История и современность психолого-педагогических взглядов К.Д. Ушинского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 3712 раз

Библиографическое описание:

Лимонцева, Г. В. История и современность психолого-педагогических взглядов К.Д. Ушинского / Г. В. Лимонцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2423/ (дата обращения: 25.04.2024).

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Стремление к нравственному совершенствованию подменено стремлением к поиску удовольствий и наслаждений, развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданская позиция, патриотизм.

Сегодня задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Без ее решения невозможно совершенствование образования, развитие науки и культуры и, без преувеличения, ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Исторический опыт в реализации образовательного и нравственного идеала в сложившейся обстановке приобретает особое значение, поскольку его изучение и анализ, выявление и оценка всего позитивного, что было сделано нашими предшественниками, способствует поиску новых подходов к теории и практике современного образования. В этом существенную помощь могут оказать исследования, посвящённые изучению опыта выдающихся учёных, основоположников российской педагогической психологии.

Особое значение для становления педагогической психологии имеет творчество К.Д.Ушинского.

В историю отечественной науки имя К.Д. Ушинского вошло как выдающегося педагога, национального воспитателя, внесшего вклад в разработку проблем воспитания и в совершенствование образовательной практики русской школы.

К.Д. Ушинский не только педагог, но и величайший психолог, который создал свою оригинальную систему психологии и явился основоположником педагогической психологии в России.

Исследования воспитания составили суть деятельности К.Д. Ушинского в течение последних 15 лет жизни, что позволяет признать его профессиональным теоретиком России, заложившим основы педагогической антропологии.

Больше века отделяет нас от жизни и деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского. Тем не менее, его практические высказывания об обучении и воспитании подрастающего поколения, человеческой личности как величайшей ценности для правового государства, о труде как источнике материально и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущего поколения перед грядущим имеют большое значение для современности.

Анализируя состояние русской психологии в XIX столетии, Б.Г. Ананьев с полным основанием утверждал, что К.Д. Ушинский был великим психологом именно потому, что был великим педагогом и, в свою очередь, величие в педагогике в значительной мере связано с его капитальным вкладом развитие русской научной психологии. Как заметил Б.Г. Ананьев, впервые в истории научной мысли систему психологических знаний о воспитании создал педагог, что было принципиально новым не только для русской, но и для мировой науки [1, с. 3].

К.Д. Ушинский создал концепцию воспитания человека, основанную на изучении его внутреннего мира. В 50 – 60-е годы XIX века ее положения получили развитие в статьях К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы» и других. Его произведение «Руководство к преподаванию по родному языку» (часть I и II) представляет большой интерес не только как методическое и дидактическое руководство, но и как пособие по педагогической психологии.

Оставив нам прекрасное творческое наследие, – источник полезных знаний и щедрого педагогического опыта, – Ушинский, кроме того, преподал последующим поколениям педагогов высокий пример заботы об учебных книгах для подрастающих поколений. Наша школа многое приобрела бы, имея в достатке учебники, подобные своему диалектическому потенциалу «Родному слову» и «Детскому миру».

Абсолютно все основополагающие нравственные понятия, о которых должна ведать душа с самого детства, к чему должна быть направлена ее внутренняя деятельность, самосовершенствование, присутствуют в учебных книгах К.Д. Ушинского. Сострадание к немощным и обездоленным, способность к самоукорению и снисходительности, самоотдача и самопожертвование, умение довольствоваться самым необходимым, непритязательность, невзыскательность, нетерпимость к праздности, порождающей пороки, пытливость ума в постижении мудрости человеческой, усердие в учении – все, гармонизирующее душевный строй человека и устанавливающее миропорядок, ибо духовность, по Ушинскому, есть основа нравственности.

Теоретические воззрения К.Д. Ушинского, сконцентрированные в его фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), оказали большое влияние не только на современное ему состояние педагогической мысли в России, но и на все ее последующее развитие. Он поднял общие, широкие задачи комплексного изучения ребенка и руководства его развитием, рассматривая три основных источника педагогики (психологию, физиологию, логику) в единстве и взаимозависимости. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; пределах и возможностях обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

Непреходящая ценность этого фундаментального труда объясняется тем, что в нем изложены важнейшие результаты добытых к тому времени наукой знаний о природе человека, о закономерностях его физического и психического развития. Ушинский рассматривает все сколько-нибудь значительные учения естествоиспытателей, физиологов, психологов, философов, социологов с целью выявления содержащихся в них знаний о человеке как о предмете воспитания. Такие знания необходимы для всех областей человеческой деятельности, но особенно деятельности педагогической, имеющей своей конечной целью удовлетворить высшие нравственные и духовные потребности человека.

По своим общим подходам, глубине и масштабности видения человека как предмета воспитания, «Педагогическая антропология» и теперь сохраняет значение классического образца для научной педагогики и психологии.

Понятие воспитания Ушинский выводит из понятия человека и его деятельности. Воспитание, по Ушинскому, обязано давать обществу полезных граждан, заботиться о людях, беречь природу. Прогресс общества зависит от правильно поставленного воспитания, только тогда каждый человек сможет найти свое место в сложнейшей жизненной обстановке.

К.Д. Ушинский считал, что воспитание имеет свои объективные законы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мог рационально осуществлять свою деятельность. Но чтобы познать эти законы и сообразоваться с ними, надо, прежде всего, изучить самый предмет воспитания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [2, с. 23]. По мнению К.Д. Ушинского, «воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [3, с.212].

Актуально звучат мысли Ушинского о нравственности, морали и этике, чувстве справедливости, совести и любви к отечеству. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести, вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [4, с.22]. Воспитывая в детях нравственность, школа, тем самым, оказывает влияние и на нравственность общества.

Нравственные и эстетические чувства выводятся из чувства справедливости и возникают из «глубин самосознания» и «стремления к совершенству». Поэтому, согласно Ушинскому, чувство справедливости и, следовательно, идеал совершенства «надобно внедрять детям с детства».

Нравственные чувства Ушинский считал высшим этапом развития человека как личности. Поэтому нравственному развитию в процессе обучения он придавал большое значение. Воспитание нравственности примером имеет огромное значение, так как пример действует на ребенка очень сильно; в нем он ясно представляет результаты своих действий. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Причины такого нравственного магнетизирования скрываются глубоко в природе человека» [5, с.26]. «Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [5, с.26].

Ушинский считает, что напускная мораль является хуже, чем наказание. «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, – говорит он, – смысл которых не понят, а главное не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков» [6, 398].

Основная задача воспитания по Ушинскому – «привести в должное равновесие телесные и душевные стремления, а потом до того развить душевные, чтобы они своей силой взяли перевес над телесными» [7, с 484]. Если ребенок не чувствует потребности душевной деятельности, он находит ее удовлетворение в сфере телесной. Дитя нужно держать так, «чтобы его мысль и его сердце были по возможности менее заняты тем, что оно есть и пьет, и на чем сидит или лежит и вообще всем тем, к чему мы не желаем укоренить в нем наклонности» [7, с 489].

Поэтому в педагогическом процессе Ушинский уделяет большое внимание труду. Высказывания К.Д. Ушинского о нравственно-воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются весьма ценными в наше время.

Ушинский говорит: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось, ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Леча больного, доктор только помогает природе, точно также и наставник должен бороться с трудностями постижения того или иного предмета, не учить, а только помогать учиться. Методы такого вспомогательного преподавания, кроме многих других достоинств, имеют еще и главное то, что они, приучая воспитанника к умственному труду, приучают его преодолевать тяжесть такого труда и испытывают те наслаждения, которые им доставляются». [8, с.24 ].

«Мы любим труд, – пишет Ушинский, – но не любим трудности труда, не соображая, что труд без трудностей невозможен; ибо трудность составляет всю сущность труда, независимо от тех целей, которые трудом достигаются. Ища труда и отвращаясь от трудностей труда, человек ищет невозможного». [8, с.26].

Ушинский считает, что большинство людей склонно думать, что умственный труд вредно действует на организм. Ушинский совершенно не согласен с этим. Конечно, умственный труд не развивает мускулов, но зато умственный труд оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на деятельность нервной системы. А интенсивное развитие нервной системы под влиянием умственного труда придает необыкновенную живучесть человеческому организму. Люди, привыкшие к умственному труду, легче переносят перемену климата, дурной воздух, недостаток пищи, отсутствие движений, нежели люди с сильной мускулатурой, но слабо и вяло действующей нервной системой. Причина этого заключается в том, что нервная система имеет доминирующее значение над другими биологическими системами организма – мысль, которая получила широкое признание в наше время. [8, с.13].

Ушинский убежден в том, что «воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Но для этого духовные силы должны расти вместе с материальными, только тогда богатство безвредно для человека, « когда и материальная и духовная сферы рядом и дружно расширяются перед ним.» [8, с.20]

Интересны и верны размышления Ушинского о распространении роскоши среди людей, которая быстро может съедать нравственность и счастье людей. Экономическое развитие общества, не опирающееся на духовное его развитие, приводит его к такому болезненному состоянию, что: «один дуреет от жира, другой дичает от нищеты, одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину; тот и другой приближаются к состоянию животному…» [8, с.20]

Против такого недуга у Ушинского есть лекарство: чем большие богатства ожидают человека, тем более он должен приготовиться нравственным и умственным развитием к тому, чтобы выдержать свое богатство.

Всякая школа, по мнению Ушинского, не выполняет своего назначения, если она не приготовляет ребенка к жизни. «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», - убежден К.Д. Ушинский [8, с.20]

Не менее созвучны нашей эпохе и высказывания Ушинского о самовоспитании. Ушинский верил в неисчерпаемые возможности человека управлять, руководить своим организмом, лечить его: «Душа, не творя физических сил, имеет способность передвигать их в организме, а может быть, и превращать одну силу в другую, извлекать их из одних органических процессов и сосредотачивать в других, - и эта власть души так обширна, что далеко не пользуемся ею» [7, с.377] Поэтому проблема самовоспитания у Ушинского восходит к вопросу «о воспитании у ребенка власти над его нервной организацией» [7, с.374]. Важнейшая задача самовоспитания – научить ребенка подчинять свой нервный организм ясному сознанию и воле, чтобы максимально развить свои задатки и потенциальные способности.

Ушинский делает важный психологический вывод о том, что практическое значение науки состоит в том, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека. «Наука доставила нам средство плыть не только по ветру, но и против ветра; не ждать в ужасе громового удара, а отводить его; не подчиняться условиям расстояния, но сокращать его паром и электричеством». Самое главное, по Ушинскому, было бы открытие «в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». [9, с.17]

К.Д. Ушинский занял достойное место в ряду великих педагогов мира. Как всякий гений, он неисчерпаем. Еще полностью не описана и не осмыслена его педагогическая система. Именно сейчас пришла пора переосмысления, исследования и развития психолого-педагогического наследия великого отечественного ученого.

Ушинский был уверен, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. «Кажется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средств величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти. Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство» [9, с.23-24]

Подлинно психологический подход К.Д. Ушинского к постановке и решению принципиально важных вопросов, глубина и основательность анализа рассматриваемых проблем, сочетание разработки научных проблем с практической педагогической направленностью определяют современное звучание его трудов и необходимость постоянного обращения к ним. Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, его литературные произведения служат задачам создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, реализующей его высшее предназначение.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. – 1969. - № 2
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.9 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  3. Ушинский К.Д СОБР. Пед. сочинений., т 1 СПБ, 1913
  4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 2 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  5. Ушинский К.Д Собр. Пед. соч., т 2. СПБ, 1913
  6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 6. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- 528 с.
  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1988.- 496 с.
  9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 5. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- 528 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственный труд, труд, воспитание, нервная система, педагогическая психология, предмет воспитания, ребенок, чувство справедливости, особое значение, педагогическая антропология.


Похожие статьи

К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти...

Проблема формирования личности является центральной в современной педагогической психологии, психологии личности.

Эта связь должна проявляться в единстве задач нравственного и умственного воспитания. В связи с этим, он придавал большое значение...

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне...

Пока ребенок развивается умственно и физически, он проходит несколько этапов. Воспитание в большой степени связано с особенностями ребенка, с влиянием

Сначала переход к такому «ответственному труду» сложно для ребенка, но он понемногу начинает привыкать к этому.

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики

Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог

Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)», (тома 1–2 1867–1869 годы), собрал материалы для третьего тома.

Нейропедагогика и ее задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

В своем основополагающем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он среди всех необходимых для учителя и воспитателя наук ставит на первое место психологию.

К.Д. Ушинский о сущности и причинах детского упрямства

Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005. ребенок, упрямство, воспитатель, уж, сила, причина упрямства, поведение ребенка, ложный стыд, капризное упрямство, нервная система.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860); ‒ «Детский мир и Хрестоматия».

‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869)

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории.

Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств.

История образования и педагогики в трудах С.И. Миропольского на примере церковно-приходских школ.

Зачем ребенку играть | Статья в сборнике международной...

Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками

М. Просвещение, 1983. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре.

Похожие статьи

К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти...

Проблема формирования личности является центральной в современной педагогической психологии, психологии личности.

Эта связь должна проявляться в единстве задач нравственного и умственного воспитания. В связи с этим, он придавал большое значение...

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне...

Пока ребенок развивается умственно и физически, он проходит несколько этапов. Воспитание в большой степени связано с особенностями ребенка, с влиянием

Сначала переход к такому «ответственному труду» сложно для ребенка, но он понемногу начинает привыкать к этому.

Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики

Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог

Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии)», (тома 1–2 1867–1869 годы), собрал материалы для третьего тома.

Нейропедагогика и ее задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

В своем основополагающем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он среди всех необходимых для учителя и воспитателя наук ставит на первое место психологию.

К.Д. Ушинский о сущности и причинах детского упрямства

Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005. ребенок, упрямство, воспитатель, уж, сила, причина упрямства, поведение ребенка, ложный стыд, капризное упрямство, нервная система.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе...

‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860); ‒ «Детский мир и Хрестоматия».

‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869)

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории.

Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств.

История образования и педагогики в трудах С.И. Миропольского на примере церковно-приходских школ.

Зачем ребенку играть | Статья в сборнике международной...

Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками

М. Просвещение, 1983. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре.

Задать вопрос