Библиографическое описание:

Букшина С. В. Право ребенка жить и воспитываться в семье // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 211-214.

Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере любви и счастья (преамбула Конвенции о правах ребенка) [1], СК РФ установил в качестве одного из приоритетных и самостоятельных личных прав каждого ребенка, обеспечивающих его социализацию право жить и воспитываться в семье насколько это возможно (ст. 54 СК РФ) [2].

Содержащиеся в п. 2 ст. 54 СК РФ слово «каждый» ребенок означает принадлежность перечисленных в нем прав к разряду личных прав человека, неотчуждаемых и естественных, принадлежащих ему от рождения независимо от юридического признания государственной принадлежности лица внутри страны и наделения его в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве государства.

Действующее семейное законодательство РФ исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (п. 3 ст. 1 СК РФ). Данный принцип вытекает из Конвенции о правах ребенка, рассматривающей ребенка как самостоятельную личность, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.

Воспитание ребенка осуществляется не семьей, она не является субъектом права, а ее отдельными членами. При этом состав семьи, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разным. Согласно ст. 2 СК РФ семейное законодательство регулирует отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон предусматривает такие формы семейного воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как усыновители являются законными представителями усыновленных и их права и обязанности аналогичны родительским правам и обязанностям. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ). По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК РФ). При этом основанием возникновения отношений между усыновителями и усыновленным является решение суда об установлении усыновления ребенка (абз. 1 п. 2 ст. 125 СК РФ). В случае если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническими алкоголизмом или наркоманией суд может принять решение об отмене усыновления.

Другой формой семейного воспитания является опека и попечительство, устанавливаемые в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

Опекой и попечительством над ребенком (детьми) признается и приемная семья. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеки и попечительстве (ст. 152 СК РФ). Приемные родители по отношения к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна и попечителя (п. 3 ст. 153 СК РФ) и являются законными представителями ребенка.

Рождение ребенка – это правовой факт, порождающий определенные правовые последствия, в частности права и обязанности родителей и права детей, предусмотренные семейным законодательством. Данное положение вытекает из требований ст. 47 СК РФ, в которой написано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке». Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют: во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание, в установленном законом порядке.

Основными воспитателями, независимо от того записаны они в свидетельстве о рождении ребенка или нет, являются родители ребенка, который, в свою очередь, имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (абз. 2 п. 2 ст. 54 СК РФ). Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (п. 1 ст. 18 ФЗ «Об образовании») [3], заботиться о физическом, психическом здоровье, духовном и нравственном развитие своих детей(ст. 63 СК РФ). Именно родители путем систематического воздействия, влияния на ребенка формируют то духовное начало, которое определяет его поведение в течение всей жизни. Для формирования характера ребенка, степени его духовной зрелости, сознательности и культурности родителям предоставляется свобода выбора способов и методов воспитания, которые, однако, должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 65 СК РФ). Родители несут не только юридическую, но и моральную, ответственность за создание вокруг ребенка объективной действительности, которая, отражаясь в сознании, оказывает огромное влияние на его душевный склад.

Родители имеют не только право, но и обязанность воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Проблема единства прав-обязанностей родителей является предметом научного обсуждения. Некоторые авторы отмечают неразрывное единство прав и обязанностей родителей не в общетеоретическом контексте, а в специальном (право есть одновременно обязанность). О.С. Иоффе полагает, что в правоотношениях между родителями и детьми имеет место классическая корреспонденция прав и обязанностей: правам родителей соответствуют обязанности, а родительским обязанностям – правомочия детей. В связи с отсутствие в законе «детских обязанностей» отмечается, что: «Упоминание в кодексе о правах родителей по отношению к детям уже само по себе должно было бы свидетельствовать о возложении на детей обязанностей, соответствующих этим правам». Но поскольку обязанность предполагает за свое неисполнение санкцию в виде возможности применения мер государственного принуждения, продолжает автор, а неисполнение родительских требований воспитательного характера как будто бы таковых последствий не влечет, принято говорить о личных правах родителей без упоминания о противостоящих им личных обязанностей детей. Между тем родителям, как бы по умолчанию, разрешается «применять к детям любые непротивоправные и не противоречащие принципам морали методы», и коль скоро они тем самым получают защиту закона, «налицо правовая охрана возлагаемых на детей обязанностей» [4 с.101].

 Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (абз. 3 п. 1 ст. 63 СК РФ), которое выражается в невмешательстве третьих лиц в воспитательный процесс. Данное право порождает право родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Под любыми лицами следует понимать как родственников, если нахождение у них ребенка выходит за пределы права на общение и ребенок не передан им на временное фактическое воспитание, так и лиц, не являющихся родственниками, и различные организации [5].

 Удерживать значит заставлять находиться или оставлять в каком-нибудь месте. Получается, что нахождение ребенка у других лиц без законных оснований является его удержанием, т.е. правонарушением, выражающемся в нарушении права родителей на воспитание ребенка и права ребенка на совместное с родителями проживание и воспитание своими родителями. Но закон не рассматривает нахождение ребенка у других лиц без законных оснований как нарушение прав указанных лиц и не предусматривает вмешательство на этом этапе. Однако, на наш взгляд, эта норма имеет некоторую порочность. Во-первых, удержание ребенка не на основании закона и не на основании решения суда уже противозаконно. Ребенок, должен жить и воспитываться своими родителями и это непреклонное правило. Во-вторых, нет гарантии, что лицо, удерживающее ребенка у себя, не причинит ему вреда. В-третьих, родители по разным причинам могут не заявлять требование о возврате ребенка и нахождение ребенка в такой жизненной ситуации, неизбежно приведет к нарушению не только его прав и законных интересов, но психофизиологического состояния здоровья.

В этой связи считаем, что в случае появления чужого ребенка лицо обязано незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы или органы опеки и попечительства по месту его фактического нахождения. Во избежание злоупотреблений со стороны лиц, удерживающих ребенка у себя без законных оснований и в целях максимальной защиты прав и интересов такого ребенка, предлагаем установить в ст. 68 СК РФ указанную обязанность, несмотря на ее декларативный характер.

В силу того, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей, они не только вправе, но и обязаны требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя. Праву родителей требовать возврата ребенка корреспондирует обязанность лица, удерживающего ребенка его вернуть, причем немедленно.

 Если лицу, удерживающему у себя ребенка, стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, то удержание ребенка, т. е. невыполнение требования родителей о возврате, нужно рассматривать как правомерное действие, направленное на защиту прав и интересов несовершеннолетнего [6]. Обратим внимание, что оценку возникшей ситуации и поведению родителей и лица, удерживающего ребенка у себя, может дать только суд. Лицо, удерживающее ребенка должно действовать в соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ, устанавливающим обязанность должностных лиц организаций или иных граждан сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Считаем, что в данную статью закона необходимо внести дополнение о незамедлительном исполнении этой обязанности. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Например, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится и обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (ст. 77 СК РФ).

В случае невыполнения требования родителей о возврате ребенка в добровольном порядке, между родителями и лицом, удерживающем ребенка у себя, возникает спор, а значит, родители вправе обратиться в суд за защитой своих родительских прав (ст. 68 СК РФ). Причем обращение в суд может быть осуществлено независимо от того, сколько времени прошло с момента фактического удержания ребенка и его обнаружения, но до его совершеннолетия или приобретения несовершеннолетним дееспособности в полном объеме. Это обусловлено тем, что в этих случаях в отношении детей прекращаются личные родительские права и обязанности по воспитанию.

Обращаясь в суд, родители одновременно осуществляют защиту своих прав и прав ребенка как его законные представители. В свою очередь орган опеки и попечительства, изучив сложившуюся ситуацию и установив наличие противоречий между интересами родителей и детей, обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ). По мнению А.М. Нечаевой по своей правовой природе данная статья является разновидностью ограничения родительских прав, что порождает вопрос: где же тогда опасность оставления ребенка с родителями как обязательное условие ограничения родительских прав, предусмотренное п. 2 ст. 73 СК РФ? Также неясно кто этот представитель, каковы его правовой статус, характер правоотношений с законными представителями несовершеннолетнего. Далее автор делает вывод о том, что этот вопрос не продуман, не имеет соответствующего правового оформления, а эти нормы относится к числу «мертвых» норм, создающих лишь иллюзию защиты прав несовершеннолетнего члена семьи, и поэтому не применяются на практики [7].

В качестве ответчика выступает лицо, у которого находится ребенок. Из содержания ст. 68 СК РФ следует, что до предъявления родителями требования о возврате лицо, удерживает ребенка у себя, а при возникновении спора ребенок уже не удерживается, а находится у него. Очевидно, что лицо, удерживающее ребенка у себя, осуществляют его фактическое воспитание и содержание, а значит, оно является фактическим воспитателем, а ребенок фактическим воспитанником [8]. Одно это уже делает невозможным вопрос о семейно-правовой ответственности лица, удерживающего ребенка у себя. Однако если в его поведении будут выявлены признаки правонарушения иной отраслевой принадлежности, вопрос об ответственности должен решаться согласно соответствующему закону.

Данный спор относится к категории споров, связанных с воспитанием детей, поэтому к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства, который представляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание и заключение по существу спора (ст. 78 СК РФ). Задача суда, руководствуясь принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, выяснить, кто из участников спора способен обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка. В ходе судебного разбирательства должно быть заслушано мнение ребенка, которое учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ. При рассмотрении дела суд учитывает реальную возможность родителей обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителей с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителями, а также лицами, у которых он фактически проживает и воспитывается. Если суд придет к выводу о том, передача ребенка родителям не отвечает его интересам, суд вправе отказать в удовлетворении иска родителей, а ребенок может быть оставлен лицу, у которого он находится. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 68 СК РФ).

Решение суда об отказе возврата ребенка его родителям можно отнести к другим случаям отсутствия родительского попечения, предусмотренных ст. 121 СК РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств, должен избрать наиболее приемлемую для ребенка форму устройства воспитания и инициировать процедуру лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах.

При регулировании этой жизненной ситуации, закон исходит из предположения о том, что лицо, у которого находится ребенок, предоставляет ему кров, питание и заботу, а значит, действует в его интересах и в качестве основной преследует – защиту прав и законных интересов ребенка и только потом его родителей.

Кроме родителей требовать возврата ребенка, находящего под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей вправе требовать опекун или попечитель. Но данное требование опекуна (попечителя) к лицу, удерживающему у себя ребенка возможно только на основании решения суда о возврате подопечного (п. 4 ст. 148.1 СК РФ). Таким образом, СК РФ предусматривает защиту прав и обязанностей опекуна (попечителя) на воспитание ребенка, заботы о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). В силу того, что приемная семья признается опекой и попечительством, а приемные родители осуществляют права и обязанности опекуна и попечителя это положение распространяется и на них. Рассмотрение иска опекуна (попечителя), приемных родителей происходит по вышеописанной схеме с учетом норм ст. 68 СК РФ.

При отказе в заявленных требованиях, в зависимости от выявленных обстоятельств орган опеки и попечительства принимает решение об отстранении либо освобождении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, которое оформляется соответствующим актом (ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве») [9]. Неблагоприятные условия для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращение его родителям или усыновителям является основанием прекращения договора о приемной семье (ст. 153. 2 СК РФ).

При принятии судом решения в пользу родителя (лиц, их заменяющих) предъявившего иск о возврате ребенка ответчик обязан исполнить его добровольно немедленно. В противном случае к нему применяются нормы, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Принудительное исполнение решений, вязанных с отобранием ребенка и передача его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органа внутренних дел. При невозможности исполнения решения суда о передачи ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 79 СК РФ).

Семейное воспитание означает, что ребенок проживает вместе со своими родителями (лицами, их заменяющими). Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (п. 2 ст. 54 СК РФ). В свою очередь совместное проживание означает, что ребенок воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств. Когда ребенок проживает вместе с одним из родителей, то именно он является «основным» воспитателем ребенка. Тогда как родитель, проживающий отдельно от ребенка имеет лишь право на участие в его воспитание (п. 1 ст. 66 СК РФ).

 

Литература:

1.                  Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-I. Вступил в силу для России с 15 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993г.

2.                  Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ.1996. №1. Ст. 16.

3.                  Федеральный закон от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 27.12.2009) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ.1996. №3. Ст. 150.

4.                  Цит. по кн. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М., Проспект. 2000.

5.                  Не входит в категорию «любые» лица родитель, проживающий отдельно от ребенка, так как отношения ребенка с таким родителем регулируются специальными нормами СК РФ.

6.                  Думается, что возврат ребенка может и непроизойти, если нет доказательств подтверждающих факт родства между ребенком и лицами, предъявляющими требование о возврате.

7.                  Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика // http://www.usynovite.ru/consult/law/nechaeva/

8.                  В соответствии со ст. 2 СК РФ лицо, удерживающее ребенка у себя, относится к иным лицам, отношения с которыми регулируются семейным законодательством в случаях и в пределах им предусмотренных.

9.                  Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 18.07.2009) "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ. 2008. №17. Ст.1755.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle