществляемого в контрольных группах, не внедрялись новые технологии и методики, работа реализовывалась по стандартной традиционной программе воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения в украинской мононациональной группе подтверждает выводы относительно активности исследуемых в процессе общения, совместной деятельности с представителями обоих полов. Мальчики (33%) и девочки (47%) отличаются позитивным отношением к представителям противоположного пола с разным уровнем культуры полоролевого поведения, желанием и умением наладить взаимоотношения с ровесниками, ориентацией на общепринятые моральные качества каждого ребенка.

В экспериментальной группе всего мальчиков (21%) и девочек (35%) отличаются позитивным отношением к представителям противоположного пола, остальные же дети высказывали негативное отношение и дали субъективную оценку ровесникам. Поведению и размышлениям свойственна система стереотипных представлений, которая берет свои истоки в семье и получает поддержку со стороны педагогов дошкольного учреждения.

Качественный анализ поданных в таблице количественных данных позволяет сделать некоторые обобщения по представителям наиболее (украинская группа) и наименее (армянская группа) социализированных. Таблица 2 дает информацию о зависимости пола ребенка и его представлений о половой дифференциации, а также эталонах мужского и женского поведения.

Таблица 2

Характеристика проявлений полоролевой социализации старших дошкольников

№ п/п

Проявления в поведении детей

Количество детей в %

Украинская группа

Армянская группа

Мальч.

Девоч.

Мальч.

Девоч.

1.        

Различают, определяют пол человека по внешним признакам, способны давать характеристику мужским и женским чертам

86, 2

92,3

80,2

91

2.

Играют и отдают предпочтения играм, забавам, характерным их полу

78,1

85,4

86,3

97,4

1)        

В выборе друзей и партнера в общении, совместной деятельности отдают предпочтение детям своего пола

61,6

62,7

86,4

64,2

4.

Свободное время и общение дети проводят с родителем своего пола

86,8

73

95,8

92

5.

Активно участвуют в распределении обязанностей между родителями, помогают обоим родителям, поясняя это тем, что помощь матери или отцу необходима на этом этапе

60,2

47,9

26,4

47,7

6.

Характеризуют представителей противоположного пола положительными качествами, придают им положительные черты

36,6

53,3

21

35

7.

Высказывают негативные чувства и отношение к представителям противоположного пола

58,9

40,2

79

65

8.

Проявляют и высказывают удовлетворенность своей половой принадлежностью, позитивно отзываются о ней

96,8

94,6

90,4

92,3

9.

Считают, что временно изменили бы свой пол, объясняя это собственной заинтересованностью (обмен ролями на непродолжительное время)

2,6

10

-

25,7

Демократичность семейного воспитания, развитие общепринятых моральных норм и качеств, ориентация на культурные и религиозные ценности не только своего, но и другого этноса, принятие их культуры – стимулируют ребенка старшего дошкольного возраста к поведению, соответствующему норме и эталонов, не вызывая внутренних противоречий в восприятии «мужского и женского» миров.

Зафиксированные показатели, их содержание подтверждают факт выбора партнеров по половому признаку, авторитарность традиционного воспитания, развития внутренних культурных качеств, ориентации на культурные и религиозные ценности своего этноса, непринятия культуры других этносов – все это создает негативные условия полоролевой социализации дошкольника, создает дефекты в воспитательном процессе соответствующего поведения, современных эталонов мужчины и женщины.

 

Литература:

1.             Гончаренко А. М. Педагогічні умови становлення гуманних взаємин старших дошкільників: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гончаренко Алла Миколаївна. - К., 2003. - 214 с.

2.             Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3 - 7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65 - 69.

3.             Кон И. С. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения / И. С. Кон // Семья : в 2 кн. Кн. 1. - М.: Политиздат, 1990. - С. 257 - 270.

4.             Кононко О. Л. «Я у Світі»: нова світоглядна позиція / О. Л. Кононко // Дошкільне виховання. - 2009. - № 1. - С. 5 - 9.

5.             Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - М., 2004. – 408с.

6.             Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle